Конспект урока "Обучение изобразительной грамоте и основам дизайна путём изготовления авторских кукол"
«Обучение изобразительной грамоте и основам дизайна
путём изготовления авторских кукол».
Иванычева Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦВР»,
учитель ИЗО МКОУ «Макаровская основная школа»,
учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №5»
города Кольчугино Владимирской области.
Условия становления, возникновения опыта.
Общий стаж моей педагогической деятельности – 26 лет . Работу по специальности учитель ИЗО
и черчения начала в сельской школе. С первого же года моей деятельности администрации школы
пришлось «догружать» меня кружковой работой по моему профилю. Если вести уроки нас учили, и
во время обучения было достаточно много практики, то кружковая деятельность изучалась
довольно поверхностно. Поэтому проблемы возникли почти сразу. Как привлечь ребят в кружок?
Как удержать интерес тех, кто уже год или больше посещал кружок, и создать условия для вливания
в коллектив новых членов? Проблемы решались путём проб и ошибок. Были перепробованы такие
виды деятельности как роспись и резьба по дереву, вышивка и лепка, бумажная пластика и
лоскутное шитьё. Всем коллективом собирали сухоцветы для фитодизайна и глину для игрушек.
Примерно, через три года работы, из ткани и пенопласта, была сделана первая кукла. Это стало
настоящей находкой. Первое, технику создания авторских кукол можно назвать художественным
конструированием, так как она совмещает в себе самые различные виды деятельности, второе,
процесс создания куклы буквально заворожил ребят, всем захотелось иметь нечто подобное, и
проблема наполняемости кружка решилась сама собой. Со временем деятельность по
изготовлению кукол приобрела такое разнообразие и обросла такой богатой теоретической и
практической базой, что вылилась в самостоятельную программу.
Работа по этой программе позволила детям:
- успешно развивать свои творческие способности и фантазию, конструктивное и креативное
мышление;
- приобретать начальные профессиональные навыки;
- работать индивидуально и коллективно;
- уметь защищать и презентовать свои творческие проекты.
Через тринадцать лет работы, когда в сельских школах катастрофически не стало хватать
нагрузки для педагогов художественного профиля, основным местом работы для меня стал «Центр
внешкольной работы», и тогда я полностью оценила наработанный мною опыт в сфере
дополнительного образования.
Актуальность и перспективность опыта:
Сейчас моя Изостудия «Отражение», члены которого являются многократными призёрами и
победителями региональных, Всероссийских и Международных конкурсов, работает по трём
программам. Все они призваны, в первую очередь, решать проблему развития творческого
потенциала учащихся. Основная (комплексная) программа «Мир в зеркале искусства» создана для
общего художественного развития детей и имеет целью создание благоприятных условий для
формирования у детей общекультурных интересов, приобщение детей к миру искусства как
неотъемлемой части духовной и материальной действительности. Экспериментальная программа
«Кутюрье», созданная по социальному заказу для интегрированной работы с «Театром мод». И
авторская программа «О чём рассказывают куклы».
Основной целью данной программы является создание условий для близкого знакомства с
историей, культурой и православными обычаями своей страны и своего региона, направленное на
интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.
Главными задачами являются:
1. Освоение детьми основных знаний, умений и навыков, заложенных в данной
программе.
2. Помощь в определении будущей профессии.
3. Воспитание в детях активной творческой позиции и умение обосновать свои творческие
проекты.
Актуальность моего опыта заключена в том, что в ходе освоения программы происходит
знакомство с направлениями дизайнерских профессий, столь популярных в наши дни, что помогает
ребёнку в будущем определиться с выбором профессии.
Кроме актуальности в достижении профессиональных, социальных и нравственных целей, есть ещё
и другая, приземлённая актуальность – доступность в реализации. Вся работа по программе
построена на конструировании из вторично использованных материалов. В ход идут пластиковые
бутылки, жестяные банки, старые газеты и вышедшие из моды платья. Не нужно закупать
дорогостоящие инструменты, всё решают обычные ножницы, клей и нитка с иголкой. Зато конечный
результат – эксклюзивные изделия, достойные пополнить домашнюю коллекцию и украсить любую
выставку. Ведь сама авторская кукла – едва ли не самое актуальное направление в современном
изобразительном искусстве.
