Конспект урока "Цвет и композиция в лоскутной технике"
План – конспект занятия кружка «Лоскутное шитье»
Разработал: учитель технологии МБОУ «Гимназия №2» г. Брянска
Рубайло Наталья Григорьевна
Тема занятия: «Цвет и композиция в лоскутной технике»
Цель занятия: освоить с учащимися основы цветоведения.
Задачи занятия:
обучающая – познакомить с группами цветов, их сочетанием,
научить составлять композиции, выделять центр с помощью цвета;
развивающая – развивать познавательный интерес, внимание,
воображение;
воспитывающая – воспитать эстетический вкус,
самостоятельность, ответственность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: плакат «цветовой круг», примеры композиций, образцы
готовых изделий.
План занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изложение нового материала.
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент:
приветствие,
проверка присутствующих,
проверка готовности.
II. Актуализация знаний.
Вспомните уроки технологии и ответьте на вопросы.
1. Где применяются изделия в технике лоскутной пластики?
2. Какие инструменты нужны для работ по лоскутному шитью?
3. Какие материалы нужны для работ по лоскутному шитью?
4. Зачем нужны шаблоны и как их изготавливают?
5. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работах?
6. Какие цвета вы знаете?
7. Какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным, почему?
8. Что такое композиция?
9. Зачем нужно знать основные законы цветоведения и композиции?
III. Изложение нового материала
Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше
ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь
некоторое представление о свойствах цвета и ознакомиться с законами
гармоничных цветосочетаний.
Рассматривая натуральный спектр (луч света, пропущенный через
призму), трудно точно определить границу между отдельными цветами, так
как каждый цвет плавно переходит в другой через ряд оттенков и полутонов.
Поэтому принято выделять из спектра семь основных цветов: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Из перечисленных цветов выделяют три основных (главных) цвета:
красный, желтый, синий. Эти цвета существуют в природе сами по себе, ни
из чего не образовываясь. Все остальные цвета образуются от смешения
основных цветов.
Попарное слияние основных цветов создает группу промежуточных, или
производных, цветов, которые также присутствуют в цветовом спектре. Так,
соединение красного цвета с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим
– зеленый цвет, а синего с красным – фиолетовый. Количественные
соотношения основных цветов создают при слиянии различные оттенки
промежуточных цветов. Для получения коричневого цвета необходимо
соединить все промежуточные цвета или все основные.
Все существующие цвета принято различать на ахроматические
(бесцветные) и хроматические (окрашенные). К ахроматическим относятся
такие цвета, как черный, белый и серый. Они различаются только по такому
признаку, как степень их светлоты. Все остальные цвета, а именно цвета
светового спектра, относятся к хроматическим и характеризуются тремя
признаками: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Цветовой тон применяется для определения цветности и является
основной характеристикой цвета. Необходимо обратить внимание на то, что
понятие «тон» подразумевает степень интенсивности в пределах какой-либо
одной краски. Этот термин не следует путать с понятием «цвет», когда речь
идет о многоцветии окраски.
Светлота (яркость) – это большая или меньшая приближенность какого-
либо цвета к белому. Используя этот признак, можно определить цвет как
темный или светлый. Так, красный цвет темнее оранжевого, но светлее
вишневого.
Насыщенность – это степень густоты цвета в пределах одного основного
цвета. Насыщенность достигается посредством приближения окраски к
предельно возможной для данного цвета. Таким образом, синий цвет будет
считаться насыщенным, если его нельзя сделать более синим. Изменение
густоты цвета имеет несколько ступеней перехода и в быту означается
такими терминами, как очень светлый, светлый, чуть светлый, средний, чуть
темный, темный, очень темный, а также яркий, неяркий, мягкий, резкий и. д.
Все хроматические цвета делятся на две группы: теплые и холодные.
Деление это условно. Название «теплые цвета» связано с ассоциативным
представлением о цвете солнца, нагретых тел, огня, а название «холодные
цвета» - с чувством холода, цветом металла, воды, льда.
Деление цветового круга диаметрально на две части дает возможность
получить группу теплых цветов (пурпурный, красный, оранжевый, желтый) и
группу холодных (зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
В красно-оранжевой зоне первой группы цветов расположен «полюс
тепла». Цвета этой гаммы принято считать самыми яркими. «Полюс холода»
второй группы цветов находится в сине-голубой зоне.
