Конспект открытого занятия "Прялка - забытый элемент быта" 4 класс

1
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности.
Дата: 18.10.2016г.
Класс: 4
Тема: «Прялка - забытый элемент быта»
Цель: способствовать формированию представления о старинном
декоративно-прикладном искусстве – прядении.
Задачи:
Образовательная:
- активизация и актуализация знаний, полученных школьниками на уроках
музыки и английского языка;
- знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы
школьной программы;
- обогатить лексический запас по английскому языку по данной теме;
- изучить историю прялки как предмета;
Развивающая:
- развитие умения исследовать, размышлять, анализировать, сравнивать,
делать собственные выводы;
- развитие образного мышления;
- развитие творческой активности, трудолюбия, аккуратности, а также
умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели
прялки;
- развитие навыков публичного представления исследовательского и
творческого проектов.
Воспитательная:
- формирование уважительного отношение к своим древним корням и памяти
предков;
- привитие интереса учащихся к английскому языку, музыке, живописи, к
декоративно-прикладному искусству;
- развитие художественного вкуса;
- формирование навыка восприятия прекрасного.
2
Методы работы: метод исследовательского и творческого проектов, методы,
способствующие закреплению и совершенствованию знаний, «мозговой
штурм».
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к занятию, колонки,
магнитная доска, энциклопедический словарь, толковый словарь русского
языка.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой», Н.А.
Рубинштейн «Прялка», Ф. Мендельсон «Прялка», песня-танец «Прялица» в
исполнении ансамбля «Берёзка» (видео), песня-танец «Прялочка» ансамбля
«Юность Сибири».
Фоторепродукции картин: В. Васнецов «Автопортрет», К. Маковский «За
прялкой», Джордж Ромни «Эмма Гамильтон как центрифуги»
Ход урока
I. Организационный момент (30 сек.).
- Приветствие.
- Представление учителей.
II. Активизация умственной деятельности учащихся.
Формулировка темы и цели занятия (4 минуты).
У1: Я сижу на берегу
Живописного пруда.
Без чего я не смогу
Вынуть рыбку из пруда?
Без труда
У2: Всех на свете обшивает
Что сошьет – не надевает.
Игла
У1: Птичка – невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
3
Дорожку проведёт.
Игла и нить
У2: Верчусь, верчусь - не потею,
Только более толстею.
Веретено
У1: Стригли, щипали, а после чесали
Чисто, пушисто – к доске привязали!
Шерсть
У2: Ребята, русский художник Виктор Михайлович Васнецов говорил «Плох
тот народ, кто не знает и не ценит своей истории».
(СЛАЙД 3 – эпиграф и автопортрет В. Васнецова).
У2: Подумайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на нашем
занятии?
Дети дают ответы сегодня мы будем говорить о предмете народного
быта - прялке.
У1: Правильно. Значит, тема нашей встречи с вами будет …?
Дети отвечают.
(СЛАЙД 1 тема занятия)
У2: А что мы можем сказать о прялке?
Историю прялки, образ пряхи в русском быте, интересные факты об этом
предмете, как воспевали её художники и композиторы, узнать английскую
лексику, связанную с прялкой.
У1: Значит, цель нашего занятия?
(СЛАЙД 2 моя цель)
Моя цель: узнать историю прялки, образ пряхи в русском быте, интересные
факты об этом предмете, как воспевали её художники и композиторы,
узнать английскую лексику, связанную с темой прялки, раскрыть
декоративно-тематическую композицию в украшении прялки, создать свою
декоративно-тематическую композицию для украшения прялки.
III. Основная часть (16 мин.).
4
3.1. Подготовительный этап к защите исследовательских проектов.
У2: Есть такая загадка: На липе сижу, сквозь лён гляжу, березой трясу.
Прялка.
У2: Почему так говорили о прялке?
Из липы, дерева мягкого и тёплого, делалось донце, на которое садилась
пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретено.
У1: Что такое прялка современному человеку приходится разъяснять особо.