И наконец, нет лучшего подтверждения актуальности данного опыта, чем успешное применение
его автором в учреждении дополнительного образования, сельской основной малокомплектной
школе и средней городской школе. Элементы программы «О чём рассказывают куклы» подходят и
для урочной деятельности, в программе Б. М. Неменского есть темы, связанные с народной
игрушкой, например, «Русская обрядовая кукла», в моей программе даны разработки нескольких
вариантов доступного изготовления таких кукол.
Перспективность своего опыта считаю доказанной тем, что нарабатывая опыт более двадцати лет,
продолжаю успешно осваивать эту тему, развивая и дополняя её в соответствии с новыми
тенденциями в современном искусстве. Это было признано на первом областном
профессиональном конкурсе педагогов «Встречи с искусством», где программа «О чём рассказывают
куклы» заняла второе место, на Всероссийском конкурсе портала «Магистр», где программа так же
удостоилась второго места.
Ведущая педагогическая идея.
Главной педагогической идеей своего опыта считаю возможность вовлечения детей в творческий
процесс с помощью игры. Развитие творческих и изобразительных способностей с упором на
личностно – ориентированный подход. Кукла воспринимается ребёнком, в первую очередь, как
игрушка и снимает барьер неуверенности в своих силах, обеспечивает эмоциональное благополучие
ребёнка.
Главный принцип работы по программе «О чём рассказывают куклы»» – учимся, играя, поэтому
каждое занятие начинается с забавного двустишия. Стих может рассматриваться как загадка,
шифрующая тему, а может предлагаться как начало стихотворения, в сочинении которого могут
поучаствовать все желающие члены студии. Это создаёт в коллективе атмосферу творчества и
добродушия. Кроме того, часто ребятам предлагается поучаствовать в инсценировке или разыграть
спектакль со своими куклами.
Своеобразным спектаклем можно назвать и защиту творческих проектов ребят. Помимо
изготовления куклы, поиска образа для неё, технологий изготовления, ребятам предлагается
теоретически обосновать свой замысел, найти для куклы практическое применение. Часто финалом
окончания курса обучения становиться успешное участие творческих проектов ребят в научно-
исследовательских конференциях Всероссийского уровня таких как «Шаг в будущее» и «Космос».
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта в плане психологии опирается на методологические основы:
основные положения личностно-ориентированного подхода В.А. Беликова и И.С. Якиманской;
Положение Н.А. Ветлугиной о специфике детского художественного творчества.
Обучения строятся на принципах гуманной педагогики, разработанных Шалвой
Александровичем Амонашвили. Созданная им методика гуманного, лично-ориентированного
обучения как нельзя лучше подходит для дополнительного образования, в котором в наибольшей
степени учитываются и развиваются индивидуальные способности ребёнка, удовлетворяются
потребности в самореализации и общении, приветствуется наличие собственного мнения и умение
его отстоять.
Методика художественной деятельности основана на концепциях Б. М. Неменского, В. С. Кузина,
Т. Я. Шпикаловой.
Новизна опыта.
Новизна опыта определяется синтезом самых разных видов изобразительной деятельности
используемых при создании кукол, различных по образности и теоретически подкреплённых
историческим и национальным обоснованием.
Отличительной чертой работы по авторской программе «О чём рассказывают куклы», являющейся
основным продуктом моего опыта, является то, что в ней органично сочетаются исторические
справки и традиционные технологии с современным, зачастую оригинальным исполнением. От
шаблонных и подражательных изделий ребёнок переходит к авторским проектам, учится защищать
и обосновывать свои творческие изыскания, имеет возможность увидеть и оценить результаты
своего труда. Программа стимулирует творческое мышление и создаёт условия для развития
личности ребёнка. Кроме того, многие темы связаны с семейными традициями в России, итогом
некоторых тем предусматривается шефская помощь детскому саду, мастер классы для учащихся
школ и даже для родителей. Всё это и многое другое призвано для профилактики асоциального
поведения.
Технология опыта.
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для развития личности ребёнка,
обеспечение эстетического воспитания подростков, раскрытие творческого потенциала
воспитанников.
Основным приёмом организации учебного и воспитательного процесса является технология
сотрудничества, когда педагог выступает в роли наставника, направляющего, но не навязывающего
свою точку зрения.
