Конспект урока "Технический рисунок модели" 9 класс

Тема: «Технический рисунок модели»
Цели. Формирование знаний правил рисования пропорциональной схемы
женской фигур. Развитие умения по схеме рисовать технический рисунок фигуры и
модели на фигуре.
Содержание. Учебный материал раскрывает следующие понятия:
технический рисунок модели, модуль пропорциональной фигуры. Определены
правила рисования пропорциональной схемы женской фигуры и модели на фигуре.
Для закрепления знаний разработаны вопросы для повторения.
Задания. Последовательно изучите учебный материал и выполните задания.
Выучите правила рисования пропорциональной схемы женской фигуры и модели
на фигуре. Изучите основные понятия характеристики формообразующих средств
модели: объём, массивность, гармоничность, пропорциональность модели.
Выполните лабораторно-практическое задание и ответьте на вопросы. Приучите
себя автоматически точно по схеме рисовать технический рисунок модели одежды
на фигуре.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
знать правила рисования пропорциональной схемы женской фигуры и
модели на фигуре.
уметь по схеме рисовать технический рисунок фигуры и модели на фигуре.
Рекомендации для зарисовки технического рисунка модели
Задание. Выучить правила и порядок схематичного построения фигуры по
пропорциям и приучите себя автоматически точно по схеме рисовать технический
рисунок фигуры. С помощью схемы учитесь зарисовать эскиз фигуры человека в
костюме, с учетом всех особенностей строения. Для этого потребуется от Вас
терпение, время и регулярность занятий.
Качество изготовления одежды во многом зависит от профессиональных
умений и навыков работников швейных предприятий и от их художественной
культуры. Умение воплотить свои художественный замысел, мысль в рисунке,
эскизе, сделать его понятным, убедительным, читаемым и профессионально-
грамотным имеет большое значение для работников работающих с индивидуальным
заказчиком одежды. Они в своём творческом труде должны пользоваться рисунком,
как средством показа и пояснения своего творческого замысла. Такие понятия, как:
линия, силуэт, форма, гармония, пропорции и т.п., должны употребляться в
лексиконе швейников и находить правильное графическое выражение в
техническом рисунке модели.
Технический рисунок модели графический рисунок, с видами спереди, сзади
и сбоку. Изделие рисуют на фигуре человека без искажений, в пропорциях
соотнесённых со строением конкретной или типовой фигурой. Технический
рисунок строится на аналитических данных о строении фигуры и характеристиках
формообразующих средств модели (объём, массивность, гармоничность,
пропорциональность). При построении фигуры и костюма на ней, учитывают его
объём в целом и отдельных частей, создают массивность, то есть зрительно лёгкие
или тяжёлые по форме объёмы. Тяжести в костюме можно добиться при помощи
заполнения формы декоративными и декоративно-конструктивными элементами
или различными способами оформления рисунка. Мягкое пластичное решение
формы с плавными переходами делает костюм более лёгким, а жесткое графическое
решение увеличивает его массу. Цвет, фактура и свойства материалов костюма
делает его или более тяжёлым или лёгким. Рельефные, шероховатые, с ворсистой
поверхностью ткани увеличивают объём костюма и наоборот гладкая, блестящая
или глянцевая поверхность уменьшают его объём. Темные тяжёлые тона, уменьшая
объём делают его тяжелым и светлые тона, увеличивая объём наоборот - более
лёгким. Объёмные формы костюма зависят от степени его прилегания к телу
человека. При создании эскиза костюма учитывается положение точек и участков
соприкосновения тела и костюма на уровне плечевого, талиевого или тазового
поясов. Создание объёмной формы ведёт к гармонии или контрасту костюма с
пропорциями тела человека. Гармония выражается в соразмерности и
соподчинённости всех элементов костюма и его формы в целом с размерами,
пропорциями фигуры человека и его обликом. Контраст выражается в нарушениях
пропорций фигуры до допустимых пределов проектируемой формой костюма и её
элементами. Очертание поверхности и плавный переход элементов формы, как бы
скользя, делают форму пластичной. Мягкие пластичные формы в костюме
подчёркивают лёгкость и грацию фигуры человека. Жесткие, угловатые формы
делают костюм более устойчивым и статичным. Пропорциональностью между
формами костюма и фигуры человека называется соразмерная взаимозависимость,
соотношение частей костюма и соответствующих участков фигуры. Точное
взаимное расположение и соотношение частей костюма и участков тела человека
делает костюм конструктивным, то есть более полно и убедительно помогающий
выявить истинный замысел художника по костюму. Закройщику-модельеру
необходимо с помощью схемы быстро воспроизвести рисунок фигуры человека в
костюме, с учетом всех особенностей её строения. Для этого следует знать правила
и порядок схематичного построения фигуры по пропорциям и почти автоматически,
рисовать схемы. На пропорциональной фигуре обязательно следует прорисовывать
особенности строения конкретной фигуры. На рисунке показан вариант
пропорциональной схемы женской фигуры. Следует приступать к рисунку модели
одежды, предварительно наметив схематичное очертание тела. Затем выстраивают
очертания модели в пропорциональных соотношениях с действительностью, а затем
ее оформляют. Модель одежды можно наиболее точно построить на фигуре по
схеме, если каждую линию, каждую складку укладывать по форме тела в
соответствии с его пластикой. Для этого сначала рисуют осевую линию. Осевая
(вертикальная) линия делится на 8 - 8,5 модулей пропорционально росту человека.
