Презентация "КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI в"
Подписи к слайдам:
- КУЛЬТУРА
- РОССИИ
- В XVI в
- ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI в.
- прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства.
- Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель
- Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии.
- В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.
- ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ.
- Основной материал для письма – бумага. Привозили ее из Италии, Франции, Германских государств, Польши.
- Центры книгописания – монастыри.
- Появились письменные документы.
- Продолжается летописание.
- 1563 г –первая типография в Москве.
- Первопечатник в России – Иван Фёдоров.
- 1564 – начало книгопечатания на Руси.
- Помощник – Пётр Мстиславец.
- Первая печатная книга, вышедшая в России,— «Апостол» (1564).
- 1565 г –«Часослов» - сборник ежедневных молитв.
- Русский букварь был напечатан в 1574 г в Литве. Всего в XVI в было издано 20 книг.
- Литература.
- летописи «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись).
- хронографы
- исторические повести: «Казанское взятие»,
- «О хождении Стефана Батория на град Псков»
- публицистика:
- - в посланиях игумена Филофея великому князю
- Василию III был окончательно сформулирован тезис
- «Москва — третий Рим».
- - Иван Пересветов: идеал государственного устройства - сильная
- самодержавная власть, опирающаяся на дворянство.
- князь Андрей Курбский: выступал за ограничение
- власти царя (вёл переписку с Иваном Грозным).
- Священник Ермолай: выступал за установление
- твёрдых норм крестьянских повинностей.
- Феодосий Косой: высказывался о равенстве всех людей.
- «ДОМОСТРОЙ»
- автор священник Сильвестр.
- середина XVI в:
- Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи
- . «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч- ежемесячные чтения)
- - собрание жизнеописаний отцов церкви,
- житий святых для ежедневного чтения.
- Составлено под руководством митрополита
- Макария в 30—40-е гг. XVI в.,
- включает 12 томов, каждый из которых
- соответствует определенно
- му месяцу и разбит по дням.
- «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц
- рукописного текста, украшенных орнаментами.
- АРХИТЕКТУРА.
- Завершение строительства ансамбля Московского Кремля:
- В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин (Руффо), Алевиз Новый.
- В это время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади
- Архангельский собор 1505-1508
- был до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей,
- архитектор
- Алевиз Новый
- Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.
- колокольня Ивана Великого
- 1505-1508 гг
- Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни). 1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов.
- 1532 – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый.
- в XVI появился в шатровый стиль.
- Храмы венчались шатром. Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса.
- Церковь Вознесения в селе Коломенском.
- Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного.
- Высота около 62 м с крестом
- Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня.
- Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высоьою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.
- Храм Василия Блаженного.
- (Покровский собор).
- 1555—1561.
- .
- зодчие Барма и Постник
- построен в честь взятия русскими войсками Казани.
- Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску.
- Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.
- Смоленский Кремль
- конец XVI в архитектор Фёдор Конь.
- .
- «ожерелье земли русской»
- Укрепление Москвы.
- .
- 1535—1538 гг: итальянский арх. Петрок Малый возвел вторую линия укреплений, опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город.
- 1585—1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо).
- В конце XVI в. сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу — «Скородом» (ныне Садовое кольцо).
- ЖИВОПИСЬ.
- Иконопись:
- Икона-картина «Церковь воинствующая»
- Размер 4 метра. Цель: увековечить
- в искусстве покорение Казанского ханства.
- книжная миниатюра:
- Государев Совет
- миниатюра XVI века.
- ЖИВОПИСЬ.
- Фресковая роспись
- фрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные артелью художников во главе с Феодосием.
- Страшный Суд - фреска Благовещенского собора
- ЖИВОПИСЬ.
- Фресковая роспись
- Благовещенский собор, Фреска "Троица
- памятник русского меднолитейного дела:
- Царь-пушка – 1594 г.
- мастер: Андрей Чохов
- самая большая пушка в мире.
- вес - 40 тонн, калибр пушки -89 см, диаметр ствола - 120 см,
- длина пушки - 5,5 метра.
- Это гигантское оружие могло стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм.
- Андрей Чохов, называл её "пушкой", в старину это орудие часто называли "Дробовиком российским", потому что стрелять оно должно было "дробом" (картечью).