Конспект урока "Тема праздника в прошлые века. Карнавал"
Тема урока "Тема праздника в прошлые века. Карнавал."
Конспект подготовил учитель ИЗО Соловьева Валерия Александровна МОУ СОШ №40 г. Тверь.
Цель урока: познакомиться с карнавалами народов мира. Научиться передавать образ и эмоции
через венецианские маски посредством изобразительного искусства.
Задачи:
1. Обучающие:
- определить место карнавала в жизни людей в прошлых веках,
- определить значение слова карнавал,
- ознакомится с разными видами карнавальных масок,
- научится выполнять эскизы венецианских масок.
2. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- Воспитывать любовь к прекрасному;
3. Развивающие:
- развивать декоративно-прикладные навыки работы ;
- развивать оформительские навыки;
- развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства.
Оборудование: наглядный материал на доске (примеры выполнения работы); презентация.
План урока:
1. Организационный момент. (1мин)
2. Теоретическая часть, объяснение нового материала по теме "Карнавал".(9 мин)
3. Объяснение творческого задания. (внести алгоритм) (1 мин).
4. Выполнение задания. (25 мин)
5. Рефлексия +оценки (5 мин)
6. Информация о домашнем задании.(1 мин)
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Тема и цель урока – тема праздника в прошлые века. Карнавал. Слайд 2.
3. Теоретическая часть. Показ слайдов.
• Слайд 3. Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, поэтому слово
«карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова «carrusnavalis»,
что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий.
• Слайд 4. Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит
к такому странному словосочетанию, как «carnevale», то есть «прощай, мясо!» и связано со
временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы.
• Слайд 5. В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество,
во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились
круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена
года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты,
заигрывающие с прохожими.
• Слайд 6. Родиной карнавала по праву считается Италия. Главным героем итальянских
карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке.
• Слайд 7. Короля окружали популярные в народе персонажи - герои итальянской комедии
масок дель арте: любимец публики Арлекин, заносчивый врун и трус Капитан, простодушные
Влюблённые, глупый и скупой купец Панталоне, плут и весельчак Бригелла, кокетливая
Коломбина, неуемный Пульчинелла и многие другие.
• Слайд 8. Особенно прославились венецианские карнавалы, первое упоминание о которых
относится к концу XI века.. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и
безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году. В наше время карнавал начинается
в феврале и длится около 11 дней, перед началом Великого поста.
• Слайд 9. История проведения карнавалов в Венеции своими корнями уходит в далекое
прошлое – во времена римлян. Собрав урожай, римляне во время зимнего солнцестояния
устраивали пышные ежегодные праздники, почитая бога Сатурна (другое название карнавала –
Сатурналии). Во всем городе проводились веселые гулянья, а их отличием от других праздников
было то, что за одним столом в этот день могли находиться и хозяева, и их рабы. Дабы
«классовые» предрассудки не испортили торжества, все его участники прятали свои лица под
различными масками.
• Слайд 10. С наступлением сумерек начинается главное карнавальное шествие. Герои в
костюмах спускаются с ярко освещенных лестниц и торжественно замирают в картинных позах.
(показ ролика)
• Слайд 11. Маски приблизительно можно подразделить на два вида. Маски первого
вида — это варианты масок итальянской комедии дель арте (комедии масок) — особого вида
уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI
века. К ним относятся Арлекин, Коломбина,, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие
персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и
манерой одеваться.
Арлекин - Это веселый неповоротливый персонаж, отличающийся добродушной
непосредственностью, влюбчивостью и трогательной беспомощностью.
Дзанни - на подмостках площадного театра — одни из самых старых масок, продолжающие
традицию придворных и карнавальных шутов.
Коломбина -Полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска
была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была
настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску,
закрывающую лишь часть лица.
Пьеро – и это был юный слуга, затем грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых
сердец, наивную инфантильность и доверчивость. В сценариях комедии Дель Арте этот персонаж
почти всегда был обманут, предан.
Пульчинеллы – это интерпретация комедиантами Дель Арте искусства древнеримских
мимов. Сообразительный и юркий, слово «пульчинелл>» в переводе с греческого означает
«похититель кур».
• Слайд 12. Ко второму виду относят классические маски (не связанные с театром) — это
Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Они появились в результате
многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние
смеховые обряды.
Джокер - Джокер как карнавальный персонаж всегда занимал особое положение в иерархии
масок не только в венецианской развлекательной культуре. Этот брат-близнец Шута с давних
времен окутан тайной, первобытным мистическим страхом человечества перед потусторонним,
стремлением к вседозволенности, безнаказанности и всесилию.
Баут - считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили
анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть её была устроена таким образом, что
человек мог есть и пить, не обнажая лица. Маска Баута обладала еще одним преимуществом:
благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым.
Одна из разновидностей этой маски называется «BautaCasanova», в честь неизменно
предпочитавшего её Казановы.
Кот -Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили
одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал
сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей,
чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на
родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за такое
животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано —
сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что
предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный
старенький кот опять оказался в Китае.
Вольто -Также известна под названием «Гражданин», поскольку её носили в дозволенные дни
рядовые горожане. Вольто — наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую
форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами .
Доктор чумы(лекарь чумы) -В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции
была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней.
Маску MedicodellaPeste в обычное время не носили, но во время эпидемии её надевали доктора,
посещая пациентов. В её длинный клювообразный нос помещали различные ароматические
масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх
одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно
походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку — чтобы не прикасаться к
зачумленному руками.
Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Гипсовая форма,
смазанная масляной основой, заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по
особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и шлифуется, затем в ней вырезают
отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски покрывают слоем специальной
краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение маски — это медленный и кропотливый
процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих
тканей, страз, перьев, бисера и т.п
4. Самостоятельная работа. Слайд 13,14.
Вариант 1
Выбрать понравившуюся форму венецианской маски. (или придумайте свою) Нарисовать
ее карандашом на весь лист и украсить под настроение придуманного вами героя.
Простым карандашом.
Вариант 2
Обвести шаблон и разукрасить его.
Но стоит учесть что вариант 1, предусматривает оценку от 4 балов и выше. а вариант 2, от 4 балов
и ниже, в зависимости от аккуратности и оригинальности исполнения.
5. Рефлексия. Слайд 15.
5. Подведение итога. Домашнее задание.
Технология - еще материалы к урокам:
- Презентация "История мультиплика́ции"
- Конспект урока "Трансформация плоскости в рельеф"
- Презентация "Объемная тканевая скульптура" 4 класс
- Открытый урок "Объемная тканевая скульптура" 4 класс
- Конспект урока "Составление композиции. Изготовление изделий с геометрической резьбой" 8 класс
- Презентация "Обстоятельство и его основные виды" 8 класс