Конспект урока "Основы композиции одежды" 10 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ:
«основы композиции одежды»
Урок разработала учитель технологии высшей категории
МАОУ Межшкольный учебный комбинат
г. Белебея муниципального района Белебеевский район РБ:
Руденко Фануза Хабировна
Белебей
2011
ПЛАН УРОКА
Класс 10
ТЕМА: Основы композиции одежды.
ЦЕЛИ:
1. ознакомить учащихся с основами композиции одежды;
2. сформировать у учащихся устойчивые знания о понятиях композиция, силуэт,
покрой, фасон, пропорции;
3. способствовать формированию и развитию у учащихся устойчивых умений и
навыков по определению и изменению фасонов и покроев одежды;
4. углубить знания учащихся о профессии модельера;
5. привить эстетический вкус.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Межпредметная связь: рисование, черчение, конструирование, материаловедение.
Наглядности: рисунки с различными видами силуэтов, покроев, фасонов; шаблоны.
Литература:
1. «Обработка тканей» - Л.В. Мельникова;
2. «Конструирование и моделирование женской одежды» - В.В. Ермилова.
ХОД УРОКА.
I Организационный момент.
Подготовленные ручные рабочие места, шаблоны, линейки, карандаши, ластик.
Инструктаж по технике безопасности.
II Объяснение новой темы.
1.Определение « композиции».
2.Этапы формирования композиции модели:
- назначение костюма;
- требования, предъявляемые к костюму;
- свойства материалов;
- индивидуальные особенности фигуры человека.
3.Элементы композиции одежды:
- «силуэт»;
- виды силуэта;
- силуэтные линии;
- «фасон»;
- фасонные линии;
- практическая работа по изменению фасона одежды;
- «покрой»;
- виды покроя;
- практическая работа по изменению покроя одежды;
- пропорции одежды.
Практическая коллективная работа
по восстановлению композиции одежды
Самостоятельная работа учащихся
III Закрепление пройденной темы по вопросам.
1. Что означает «композиция» в переводе с латинского?
2. Дайте определение композиции.
3. Что называется творческим моделированием?
4. Какие требования предъявляются к спортивной оржественной, повседневной)
одежде?
5. От чего зависит качество одежды?
6. Что должен учитывать Х. М. работая над композицией модели одежды?
7. С какими понятиями связана композиция?
8. Что означает « силуэт» в переводе с французского?
9. Дайте определение силуэту.
10. Какими линиями в одежде определяется силуэт?
11. С чем сравнивают силуэт?
12. Какие силуэты бывают?
13. Какие линии располагаются внутри силуэта?
14. Что означает «фасон» в переводе с французского?
15. Чем определяется фасон в швейных изделиях?
16. Изменяя фасон, мы меняем что?
17. Чем определяется покрой одежды?
18. С чем связаны изменения покроя?
19. Какие покрой рукава бывают?
20. Дайте определение пропорции.
21. Что произойдёт, если нарушить пропорциональное соотношение одежды?
IV Подведение итогов урока.
Проверить работы учащихся, объявить оценки.
V Домашнее задание.
Нарисовать 5 различных фасонов и покроев одежды (оформить на альбомном листе).
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ОДЕЖДЫ.
Платье или костюм должны быть неразрывно связаны с внешностью человека, которому
предназначаются, и в полной мере отвечать своему назначению.
Так, одежда для учёбы, работы должна быть удобной, строгой, красивой, но без лишнего
украшательства; для спорта лёгкой, свободной, прочной; для торжественных случаев
нарядной, оригинальной, зрелищной.
Важнейшее качество одежды – её композиционное решение.
В переводе с латинского слово «композиция» означает «составление», «связывание».
Композиция – это сочетание элементов одежды, объединённых в единое целое замыслом
художника – модельера.
Процесс создания композиции модели и выполнение её в материале называется творческим
моделированием. Можно ещё сказать, что это художественный язык, с помощью которого
художник – модельер передаёт свой замысел.
Работая над композицией костюма, художник модельер делает эскиз модели, изучив
особенности рекомендуемого материала, его: цвет; размеры рисунка; определяет её
драпируемость; ищет форму, в которой ткань наиболее выгодным образом проявляет свои
качества в данной модели. А также учитывает её назначение; возраст и занятие человека,
которому она предназначена; пропорции и телосложение его фигуры; гигиенические,
экономические, эксплуатационные и эстетические требования, предъявляемые к ней и
направление моды.
Композиция тесно связана с такими понятиями, как силуэт, фасон, покрой и пропорции.
«Силуэт» в переводе с французского означает «внешнее очертание предмета».
Силуэт это плоскостное зрительное восприятие объёмных форм одежды, чётко
ограниченных контурами.
Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и
шириной плеч, длиной и шириной изделия.
Для более точного определения силуэт можно сравнить с геометрическими фигурами.
Так, если основные линии силуэта параллельны, его называют прямым; если расходятся в разные
стороны трапециевидным; если линии пересекаются, то силуэт имеет форму двух
треугольников, касающихся своими вершинами прилегающий и полуприлегающий; когда линии
плавные кривые, силуэт сравнивают с овалом.
Внутри силуэта располагаются силуэтные линии.
Конструктивные это линии основных швов: плечевых, боковых, талии, вытачек, проймы
(линия втачивания рукава), горловины, борта.
Декоративные это линии рельефов, складок, карманов, кокеток, различных отделок
(защипы, сборки, мережки, буфы, драпировка и. т. д.).
Конструктивные и декоративные линии могут совпадать, если, например, линия горловины
или борта отделаны декоративной строчкой.
Художник модельер определяет самые выразительные для модели конструктивные и
декоративные линии.
«Фасон» в переводе с французского означает «внешняя форма».
В швейных изделиях он определяется формой деталей, линиями и их соотношениями,
различными отделками. Однако изменение фасона не меняет всей конструкции. Например,
используя одну конструктивную основу, можно создать несколько фасонов за счёт изменения
формы горловины, проймы, воротника, линии низа рукава и низа изделия.
«Покрой» же, наоборот определяет конкретную форму одежды, который в свою очередь
зависит от покроя рукава, конструкции соединения лифа с юбкой и силуэта. Его изменения
связаны с изменением конструктивной основы модели, т.е. при изменении покроя меняются
конструктивные линии.
Существует несколько видов покроя рукава: втачной (одно, двух и трёхшовный,
крылышко, фонарик), реглан (полуреглан, реглан-погон), цельно выкроенный ластовицей и без
и без ластовицы) и т. д..По конструкции соединения лифа с юбкой платья бывают не отрезными по
талии (покрой принцесс) и с отрезными лифом и юбкой.
Изменения покроя связаны с изменением конструктивной основы модели, т. е. при изменении
покроя меняются конструктивные линии.
Одним из важнейших элементов композиции одежды является пропорциональность.
Пропорции это определённое соотношение частей (форм) модели между собой и с
моделью в целом.
От того правильно ли выдержаны пропорциональные соотношения частей одежды, зависит её
художественная выразительность, а следовательно, и внешний вид человека.
Не зная законов композиции, можно получить неожиданные отрицательные результаты, а
неправильно подобранная одежда создаст впечатление несуществующих недостатков фигуры.
ИЗМЕНЕНИЕ ФАСОНА.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКРОЯ.