Презентация "Чудо - тарелочки" 4 класс
Подписи к слайдам:
- Авторы: Фирюлина Н.В.
- и ученики 4 класса
- Рудовского филиала
- МБОУ Пичаевской СОШ
- Чудо-тарелочки
- Изготовление поделок для выставки в технике папье-маше.
- 1.Обучающие:
- - повторить технологию папье-маше;
- - учить планировать свою работу;
- - расширить знания учащихся о народных промыслах;
- - освоить основные виды и приемы выполнения хохломской и городецкой росписи;
- - активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации.
- 2. Развивающие:
- - развивать мелкие мышцы пальцев рук;
- - развивать творческие способности, познавательные способности, коммуникативные умения (принимать мнение другого, отстаивать собственное мнение, оказывать помощь друг другу, общаться со взрослыми)
- 3. Воспитывающие:
- - воспитывать аккуратность, ответственность за порученное дело, самостоятельность;
- - воспитывать интерес к народному творчеству.
- 1. Газеты,
- 2. Клейстер,
- 3. Вода,
- 4. Кисточка, 5. Основание для поделки.
- Участие в выставке
- Основополагающие вопросы
- Какое участие можете принять вы?
- Какие поделки мы можем представить? (обсуждение предложений детей).
- 1. Решили сделать поделки в технике папье-маше.
- 2. Узнали, что делают из папье маше.
- 3. Вспомнили технологию папье-маше, посмотрев презентацию. 4. Выяснили, что для работы нужны: газеты, клейстер, вода, кисточка, основание для поделки.
- 5. Познакомились с произведениями народных мастеров (иллюстрации и слайды изделий гжельских, хохломских, городецких мастеров).
- Папье-маше (от фр. papier mache - букв. жеваная бумага) - масса, получаемая из бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавлением клеящих веществ, а также различных наполнителей (гипс, крахмал). Из папье-маше изготавливаются различные бытовые и художественные изделия, отличающиеся легкостью и прочностью. Родина папье-маше - Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше, для шлемов, и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. По другим данным, эта древняя идея принадлежала египтянам. Оболочки египетских мумий, имевшие весьма сложные формы, делались из папье-маше. Увлечение папье-маше получило распространение в Японии и Персии, где оно было использовано при изготовлении масок для специальных церемоний. И далее распространилось по всему миру. Во Франции, впервые в Европе начали изготавливать изделия из папье-маше в 17 веке. Куклы – вот для чего широко использовалось папье-маше в Англии и Франции. Такие куклы высоко ценятся современными коллекционерами. Папье-маше по-прежнему используется сегодня в театрах при постановках спектаклей, декорации из него легкие, свободно передвигающиеся по сцене.
- Два века назад московский купец Петр Иванович
- Коробов, изучивший технологию немецких лаков,
- изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера
- в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе
- Даниловке (часть современного села Федоскино)
- небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью
- вывезенных из Германии мастеров быстро освоили
- технологию изготовления папье-маше, материала,
- из которого и поныне создают лаковые шкатулки,
- украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу
- зародившееся в России лаковое производство
- выпускало лакированные козырьки для военных
- головных уборов, потом – круглые табакерки,
- модные в начале XIX века.
- Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
- По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели(маширование). В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
- По второму - методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
- По третьему методу - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
- Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.
- Деление учащихся на 2 группы. Выполнение практического задания по нахождению необходимой информации, по оформлению сообщений.
- Первая группа: нахождение материала о хохломской росписи:
- - история возникновения Хохломы;
- - хохломские узоры и орнаменты, элементы росписи;
- - стихи о Хохломе.
- Вторая группа: Нахождение материала о Городецкой росписи:
- - история возникновения Городецкой росписи;
- - Городецкие узоры и орнаменты, элементы росписи;
- - стихи о Городецкой росписи.
- Посещение кружка «Роспись по дереву», библиотеки, беседа с учителем рисования, родителями.
- Отбор нужной информации в классе.
- По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам. Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
- В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические
- формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
- Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
- 1) Распределение функций между детьми в группах
- 2)Повторение правил организации рабочего места, правил техники безопасности
- 3)Изготовление поделок и книжки-раскладушки
- «народные промыслы».
- Основание для поделки – тарелка.
- Защита проекта перед одноклассниками. Отчет каждой группы о проделанной работе: «Что мы узнали о Хохломской росписи», «Что мы узнали о Городецкой росписи».
- Выставка работ обучающихся и оценка результатов проектной деятельности.
Технология - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Машиноведение. Устройство и назначение швейной машины с ножным приводом" 6 класс
- Конспект урока "Итоговое занятие по теме «Вышивка»" 8 класс
- Конспект урока "Декоративные цветы из ткани" 8 класс
- Конспект урока "Пришивание пуговиц. Изготовление декоративного панно"
- Конспект урока "Работа с простыми информационными объектами с использованием компьютерных программ" 3 класс
- Презентация "Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства" 5 класс