Открытый урок "Жемчужины православной архитектуры Курской области" 6 класс

Открытый урок по ОПК подготовила и провела в 6 классе
Кулешова Валентина Михайловна
« Верхотопенская основная общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области.
«Жемчужины православной архитектуры Курской области».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых
проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в
отдельности.
В настоящее время, когда в России идёт процесс определения ценностных
ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для
общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных,
традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно
и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему
адаптироваться к изменившемся условиям, осмыслить своё место во вновь
возникшей системе общественных координат.
Данный урок направлен на приобщение обучающихся к духовно-нравственным
ценностям и культуре.
Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную
культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была
и остаётся духовно, нравственно, эстетически значимой.
Цели и задачи: обобщить и конкретизировать знания детей об устройстве
православного храма, закрепить понятие о синтезе искусств в храме,
познакомить с образцами православной архитектуры Курской земли; развивать
образное мышление, воссоздающее и творческое воображение поэтический
слух, яркую образную монологическую речь, умение вести диалог, воспитывать
культуру восприятия окружающего мира, уважение к православным традициям
русского народа, бережное отношение к культурно-историческому наследию
родного края.
Оборудование: записи колокольных перезвонов, духовной музыки, виды
Храма Касторенского Успение Пресвятой Богородицы, фотографии
внутреннего убранства храмов, репродукции картин И.Репин «Крестный ход в
Курской губернии, репродукция иконы Знамения Пресвятой Богородицы
Курская Коренная, стенд с необходимыми для мероприятия терминами: икона,
паруса, хоры, духовные книги.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя.
Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о
нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест,
которое, не будь оно в России, давно бы служило предметом паломничества для
туристов» (Эпиграф).
История православия на Руси не могла не найти отражение в архитектурных
ансамблях города Курска и курской области, его величественных храмах и
монастырях, которые воистину стали островками подлинной красоты и
изящества.
Сейчас нас ожидает увлекательное и полезное путешествие по православным
уголкам нашего родного края.
1 чтец: (Т.Шолохова «Храм»)
Его я видел много раз,
Но близко – впервые.
Смотрю, не открывая глаз,
На главки золотые.
На колокольню, на кресты,
На голубе на крыше…
Ему оттуда, с высоты,
Кажусь я ростом ниже.
На купол солнце льёт и льёт
Сиянье золотое,
2 чтец: (Т.Шолохова) «Перед молебном»
Я в храм захожу впервые.
И даже боюсь немножко.
Лампады горят цветные,
Цветные стёкла в окошках.
Мерцают, ложатся блики
На нимбы икон, на Лики…
Они живыми глазами
Будто беседуют с нами.
Смотрю я вокруг и словно
Древнюю книгу листаю.
И тянет голос церковный
Слова, которых не знаю.
Но что-то в них есть такое,
В напеве простом и строгом,-
Старинное и родное,
Манящее чем-то новым.
II.Знакомство с Сегргиево - Казанским собором. (г.Курск)
Зрительный ряд: виды Сергиево-Казанского собора.
Вступительное слово учителя: «Ещё при подъезде к Курску с востока, в
синеющей дали, на живописном крутом и высоком холме у берега реки Тускарь,
над самым обрывом, величественный собор высится, как большой и стройный
бело-голубой корабль, силуэт которого не подавляет даже высотный корпус
гостиницы «Курск», возведённой неподалёку».
1 ученик: издавна авторство здания собора приписывают итальянскому
архитектору В.В.Растрелли, который был законодателем Российской
архитектурной моды середины ХVIII века. В торжественных и нарядных
архитектурных ансамблях России
отразилось национальное осознание возросшей мощи государства, подъём
новой культуры.
Сергиево-Казанский собор был построен родителями преподобного Серафима
Саровского купцом Исидором Мошниным и женой его Агафьей.
Благочестивые родители немало на своём веку построили храмов. На закате
своих дней в 1752 году Исидор Мошнин предпринял постройку храма во имя
преподобного Сергия Радонежского. В 1762 году у него родился сын, которого
назвали Прохором.
Когда Прохору было 3 года, его отец умер, мать продолжила дело мужа по
строительству храма. Однажды семилетний Прохор поднялся на высокую
колокольню. Помните ли вы, что случилось с мальчиком?
1 чтец:
Рос мальчик и разумным и пригожим,
И знала мать, что он любимец Божий.
Однажды сын взбежал на колокольню,
Что высилась недалеко от храма.
Дух захватил размах земли привольной:
Луга, леса, цветущие поляны,
Сквозь кружева зелёные ветвей
Горели жаром маковки церквей,
Манили сердце улететь с горы
В лазурные небесные просторы.
И, опьянённый красотой земной,
Он два крыла почуял за спиной
И вниз шагнул. Неведомая сила
Его легко и властно подхватила.
Он не упал, но полетел как птица:
То ангела-хранителя десница
Его несла и не дала разбиться…
С рыданием к нему бежала мать,
Но не поверила она глазам своим:
Шёл мальчик к ней здоров и невредим!
(Т.Шорыгина)
2 ученик: Если встать рядом с собором, то он кажется настолько высоким, что
теснота перекрёстка улиц М.Горького и Можаевской непременно заставит вас
круто закинуть голову вверх, чтобы рассмотреть луковичной формы тёмно –
синие главки с яркими золотыми звёздами… нарядный в своей расцветке,
богатый в отделке интерьеров, праздничный – таким предстаёт перед нами этот
архитектурный шедевр.
В Сергиево Казанском соборе многое напоминает характерные приёмы
Растрелли: нарядные оконные наличники, колонны, примыкающие к массивам
стен. Если посмотреть на собор с восточной стороны, он имеет вид
трёхэтажного здания, каждый этаж которого подчёркнут карнизом. Колокольня
тоже трёхъярусная.
Внутри здания разместились две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя (зимняя)
церковь во имя преподобного Сергия Радонежского имеет небольшую высоту
своих сводов и уступает по освещённости и богатству декоративной отделки
верхней церкви.