Внеурочная деятельность "Народные традиции, обряды и промыслы Саратовского края"

Внеурочная деятельность
«Народные традиции, обряды и промыслы
Саратовского края»
Цель: приобщение обучающихся к национальной культуре, знакомство с историей
возникновения, видами, особенностями народных промыслов Саратовского края,
развивать творческие способности обучающихся.
Задачи:
- расширить знания обучающихся об обычаях, традициях Саратовского края;
- способствовать пониманию форм бытования народных, крестьянских традиций в
современной жизни;
- стимулирование познавательной деятельности;
- воспитание уважения к труду народных мастеров, чувства гордости за свой край;
- воспитание уважения и ответственности при выступлении на сцене.
Содержание мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Вы, наверное, уже догадались, что говорить мы
сегодня будем о России, о её прошлом и настоящем. Более того, речь у нас сегодня пойдёт
о прошлом и настоящем Саратовского края, о древних традициях нашей области, её
народных промыслах. Ведь богата талантами русская земля. На протяжении тысячелетней
истории не обделён ими и наш древний Саратовский край.
Ведущий: Город под названием Саратов закладывался русскими воеводами 3 раза: в 1590,
1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. Лишь с 1674 он начал строиться на том месте,
где находится и поныне. Первоначально Саратов был заложен князем Г.О. Засекиным и
стрелецким головой Ф.М. Туровым в 1590г. как крепость для охраны Волжского
торгового пути от набегов кочевников на левом берегу Волги, на том месте, где в неё
впадает степная речка под названием Саратовка. Весной 1674г. во исполнение указа царя
Алексея Михайловича крепость была перенесена на правый берег Волги, на её
современное место. Полковник Александр Шель выбрал место на юге от Соколовой горы,
там, где стоял "рыбный городок" московского Новоспасского монастыря.
Почему же город получил именно такое название?
Коллективный доклад обучающихся о происхождении названия города.
1.Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный
момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название
по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» «жёлтая гора». Однако
ныне эта гипотеза опровергнута, так как Соколовая гора никогда не была жёлтой, и на ней
всегда рос лес.
2. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» «низменный
остров» или «сарык атов» «ястребиный остров».
Край Саратовский – яблочный, хлебный,
Здесь великая Волги купель
Дух степи умножает целебный.
Здесь талантов Руси – колыбель.
Край Саратовский – край незабвенный,
Здесь особый характер и труд.
Здесь гармоники звук вдохновенный.
Здесь Россию как матушку чтут.
Край Саратовский – край наш любимый.
Ввысь ракетою мчат тополя.
И души нашей множит разливы
Наша родина. Наша земля.
4.Но прошло ведь не одно столетие,
Год за годом улетали вдаль,
Прежде чем в Саратовскую область,
Превратился этот дивный край.
Наша область многое познала,
Эти годы даром не прошли,
Сколько ведь талантов воспитала,
Что ей славу позже принесли.
5.Здесь когда-то начали добычу,
Газ пошёл впервые по стране,
Область свою, выполнив задачу,
Этот газ даёт тебе и мне.
Наш Гагарин в небо здесь поднялся,
И свой первый выполнил полёт,
Здесь же он с орбиты приземлился,
Знал – земля его не подведёт.
6.Волжские огромные просторы,
Щедрые, бескрайние поля,
Хлеба по четыре миллиона,
Дарит в год Приволжская земля.
7.Да она богата наша область,
Волгою и щедростью полей,
Но из года в год она гордилась,
Множеством талантливых людей.
Ведущий: Богата своими традициями Саратовский край.
Мы проникаемся интересом к исконным традициям представителей разных
национальностей. Наша культура окрашена внимательным обращением к его богатым
традициям, которые широко используются в творчестве современных мастеров и
профессиональных художников. На их основе сложились различные художественные
промыслы.
Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в
народном костюме –наиболее массовом виде народного творчества, искусстве вышивки,
узорного ткачества, кружевоплетения. Виды прикладного искусства нашли органическое
воплощение в украшении народного костюма.
Рассказ обучающихся о русском народном костюме Саратовской губернии.
