Конспект урока "Ёлочка из бисера"
Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Мастер-класс
Ёлочка из бисера
Разработала Хатипова Л.К.
Мегион 2009
Цель мастер – класса
• обмен педагогическим опытом через проведение
мастер – класса.
Задачи мастер - класса
• обмен опытом работы с бисером на примере
изготовления ёлочки.
Историческая справка
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием
для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Как альтернатива,
пластиковые бисерины могут быть наплавлены на нить в процессе
производства. Бисерины могут быть размером менее миллиметра, а
могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких
сантиметров. Стекло, пластик и камень, пожалуй, наиболее
распространенные типы материалов, однако бисер также делают из
кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов,
драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев (янтарь),
синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги,
зерен персидской сирени и других растений. Три бусины,
найденные археологами в Израиле и Алжире и изготовленные из
раковин моллюсков приблизительно 90000-100000 лет назад,
считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных
человеком.
Из истории стеклянного бисера.
В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды,
в очень далекие времена, финикийские купцы везли по
Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На
ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе
пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими
кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили
чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на
солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.
Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились
стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря
совершенствованию технологии изготовления, со временем бусы
становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие
круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с
отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от
«фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из
непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски
назывался бусра или бусер.
Способы производства стеклянного бисера
Существовало несколько способов производства стеклянного
бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания.
В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных
горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму
невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В
них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды,
извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло
представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на
стадии «вязкого теста».
Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью
металлического прутика, введенного в расплавленное стекло.
Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина
вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты
стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость
вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на
тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала
отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку
подвергали повторному разогреву с последующей ручной
обработкой при помощи простейших инструментов.
Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и
обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов
сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и
обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус
нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков
разного цвета.
Чешское стеклоделие
Как подтверждают археологические раскопки и письменные
источники, начало чешского стеклоделия относится к средним
векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но
вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте,
прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее
известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи
загорелся в 1376 г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца.
В 1548 г. в городке Мшено-над-Нисой был основан первый
стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-над-Нисой прибыли первые
иностранные купцы.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое
обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко.
Стеклоделы Богемии создали свою технологию. В состав стекла
они ввели вместо соды древесную золу — поташ. Отсюда и пошло
название "лесное стекло". Оно тверже, легче поддается обработке,
гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем
знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в Х—XI
вв. немецкие стеклоделы варили стекло из двух частей буковой
золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в.
использовали золу папоротника.
Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII
— начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли
бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания,
хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.
Покрытый цветными эмалями, гранёный богемский бисер
отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.
Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой
четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии
мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и
по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Современные способы изготовления бисера
Во второй половине XIX в. были изобретены машины для
изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его
стоимость. На смену вертикальным дискам для разрезания
стеклянных трубок в 1890 г. пришел вырубной пресс в виде
гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно
большую связку трубочек. Это способствовало распространению
богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с
упадком всевозможных рукоделий, бытовавшим во многих странах
на протяжении нескольких столетий, снижается и производство
бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и
оттенков, бисер становится более грубым.
Бисер на Руси
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем
свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также
письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов,
«Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы,
серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и
археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры.
Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого
технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси.
Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления
разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией
легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
На огромных просторах бывшего Киевского государства,
раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озёра и от Карпат
до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и
захоронениях археологи находят множество стеклянных бус,
браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на
территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены
коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки
стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками
тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки
тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных
смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши
предки знали стекло не только благодаря торговле со странами
Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали
небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды,
предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей.
Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-
монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение
стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и
юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла —
простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц,
расписанных масляными красками и украшенных лепными
узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В
Начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский
стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором
работали и украинские мастера-гутники.
В 1668 г. строится второй. Измайловский − завод, принадлежащий
царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и
аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные»
(фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и
окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь
работали немецкие, русские и венецианские мастера.
Занятия бисером развивают творческие способности, эстетический
вкус, ловкость рук, внимание, воспитывают усидчивость,
целеустремлённость, терпение.
Технология изготовления ёлочки.
1. Возьмите отрезок проволоки длиной 50 -60 см, нанижите и переместите
в середину 16 бисерин, сформируйте петлю. Поверните вокруг своей
оси и скрутите концы проволоки жгутом в 1 см.
2. Аналогично нанижите и переместите в середину 12 бисерин,
сформируйте петлю. На один из концов нанижите ещё 12 бисерин и
выполните вторую петлю, закрепите, хорошо скрутив проволоку. На
другой конец проволоки тоже нанижите 12 бисерин, закрепите.
Получилась веточка из трёх петель из 12 бисерин каждая.
3. Изготовьте веточки и соберите в таком же порядке.
▪ 1 – ряд: 1 веточка из 1 петли из 16 бисерин;
▪ 2 – ряд: 3 веточки из 3 петель из 12 бисерин;
▪ 3 – ряд: 5 веточек из 5 петель из 12 бисерин;
▪ 4 – ряд: 5 веточек из 7 петель из 12 бисерин;
▪ 5 – ряд: 7 веточек из 9петель из 1 4 бисерин;
▪ 6 – ряд: 9 веточек из 11 петель из 1 4 бисерин;
▪ 7 – ряд: 10 веточек из 13 петель из 16 бисерин;
4. В конце работы отогните в стороны 3 пучка проволоки, оплетите
проволокой, сформируйте подставку для ёлки. Можно «посадить»
ёлочку в горшочек, укрепив пластилином или гипсом.
Скоро новый год и такие ёлочки можно изготовить вместе с
детьми на дополнительных уроках, предложить им в качестве темы
для творческого проекта. Можно изготовить ёлочки со свечками
(продемонстрировать образец), ёлки золотистого или серебристого
цвета, украсить игрушками – крупными разноцветными бусинами.
Такие ёлочки – отличный подарок, красивое украшение для
интерьера.
Спасибо за то, что посетили мой мастер – класс, надеюсь, что
он был интересным и полезным для вас.
Литература
Бисер. Секреты мастерства. Искусство наложения: Учебное пособие. Дизайн
обл. А. С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 48 с. + вклейка. Котова И.
Н., Котова А. С.
Бисер. Донателла Чиотти. Пер с ит.-М: Издательский дом «Ниола 21-й век,»
2002.-160с.
Бисер.Л.В.Базулина, И.В. Новикова. Ярославль: Издательство Академия
развития, 2002.-222с.
Фигурки из бисера. Н Ильенко, И Алфёров, Ю. Лындина. М.: Издательство
Культура и традиции,2001,2003,2004.-76с.
Фенечки для девочек/ Составитель В. Иванова.- М.: «Премьера», 1999.- 192с.
Интернет
Отзыв на мастер – класс «Ёлочка из бисера», проведённый
Хатиповой Ларисой Камильевной, учителем технологии
«МОУ СОШ №4»
1. ФИО участника мастер – класса:
2. Оценка мастер - класса по 5 – балльной системе:
▪ Актуальность и новизна темы.
▪ Практическая значимость.
▪ Грамотное и логическое изложение материала.
▪ Доступность изложения технологической карты.
▪ Наличие и качество наглядности.
Дата
Подпись