Презентация на тему "Культура России в XVI в."


Подписи к слайдам:
PowerPoint Presentation

Культура России в XVI в.

Грамотность, книжное дело

  • Первые учебники по грамматике, арифметике, словари – «Азбуковники»
  • 1564 г. – начало книгопечатания в России, Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец
          • «Апостол» - 1564
          • «Часослов» - 1565
          • первый букварь -1574

Литература

  • летописи: Новый летописный свод,
  • Никоновская летопись (сер. 16 в.),
  • Лицевой летописный свод (16 в.)
  • историко-литературные произведения:
  • «Великие Четьи минеи»,
  • Степенная книга (митрополит Макарий)
  • бытовой жанр: «Домострой» (протопоп Сильвестр)
  • публицистика: «Сказание о князьях Владимирских»,
  • переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским,
  • сочинения Ивана Пересветова,
  • М. Башкина, Ф.Косого

ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ — свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. ВМЧ были созданы по инициативе митрополита Макария как своеобразный многотомный сборник “всех книг четьих”, “чтомых” на Руси (преимущественно “святых”, предназначавшихся для “душеполезного” чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день. 

  • ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ — свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. ВМЧ были созданы по инициативе митрополита Макария как своеобразный многотомный сборник “всех книг четьих”, “чтомых” на Руси (преимущественно “святых”, предназначавшихся для “душеполезного” чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день. 

«Степенная книга» - памятник русской исторической литературы. Была составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. «Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича «святого» до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья. Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящен союзу светской и духовной власти. Описания русских князей и правителей носят житийный характер (славословие их «святых подвигов» и «истинного благочестия»), в каждую грань включено и жизнеописание «святейших» из русских митрополитов. «Степенная книга» была в 16—17 вв. одним из наиболее популярных исторических произведений. Сюжеты её оказали большое воздействие на монументальную настенную живопись 16—17 вв. (роспись 1564—1565 московского Архангельского собора и др.).

  • «Степенная книга» - памятник русской исторической литературы. Была составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. «Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича «святого» до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья. Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящен союзу светской и духовной власти. Описания русских князей и правителей носят житийный характер (славословие их «святых подвигов» и «истинного благочестия»), в каждую грань включено и жизнеописание «святейших» из русских митрополитов. «Степенная книга» была в 16—17 вв. одним из наиболее популярных исторических произведений. Сюжеты её оказали большое воздействие на монументальную настенную живопись 16—17 вв. (роспись 1564—1565 московского Архангельского собора и др.).

"ДОМОСТРОЙ", 

  • "ДОМОСТРОЙ", 
  • памятник русской  литературы 
  • 16 в., свод житейских правил и наставлений, 
  • своеобразная энциклопедия 
  • русского патриархального 
  • домашнего быта. 
  • Составлен при участии священника 
  • Сильвестра.

Домострой

  • Полное название «Книга, называемая «Домострой», 
  • содержащая в себе полезные сведения, поучения и
  • наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»), 
  • свод советов и правил,
  • определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной 
  • одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей.

«Домострой» не просто сборник советов — перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерквленного семейного и хозяйственного быта. 

  • «Домострой» не просто сборник советов — перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерквленного семейного и хозяйственного быта. 
  • «Домострой» создан в 1-й пол. царствования 
  • Ивана Грозного. Авторство окончательного текста 
  • связывают с именем сподвижника и наставника 
  • Ивана Грозного благовещенского иерея 
  • Сильвестра.  «Домострой» состоит из трех частей: 
          • об отношении русского человека к Церкви и 
          • царской власти; 
          • о внутрисемейном устроении; 
          • об организации и ведении домашнего хозяйства

Архитектура

  • Церковь Воскресения в с. Коломенское (1532 г.)
  • Архангельский собор Московского Кремля (Алевиз Новый)
  • Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного), Барма и Постник
  • Белый Кремль, Смоленский Кремль (Фёдор Конь)

Ремесло

  • Андрей Чохов,
  • «Царь-пушка»,
  • 1586 г.

Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку.

  • Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку.
  • Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса. В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой.
  • В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля.
  • Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот. Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль, и с тех пор она не покидала его пределы.