Модуль равен высоте головы.
Пропорциональная схема женской фигуры.
А Б
Далее рисунок выполняют по следующим правилам:
1. Принимая в качестве модуля высоту головы, рисуют схему построения
фигуры. На осевой линии разграничивают части тела человека. Каждая часть равна
одному модулю:
1-я часть голова,
2-я часть расстояние от подбородка до линии груди,
3-я часть расстояние от линии груди до линии талии,
4-я часть расстояние от линии талии до линии бёдер,
5-я часть расстояние от линии бёдер до линии середины бедра ноги,
6-я часть расстояние уровня от середины бедра до уровня низа колен,
7-я часть расстояние от уровня низа колен до уровня середины голени,
8-я часть расстояние от уровня середины голени до низа стопы (до подошв).
2. Через конечные точки модулей проводят горизонтальные линии
ограничивающие: высоту головы (1 и 2), линии груди (3), талии (5), бёдер (6),
середины бедра ноги (7), колен (8), середины голени (9), низа стопы (10). Линию
плеч (4) проводят на одну треть ниже от первого модуля.
От оси влево и вправо откладывают по одной величине модуля и обозначают
конечные плечевые (точка п). Это ширина плеч. На женской фигуре эти величина
несколько меньше. Затем эти величины делят пополам и вниз проводят вертикали до
пересечения с линиями груди (точка г) и талии (точка т). Из точек пересечения
вертикалей с линией груди проводят вниз вертикали до пересечения с линией бёдер
(точка б). Это ширина бёдер. Ширина шеи равна 1/4 высоты головы (точка ш).
Боковые точки туловища соединяют сначала прямыми линиями.
3. Схема построения руки по частям:
1-я часть – плечо руки, которое равно длине двух размеров кистей руки,
2-я часть – предплечье равно длине полутора кистей руки,
3-я часть – кисть руки.
Каждая часть равна одному модулю. Длина кисти руки равна длине лица в
мужской фигуре и несколько меньше в женской фигуре или равна три четверти
модуля. Длина рук отмечается на уровне середины бедра ноги. Линия локтя
проходит на уровне линии талии ). Пропорциональное соотношение плеча руки,
предплечья и кисти сохраняются при рисовании фигур всех возрастов. От точек
ширины плеча (п′) намечают направления рук. Одна рука опущена вниз, вторая
должна быть согнута в локте - для удобства обозначения глубины проймы, объёма
рукава, конфигурации линии проймы.
4. Схема построения ноги по частям:
1-я часть - бедро,
2-я часть – голень, её ширина равна одной трети модуля,
3-я часть - стопа, её высота равна одной трети модуля.
Каждая часть равна одному модулю. Бедро равно высоте голени плюс высота
стопы. Пропорции сохраняются при рисовании фигур всех возрастов. Схематично
рисуют в виде трапеции форму стоп. Их высота примерно равна одной трети
модуля. Затем стопы соединяют прямыми линиями с боковыми точками б.
6. Контуры шеи определяются грудино-ключично-сосцевидными мышцами,
скат плеча видимой частью трапециевидной мышцы, плечо-дельтовидной
мышцей. Намечают плавный переход от шеи к плечам и положение яремной
впадины посередине ширины шеи. В женской фигуре подчёркивают округлость
живота и овал грудных желёз.
Рисование силуэтной формы модели по схемам не даёт чёткого представления о
логике развития костюма, но помогает быстро строить нужные силуэтные формы с
различными пропорциональными соотношениями. Прежде чем приступить к
техническому рисунку модели определяют, за счёт каких конструктивных и
конструктивно-декоративных линий может быть получена форма изделия,
уточняется их количество, расположение и конфигурация. При выборе модели, её
силуэта, декоративных и декоративно-конструктивных элементов учитываются
строение фигуры заказчика, внешний облик и его пожелания. После схематичной
прорисовки конкретной или типовой фигуры рисуют по пропорциям модель
одежды. Последовательность выполнения рисунка:
1. На рисунок фигуры фас, профиль и вид сзади) наносят контуры силуэта
модели, учитывая степень прилегания одежды к основным участкам фигуры.
Максимальная степень прилегания изделия на опорных участках плечевого и
талиево-тазового поясов фигуры.
Технический рисунок модели