В процессе своей деятельности основным принципом обучения я выделяю - этапное усложнение
поставленных задач по принципу спирали, то есть технологии, освоенные ранее, вновь предлагаются
к изучению, но в усложнённом варианте. Базовое накопление знаний позволяет использовать
полученные практические навыки, как по разделам, так и комплексно. По истечению срока
реализации программы одарённые и заинтересованные дети могут продолжить обучение в студии
по индивидуально составленной программе.
Обучая своих воспитанников по «кукольной» программе, я ожидаю от них следующих
результатов:
По окончанию первого года обучения:
- знание основных моментов истории, культуры и национальных особенностей своего города,
региона, страны и мира, о которых идёт речь в программе;
- освоение начальных навыков конструирования, приёмов кистевой росписи, лепки и
декорирования;
- умение работать индивидуально и в группе, последовательное выполнение задач, поставленных
перед воспитанниками педагогом (освоение репродуктивного метода обучения).
По окончанию второго года обучения:
- знание теоретической базы второго года обучения, успешное прохождение тестов и контрольных
срезов;
- освоение всех способов художественного конструирования и основ дизайна, заложенных в
программе второго года обучения;
- умение работать самостоятельно, внося личные творческие коррективы в свою деятельность.
По окончанию третьего года обучения:
- знание всего теоретического курса программы и успешное выполнение курсовых работ;
- освоение всех практических умений и навыков, заложенных в дополнительной обучающей
программе и их применение, максимальное ознакомление с профессиями по художественному
профилю с целью успешного осуществления выбора будущей профессии;
-умение творчески мыслить, теоретически обосновывать и отстаивать свои творческие проекты,
ставить перед собой конкретные задачи и успешно их реализовывать.
Для успешного достижения поставленных целей разработана целая серия мастер-классов,
подготовлены дидактические и раздаточные материалы, собрана коллекция готовых изделий,
создана подборка фотографий и презентаций.
Формы занятий, планируемые по каждой теме различны. Применяются беседы, диспуты, доклады,
презентации, конкурсы проектов, мастер-классы, просмотры слайдов и фильмов.
Особое внимание уделяется работе с семьёй. Проводятся родительские собрания, организуются
мастер-классы для родителей, все выставки и научные конференции открыты для посещения.
Родители часто привлекаются для помощи в подготовке и проведении конкурсов, а так же в роли
спонсоров и сопровождающих на экскурсии и детские фестивали. Многие из кукол становятся
подарками для родителей, частью домашней коллекции.
Результативность.
Частью опыта является и система отслеживания результатов деятельности воспитанников.
Фиксируется каждая ступень творческого становления членов объединения. Разработаны критерии
оценки ЗУН воспитанников, составляются диагностические карты как состояния духовно
нравственных качеств, так и профессионального роста обучающихся, практикуется рейтинговая
система оценок. Фиксируются личные достижения обучающихся, активность их участия в
различных конкурсах, стабильность тенденций к развитию. Регулярно проводятся тестирование и
контрольные срезы. В конце года проводится защита зачётных проектов, и организуются отчётные
выставки. Каждый из воспитанников формирует портфолио своих результатов.
Результаты можно представить наглядно: в кружке практически отсутствует «текучка», так велика
заинтересованность детей в творческом процессе; собрана целая коллекция наиболее удачных
авторских кукол; работы детей пользуются большой популярностью и успешно принимают участие в
выставках и конкурсах городского, областного, Всероссийского и Международного уровня. По
окончанию курса, многие из ребят переключаются на направления связанные с дизайном одежды и
успешно моделируют костюмы в разных стилях. Ежегодно несколько человек поступает в средние и
высшие учебные заведения по художественному профилю.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть реализован на базе учреждений дополнительного образования детей по
художественному профилю, в рамках кружковой деятельности на базе общеобразовательных школ
и, частично, на уроках изобразительного искусства.
Технология - еще материалы к урокам:
- Презентация "Доброе сердце"
- Сценарий "Без инструментов: тренируй сообразительность! Научись несложным приёмам сгибания" 1 класс
- Конспект урока «ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОВОГОДНЕЙ ОТКРЫТКИ»
- Презентация "Изготовление декоративного фонтана" 1 класс
- Конспект урока "Тряпичные куклы обереги"
- Конспект урока "Разметка и выполнение глухого гнезда"