На границе перехода от одного сектора цветового круга к другому
существует множество оттенков.
Один и тот же цвет может иметь оттенки, относящиеся к теплой группе
цветов, наряду с оттенками, расположенными в группе холодных цветов.
Рассматривая зеленый цвет, можно заметить, что преобладание в нем
желтого цвета (желто-зеленый), делает его теплым, а преобладание синего
(сине-зеленым) – холодным.
Теплые цвета отражают больше света, они более яркие и активные, чем
холодные. Благодаря этому все цвета теплой группы как бы зрительно
выступают (приближаются), а цвета холодной группы – отступают
(удаляются). При этом действует закон цветового контраста, согласно
которому цвет вызывает ощущение пространственности. Это ощущение
основано на том, что все предметы, окрашенные в холодные цвета, кажутся
при одинаковом расстоянии от глаз дальше предметов, окрашенных в теплые
цвета.
Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета
любого из секторов, скажем, красного. Оттенков – множество: от ярко-
красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя
один в другой (²раскат» цвета).
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются
контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый –
синий, желтый – фиолетовый и. д. Они, оказавшись по соседству, становятся
более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что
контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться очень осторожно:
в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них
должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга. Особенно
это свойственно красному, желтому и оранжевому.
Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать
цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный –
желтый – синий; зеленый – фиолетовый – оранжевый и. д. Именно подобные
сочетания часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в
оперенье птиц.
Цвета соседних цветов вносят дисгармонию, и не стоит соединять их
вместе.
Композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей
в единое целое в соответствие с какой-либо идеей, с использованием всех
выразительных средств, направленных на образное, художественное решение
данной темы.
Принципы композиции:
Единство – синтезирующий принцип, связывающий все остальные
принципы композиции.
Целостность: лаконичными и простыми приемами необходимо
раскрыть тему, когда в изделии нет ничего лишнего, и не возникает желание
что-либо добавить или убрать.
Соподчинение: любая картина должна иметь свой композиционный
центр, совпадающий со смысловым центром.
Соразмерность: это вопрос пропорций, размеров, масштабности как
главных фигур, так и второстепенных.
Равновесие: включает в себя зрительное равновесие размещенных
фигур, цветовых или контрастных пятен и т.д.
Законы композиции:
Единство формы и содержания: изделие по своей форме не должно
вступать в дисгармонию с его свойствами.
Закон целостности: наличие главного в композиции, главное решается
более крупно по отношению к остальным элементам композиции.
Закон контрастов: в резьбе этот закон композиции следует понимать
как целесообразное сочетание крупных и мелких элементов для создания
художественного образа.
К выразительным средствам композиции относятся:
пропорциональность, симметрия и асимметрия, цвет, ритм, текстура,
контраст, равновесие, динамичность и статичность.
IV. Практическая работа
1. Из предложенных учителем изображений в книгах и журналах в
лоскутной технике необходимо выбрать те, которые выполнены в теплых
цветах или те, которые выполнены в холодных цветах.
2. Предложенный эскиз для изделия в лоскутной технике раскрасить в
теплых и холодных цветах.
3. Составление композиций для изделия в лоскутной технике в теплых
или холодных цветах.
V. Подведение итогов занятия.
Выполнение заданий для закрепления знаний.
1. Распределите цвета на 2 группы: холодные цвета, теплые цвета.
Синий, оранжевый, розовый, коричневый, темно-красный, золотистый,
зеленый, изумрудный, бирюзовый, сиреневый, вишневый, темно-синий,
лиловый, оливковый, желтый, травяной.
2. Охарактеризуйте, насколько удачны следующие цветовые сочетания.
Хроматические цвета
теплые
холодные
3. Подберите к представленным цветам сочетающиеся цвета.
Красный –
Оранжевый –
Коричневый –
Желтый –
Зеленый –
Синий –
4. Обозначьте на цветовом круге:
теплые цвета и холодные цвета
родственные и контрастные цвета
5. Какие выразительные средства композиции использовались в
следующих изделиях декоративно-прикладного творчества? Где в них
композиционный центр?
Технология - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Объемные цветы. Ромашка"
- Конспект урока "Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё"
- Конспект урока "Лоскутное шитье" 5 класс
- Конспект урока "Оплата труда"
- Технологическая карта урока "Сборка и отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов" 5 класс
- Презентация "Лоскутное шитьё как ресурсосберегающая технология"