Само слово и первое представление об этом предмете дети XXI века
получают из сказок. Увидеть прялку в живую вы сможете только в музее.
Однако ещё совсем недавно прялка была одним из самых обыденных
предметов повседневности, она сопровождала женщину на всём жизненном
пути, прялка была и работой и досугом одновременно.
У вас на партах есть словари. Воспользуйтесь ими и найдите
определение, что такое прялка.
Работа детей
(СЛАЙД 4-5 прялка предмет народного быта, орудие труда, на
котором пряли нитки)
У2: Шерсть вставляют в прялку, чешут мелким гребешком, ловко
скручивают нитку озорным веретеном.
А чтобы работать было веселее пели песни. Ниточка прядётся, а песенка
поётся:
Позолоченная прялица
Мы прядём, а нитка тянется, - 2 раза
Нам работа наша нравится.
Перед тем как приступить к исследовательской и творческой
деятельности, давайте выйдем в центр класса и разомнёмся.
3.2. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
У2: Спасибо. А теперь займите свои места и приступим к работе.
5
У1: Дети, у вас было задание, исследовать прялку с разных аспектов. Вы
сидите по группам. Каждая группа занималась своим исследовательским
проектом. Сейчас мы послушаем ваши выступления.
3.3. Выступления с исследованиями (7-10 минут).
Исследовательский проект «История прялки»
(СЛАЙД 6 тема, цель, вывод)
Цель проекта: узнать, когда появились прялки, как их использовали и какими
они были.
Выводы: прялки появились очень давно (одной из найденных прялок три
тысячи лет), они были переносные и стационарные, цельные. Работали на
них вручную.
Исследовательский проект «Образ пряхи»
(СЛАЙД 7 тема, цель, вывод)
Цель проекта: узнать о русских пряхах и о русских традициях, связанных с
образом пряхи.
Выводы: на Руси пряли только девушки, которых с самого рождения
приобщали к прядению. На посиделках прялка играла важную роль. Образ
пряхи широко раскрывается в сказках.
Исследовательский проект «Для любознательных или это интересно
знать»
(СЛАЙД 8 тема, цель, вывод)
Цель проекта: найти интересные факты, связанные с работой пряхи
прядением.
Выводы: на Руси покровительницей работы пряхи была святая Параскева
Пятница. Нить прялась по-разному и использовалась как оберег.
Исследовательский проект «Прялка в искусстве (музыке и живописи)»
(СЛАЙД 9-11 тема, цель, выводы, произведения живописи).
Цель проекта: найти образы прялки и пряхи в искусстве музыке и
живописи.
6
Выводы: в творчестве композиторов и художников широко раскрыта тема
прялки и пряхи. Каждый вид искусства изображает особенности работы
пряхи и выражает чувства девушек-прях.
3.4. Английская грамматика.
У2: Спасибо, ребята. Вы славно поработали и достойно представили свои
исследовательские проекты.
Первая группа рассказала нам историю прялки в России. А знаете ли
вы, что прялка была распространена не только на Руси, но и в странах
Западной Европы и в частности в Англии. В 1765 году Джеймс Харгривс,
борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей, соорудил механическую
прялку. Производительность труда выросла в 20 раз. Самопрялка «Дженни»
приводилась в действие силой человека, но его руки были свободны. Ее
можно считать одной из первых машин. 15 лет спустя один ткач обслуживал
12000 веретен.
(СЛАЙД 12 прядильная машина «Дженни»).
У2: Дети, вы бы хотели узнать, как на английском языке звучит слово
«прясть»?
Да
У2: Внимание на экран.
(СЛАЙД 13 английская грамматика).
to spin прясть
spinner пряха
spindle веретено
У2: А теперь попытайтесь ответить на мой вопрос:
Would you like to spin? Хотел бы ты прясть?
Yes, I would. Да.
У2: Задайте этот вопрос друг другу.
Дети задают и отвечают
3.5. Творческий проект - декор прялок.
