Конспект урока "Природа и художник. Пейзаж настроения" 6 класс

1
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1460
План-конспект открытого урока
по изобразительному искусству (6 класс)
Тема: «Природа и художник. Пейзаж настроения »
Автор:
учитель изобразительного
искусства
Исаева
Ольга Анатольевна
Москва, 2014 г.
2
Цель урока:
Раскрытие красоты природы в русской пейзажной живописи посредством
цветовых, музыкальных и поэтических образов.
Задачи урока:
1. Закрепить знания о пейзаже как жанре изобразительного искусства
2. Ознакомиться с русским пейзажем на примере картин И. Левитана
«Весна. Большая вода» и А. Саврасова «Грачи прилетели»
3. Написать в технике по-сырому весенний пейзаж с отражением по
мотиву картины И. Левитана «Весна. Большая вода»
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,
мольберт
Зрительный и музыкальный ряд:
Презентация с демонстрацией репродукций картин И. Левитана
«Весна. Большая вода» и А. Саврасова «Грачи прилетели», Бумага,
акварель, губки, кисти. С.В.Рахманинова «Прелюдия» соль-мажор»
Ход урока:
1. Введение в тему урока.
На экране идёт демонстрация слайд-шоу фотографий весенних
растений и пейзажей. Показ сопровождается музыкальным фоном и
записями пения птиц.
Учитель Наверное Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на
уроке.
Учащиеся: Речь пойдёт о весне
3
Учитель Совершенно верно. Но так как наш сегодняшний урок будет
посвящён весне, весенней природе, значит мы с Вами будем говорить о
пейзаже.
2. Закрепление знаний учащихся о пейзаже как жанре
изобразительного искусства
Вопрос: Кто нам скажет, что означает слово «пейзаж» в
изобразительном искусстве?
Учащиеся: Мы можем сказать, что Пейзаж как произведение
искусства – это образ природы, в котором выражено отношение к ней
человека, его настроение и чувство.
Слово «пейзаж» в переводе с франц. Означает «вид местности»,
«ланшафт»
Вопрос: А где впервые появился «пейзаж»?
Учащиеся: в Древнем Китае ещё в 6 в. Пейзажи рисовали тушью на
шёлковых свитках. Художники показывали вечно обновляющуюся
природу, одухотворяя и поэтизируя её образ.
Но впервые как самостоятельный жанр пейзаж сформировался в
Голландии к 17 веку.
Учитель: Конечно, во все времена природа и помогала человеку
познать окружающий мир и самого себя и вдохновляла его на создание
прекрасного в этом мире.
Но мы с Вами обратимся к русской природе, к русской пейзажной
живописи.
Вопрос : Вспомните, что является основным выразительным средством
живописи?
Учащиеся: Цвет, который вызывает у зрителя определённые чувства,
эмоции.
4
3. Ознакомление с русским пейзажем на примере картин И.
Левитана «Весна. Большая вода» и А. Саврасова «Грачи
прилетели»
Итак, перед нами известная картина (кто автор и как называется?)
Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в
селе Молвитино, находившемся близ Костромы.
Мы видим это по изображению небольшой церкви, а рядом
устремляется в небеса стройная колокольня. Перед собором и колокольней
темнеют деревянные строения и протянулся низкий забор.)
Вопрос: Как художник показывает нам приближение весны?
Учащиеся: Ещё вся земля покрыта снегом, но он уже серый, рыхлый,
ноздреватый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой.
И освещён снег на картине по-разному: у забора он словно светится
изнутри и кажется розоватым, а у берёзовых стволов покрыт тенями и
изрыт следами птиц и весенними каплями.
Тени берёз вырисовываются на снегу неровными силуэтами. Стволы
деревьев отражаются в тёмных водах пруда. Их тонкие ветви ещё не
покрыты нежной зеленью, но уже полны весенних соков и тянутся к небу.
Вопрос Каким предстаёт на картине «Грачи прилетели» весеннее небо?
Простор небес занимает большую часть картины. Небо на полотне нежно-
голубое, покрытое лёгкими перистыми и пышными бело-розовыми облаками,
и лишь у линии горизонта облака сгущаются и сереют, сливаясь с
тёмнеющими вдали просторами обнажающихся полей.)
Вопрос: Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи
прилетели», а например, не «Весна», «Март»?
5
В самом названии картины уже прочитывается движение, которое
знаменует окончание зимнего сна, возрождение и обновление
пробуждающейся природы. И грачи на картине – как вестники весеннего
обновления. На наших глазах происходит величайшее чудо рождения
весны.