7
У1: Хотелось отметить, что прялки в Англии при изготовлении не доводили
до произведения искусства, в отличие от России. Как украшали прялки?
В ее художественное оформление вложено много душевного тепла.
Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в
украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак
любви и уважения, вкладывалось не только мастерство и талант, но и все те
высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которое способна
юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и
многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери.
И в каждую из них мастер, чаще всего нам неизвестный, вложил частицу
своей души художника. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память
о матери следующему поколению.
Рассмотрим подробно части, из которых состоит прялка:
лопасть (верхняя часть) и донце (нижняя часть)
(СЛАЙД 14 - устройство прялки)
У1: Каждую часть мастер старался украсить.
(СЛАЙДЫ 15-17 –с вариантами украшений прялок).
У1: На прялках изображались птицы, животные, цветы, сцены из жизни
охота, катание с гор и др. Многие прялки в добавление к росписям содержали
дарственные надписи типа: «Кого люблю того дарю», советы и поучения:
«Пряди, прялку береги, да отца бога моли». Или вот такие: «Пряди моя
пряха, пряди нелянися», или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я
бы рада пряла, меня в гости звали»
У1: А теперь вы попробуете нарисовать прялку и раскрасить по своему
замыслу (показ образца рисунка). Выбор украшений и цветов свободный.
(СЛАЙД 18 – творческое задание)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную черту. Отметьте
высоту и ширину элементов прялки.
2. Легкими линиями наметьте контуры прялки.
8
3. Прорисуйте мелкие элементы прялки.
4. Нанесите придуманный вами рисунок и раскрасьте прялку яркими
красками.
3.6. Представление творческих проектов.
У1: К сожалению, ниточка традиции, тянувшаяся к нам буквально от
первобытных костров, оборвалась лишь в XX веке. И кто решится сказать,
что «ниточка» здесь — всего лишь для «красного словца»?
IV. Итог занятия (5 минут).
У1: Ребята, спасибо всем. Вы хорошо поработали.
У2: Ребята, я благодарю всех за работу. Давайте мы вспомним цели, которые
формулировали в начале занятия.
(СЛАЙД 2).
У2: Как вы считаете, вы достигли каждый своей цели?
Да.
4.1. Рефлексия «Дело в шляпе» Музыка «Прялка».
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у
кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит
оценку работающим у доски и обосновывает ее.
4.2. Домашнее задание.
У2. Вам домашнее задание: найти образ прялки в литературе. (Слайд 19).
9
Литература
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX
начала XX в. Л., 1988.
2. Бернштам Т. А. Прялка в символическом контексте культуры // Сб. МАЭ.
XLV. СПБ., 1992.
3. Семенова М. Быт и верования древних славян // СПб, Азбука, 2000.
Интернет-ресурсы
http://xvatit.com/school/sch-online/compet/136440-urok-keys-pryalka-zabutiy-
element-buta.html
Быт и верования древних славян" М. Семенова. СПб, Азбука 2000
10
Приложение
1. История прялки.
«Пряслицем» же называли и называют прялку которой речь будет
чуть ниже). «Пряслень» вот как произносили древние славяне, и в таком
виде этот термин всё ещё живёт там, где сохранилось ручное прядение. У
всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие
тянут нить из левой руки, а правой вращают. На Кавказе и в Средней Азии
поступают наоборот. А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут, и
вертят одной правой рукой.
И в Древней Руси, и в Скандинавии времён бытовали переносные
прялки: привязывали или прикалывали к одному её концу (если он был
плоским, лопаточкой), либо насаживали на него (если он был острым), либо
укрепляли как-то ещё (например, в рогульке). Другой конец вставляли за
пояс и женщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже
на ходу, когда шла в поле, гнала коров, приглядывала за гусями... Дома,
вынув из-за пояса, нижний конец прялки втыкали в отверстие лавки или
специальной доски «донца». Одновременно и тоже с незапамятных пор
использовались и цельные, неразъёмные прялки. Для такого изделия
требуется заготовка, повторяющая очертания прямого угла,
использовалась «копань». Одной такой прялке, найденной на реке Модлоне
(Вологодская область), ни много ни мало три тысячи лет...