Удивительное ощущение оставляет полотно. Этот пейзаж - не бездушный
слепок с окружающей природы, в ней есть трепет настоящей жизни. И. Н.
Крамской говорил, что в картине «есть душа». В течение многих лет
картина «Грачи прилетели» является одним из самых знаменитых русских
пейзажей, настоящим живописным символом России.
и созвучно с этой картиной стихотворение Ивана Алексеевича Бунина
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены тёплом и светом.
А вот совершенно другая весна
Беседа по картине И.Левитана «Весна. Большая вода».
Вопрос : Почему картина называется «Весна. Большая вода»?
Художник пишет весну, уже вступившую в свои права, явление
половодья, когда только что растаял снег и разлились реки, однако деревья
ещё не успели покрыться нежной весенней листвой.(Половодье-разлив реки)
6
Учитель изо. Как мы можем описать небо, воду, деревья в этой картине?
Какими цветовыми оттенками?
Учащиеся: Вся картина построена на сочетании холодных светло-
голубых оттенков воды и неба и теплых рыжевато-песочных оттенков
деревьев и полосы берега.
Учитель изо: Пейзаж наполнен воздухом, в сущности и сама «большая
вода»- выглядит, как опрокинутое небо. Отражение берёзок в прозрачной
воде как бы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими
корнями, а их розовые ветки образуют тонкое прозрачное кружево, тянутся к
небу и растворяются в нём.
Вопрос: Что на картине помогает зрителю ощутить присутствие
человека?
Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега
лодка, деревня в отдалении) и делает её ещё более задушевной.
Вопрос: - Какие мысли и чувства передает нам художник?
Ощущается тишина и безмолвие в природе, покой и безмятежность.
Природа отдыхает после долгой зимы. Хочется беспрестанно смотреть на
этот пейзаж, любоваться им. В этом и заключается основная мысль картины.
Таким образом, мы можем говорить о том, что эта картина И.И. Левитана
настоящая поэма о русской весне. А замечательные слова поэта Н.
Рыленкова прямое тому подтверждение.
«Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью,
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
7
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы».
Про Левитана можно смело сказать следующими строками :
Из стихотворения «На смерть Гете» (1833) Евгения Абрамовича
Баратынского (1800-1844):
С природой одною он жизнью дышал,
4. Практическая часть (сопровождается мастер-классом
учителя)
Практическое задание сопровождает звучание «Прелюдии» соль-мажор»
С.В.Рахманинова.
Учитель: И мы с Вами сейчас будем все вместе рисовать пейзаж по
сюжету картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
а) Нанесение рисунка основных элементов картины карандашом
б) Увлажнение поверхности бумаги губкой
в) Нанесение прозрачного лёгкого красочного слоя акварели на
плоскости неба и воды, берега
г) Намечаем нежно-зелёным цветовым пятном кроны деревьев дальнего
плана на берегу реки и их отражение в воде, а также стволы и ветви,
подчёркиваем песочным цветом (охрой) берег.
д) Прорисовываем деревья (тополя) на первом плане (их нежно-зелёную
крону, стволы, ветви) и берег первого плана.
е) Добавляем лодку у берега бордовым или коричневатым оттенком
горизонтальными мазками.
8
ж) Добавляем цветущий кустарник вербы нежно-золотым (желтоватым)
оттенком цвета.
В процессе выполнения практической работы учитель постоянно
акцентирует внимание учащихся на особенностях работы акварелью в
технике «по-сырому», а именно:
цвет должен вливаться в цвет, один оттенок переходит в
другой
краска должна ложиться прозрачно, мягко, акварель любит
воду,
кисть лишь слегка обмакиваем в нужный нам цвет
первый план (деревья, кустарник вербы или вишни)
подчёркиваем более чётко, мазками.
На палитре смешиваем белый цвет гуаши и жёлтой
акварели, чтобы не сливался кустарник с берегом или водой.
Анализ работ учащихся.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
Сокольникова Н.М. Основы рисунка (5-8 кл.). Основы живописи (5-8 кл.).
Основы композиции (5-8 кл.), Обнинск, 1996 г.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов (5-8 кл.),
Обнинск, 1996 г.
Шитов Л.А., Ларионов В. Н. Живопись / Серия «Уроки изобразительного
искусства», Москва, 1995
http://alexey-savrasov.ru/savrasov2.php
http://jivopis.org/savrasov-aleksej-kondratevich--grachi-prileteli/
http://www.art-portrets.ru/artists/vesna-bolshaya-voda-levitan.html