1. Образ пряхи.
ПРЯХА (ПРЯЛЬЯ). Лицо женского пола, владеющее умением прясть.
Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения главного
женского занятия, которым мужчины никогда не занимались.
Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его
атрибутами. Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали
пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к
новорожденной. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на
женскую работу, в частности, пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель
детскую прялку. Пожелания стать хорошей пряхой произносились на
родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала». Во время
крестин, возвращаясь из церкви, крёстная брала кудель и садилась прясть,
чтобы девочка успешно овладела этими операциями; с той же целью ребёнка
передавали крёстной через прялку. С 5—6 лет девочку начинали учить
прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов.
Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив
кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси будщи хорошая пряха». В
некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее
руках горела.
Образы пряхи и непряхи раскрываются в сказках. Одним из ярких
сказочных персонажей была невеста Финиста Ясна Сокола. Она находила
своего жениха с помощью нити, прядущейся из «серебряного донца
11
золотого веретенца», или вышивания по «серебряному пяличку золотой
иголочкой». В фольклорных сюжетах прядение прививало навыки, которые
выражали «зрелость» невесты: по изготовленной чистой и тонкой пряже, по
умению определить количество вещей, что из этой пряжи можно сделать.
Например, в заонежской сказке «Про Ивана-царевича» две сестры
хвастаются тем, сколько вещей они могут изготовить из своей пряжи, если к
ним посватается царевич: старшая — полотенце и простыню, средняя
полотенце, порты и настилальник (простыню).
Показать свое мастерство пряхи девушка могла на посиделках
(попрядухах, попрядках, супрядках), куда приходили и парни. Работали
девушки в осенне-зимнее время: в период осеннего поста: отдельные работы
продолжались до Масленицы. На посиделках важная роль отводилась прялке,
которая определяла индивидуальное девичье место (у пряхи, занявшей чужое
место, прялку выкидывали на дорогу). В северно-русских и западно-русских
областях парни должны были просить разрешения войти на посиделку под
окном или в дверях избы, что называлось «проситься за прялку», «сесть под
прялку». Чтобы получить «прялочное место», парень выкупал прялку или ее
захватывал, если девушка выходила из избы, при этом он имел право сесть
только на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось в процессе
игры: «в местечки», «в соседи», которые сопровождались «выкупом» прялки,
веретена, кудели, пряжи. Если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то
парень мог ее опозорить из мести или хулиганства он поджигал, путал
пряжу или кудель, обвивал себя ею, ломал веретено или прялочный гребень,
прятал предметы для прядения.
В обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с
прялкой и не переставала прясть. Для женщины главным становилось
ткачество.
Образ пряхи существует не только в человеческом обличье. Так, роль
пряхи в животном мире, по представлениям русского народа, воплощает
горностайка, персонаж сказов об ивановских ткачах Владимирской губернии.
В них рассказывается о горностайке «доброй рукодельнице: что спрядет,
что соткет простым людям в прок идет». Она «лапками стежку шьет
стежка серебром сияет», так как прядет не простую пряжу, а снежную.
3. «Для любознательных или это интересно знать»
Любопытно, что пальцы левой руки (большой и указательный),
дёргающие кудель, как и пальцы правой руки, занятые, приходилось всё
время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту а ведь за прядением
нередко ещё и пели, славянская пряха ставила подле себя в мисочке
кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину...
Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую
очередь прядения, а также самих прях была святая Параскева Пятница, образ
которой зачастую сливался с Богородицей. Обе они представлялись
защитницами женщин, распорядительницами браков, покровительницами
12
дома и женских занятий. В древности существовала языческая богиня-пряха
Мокошь женское божество древнерусского пантеона, которая, в народных
представлениях, была женщиной с большой головой и длинными руками,
прядущей в избе по ночам. По поверьям, пряхе не разрешалось оставлять
кудель открытой, а «то Мокша опрядет».
Чтобы покровительство святой Параскевы не покинуло пряху, надо было
соблюдать определенные правила и не нарушать запретов. Так, в день памяти
святой и во все пятницы не разрешалось прясть: «а то у Параскевы Пятницы
засорятся глаза»; «в пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме
конопель»; «кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с
матерью»; «не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел
оплевание, а на пряжу нельзя не плевать». В случае несоблюдения запретов
Параскева Пятница сурово карала скручивала пряхе пальцы на обеих
руках и покрывала их заусеницами. По легенде Ярославской губернии
Пятница наказала пряху, которая работала в ее день. Железной спицей,
которой прикрепляют кудель льна к копылу, она истыкала женщину до
полусмерти.
Невеста накануне свадьбы «от себя» прядет суровую нитку оберег от
колдунов. «Оборотные» нитки, изготовленные в праздники, играли важную
роль в домашней жизни и обрядности. Так, в Великий четверг женщины
пряли нитки «наобоко» и в случае болезни перевязывали ими руки и ноги.
При опахивании села от эпидемий из этих нитей делали вожжи. В этот же
день пряли левой рукой на каждого члена семьи по нити и привязывали их к
березе: у кого нить пропадет тот умрет. Такая нить соответствует «нити
судьбы» человека.
Прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на
здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение
заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Поэтому, не
разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в
«поворотные», «переходные» моменты (Рождество, Святки) мир мог быть
как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
4. Прялка в искусстве (музыке и живописи).
Изобразительное начало прялка находит отражение в искусстве музыке
и живописи.
Так, монотонный и подвижный темп работы пряхи выражен в
музыкальных произведениях разных композиторов. Например, Николай
Григорьевич Рубинштейн, известный русский композитор второй половины
19 века, основатель Московской консерватории и первый её директор
сочинил пьесу для скрипки и фортепиано «Прялка».
Слушание
13
Беспокойный, взволнованный и одновременно печальный характер
музыки передаёт этот нелёгкий труд пряхи. Несмотря на то, что девушка
устала прясть, её надо этот делать, иначе не из чего будет соткать ткань, и
сшить одежду.
Немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон одну из своих песен
без слов называет «Прялка». По подвижному и взволнованному характеру
это произведение схоже с «Прялкой» Николая Рубинштейна.
Слушание
Однако у Мендельсона чувствуется больше радости, нежели печали.
Австрийский композитор-романтик 19 века Франц Шуберт сочиняет
песню «Гретхен за прялкой» (другое название «Маргарита за прялкой»).
Вокальная партия как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же
партии изображается движение колеса прялки и непрерывное жжужание
веретена, а также создаётся взволнованный, беспокойный характер (как у
Николая Рубинштейна и Феликса Мендельсона).
Слушание
Шуберт глубоко проникает во внутренний мир любящей и страдающей
женщины, показывает переходы и оттенки ее чувств: душевную
взволнованность и мечтательную задумчивость, тоску и томление страсти,
предчувствие трагической разлуки. «Тяжка печаль и грустен свет»,— так
начинает и заканчивает Гретхен свою песню. Стихи немецкого поэта Гёте.
Русский художник-портретист 19 века, Константин Егорович
Маковский в картине «За прялкой» изображает свою дочь, Ольгу. На картине
изображена молодая девушка, сидящая в беседке солнечным летним днём.
Она совершенно не смотрит на руки, которые выполняют автоматически
действие. Глядя на её лицо, мы можем сказать, что она задумалась о чём-то
приятном.
Просмотр
Английский художник 18 века Джордж Ромни написал серию
портретов, на которых запечатлел леди Эмму Гамильтон. На одном из
портретов Эмма изображается с прялкой. По аналогии с картиной «За
прялкой» здесь мы наблюдаем, как художник восхищается красотой этой
девушки. Её лицо повёрнуто на зрителя, а руки выполняют работу
автоматически.
Просмотр