1. У русской национальной одежды многовековая история. В изготовлении одежды
использовали яркие цвета. Облик русского человека испокон веков ярко характеризовала
одежда. Внешний образ связывал его с общепринятым эстетическим идеалом. (Рис. 1)
Женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами. (Рис. 2) Рубаха кроилась из
прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные «полики – прямоугольные
или клиновидные вставки. Для украшения рубахи использовались и кусочки различных
тканей, особенно кумачовые, которые заполнялись вышивкой. Этот способ украшения
применялся с тех времён, когда кусочки заморских тканей, оставшиеся от раскроя
больших одежд, нашивались как украшение. Кроме тканых, вышитых узоров,
использовались разноцветные ленты, кружева, блёстки. Всё это декоративное богатство
руками талантливых вышивальщиц превращалось в произведение искусства.
2. Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской женщины. Но в старинном
русском костюме рубаха редко носилась отдельно, чаще всего сверху надевался сарафан,
сшитый из нескольких кусков ткани, а также понева. (Рис. 3). Понева это вид юбки,
состоящих из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии
плетёным узким пояском – гаишником; её носили только замужние женщины. Понева
была круглая, то есть сшитая, или распашная, состоящая из отдельных полотен. В
основном, поневы были тёмно-синего, тёмно-красного, реже чёрного цвета. Тёмное поле
разделялось клетками, причём размер и цвет их зависел от традиций губернии, села или
деревни, где ткались поневы. Поневы делились на праздничные и будничные. Пояс
«покромка» ткался на ткацком станке из разноцветных ниток. Концы его распушивались.
(Рис. 4)
Поверх рубахи и поневы надевали передник – «занавеску», завязывавшуюся сзади
тесёмками – «мутозками». (Рис. 5)
Завершал ансамбль шушпан из шерстяной или холщовой ткани с очень деликатным
украшением (окантовкой вышивкой красным узором).
3. Дополнялся костюм сложным головным убором. Различались две категории головных
уборов. Девичьи, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели
форму венка-обруча или повязки. Женские головные уборы были разнообразны, но все
они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской
силой и могли навлечь несчастья. (Рис. 6)
Именно эта деталь придавала конструкции ту или иную форму, получавшую своё
завершение при помощи верхней части – своего рода чехла из кумача, ситца или бархата –
Сороки; затылок покрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень.
4. Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов – «портов», поверх которых
надевали верхнюю одежду «по сезону». Рубахи были широкими, длиной до колен, их
носили на выпуск и обязательно подпоясывали поясом. Ворот соединялся тесёмками или
металлическими застёжками «схватцами».
Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту. Это не только украшение, но,
главное, вышивка была оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался
доступ к телу. (Рис. 7)
Верхней одеждой были свита, кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Кафтаны
были самого различного вида и назначения: повседневные, праздничные. Обязательной
частью мужского костюма был головной убор, летом – кожаный ремешок, а зимой –
самые разнообразные шапки. Специфической одеждой была шуба. (Рис. 8)
Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали
узорами. (Рис. 9)
Ноги обертывали онучами из белого «свойского» сукна или холста и надевали лапти, или
чулки из белой шерсти и кожаные башмаки – коты.
5. Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве
надевались на шею ожерелья, янтарные бусы. Большой любовью пользовались крупные
серьги и более мелкие. Своеобразным украшением были нежные подвижные «пушки» -
шарики, сплетённые из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами. (Рис. 10)
6. Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность,
которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы
лепилась из нескольких простых объёмов, и каждый её вид частично закрывался другой,
выделяясь орнаментами, виднелись рукава с более мелким рисунком.
Под музыку выходят пекари в костюмах с калачами на подносе (обучающиеся 3 группы).
Ведущий: Итак, продолжаем знакомиться с народными промыслами Саратовского края.
Здравствуйте, гости дорогие! О чём вы хотите нам рассказать?
1 пекарь:
Города судьбой своею схожи,
Погостить в любом из них готов,
Но родной Саратов мне дороже
Всех иных на свете городов.
Поезжайте в разлюбые дали,
Расспросите даже москвичей:
Все, конечно, калачи едали,
Но не лучше наших калачей»
/ Исай Тобольский/
2 пекарь: Калач «Саратовский» . Один из видов Саратовского ремесла изготовление
калачей. Калач — старейший вид белого хлеба в России.
До его появления в России были известны только московский и муромский калачи. К
концу XIX века стал славится и саратовский калач!
Впервые продемонстрировали саратовские хлебопёки калач на Нижегородской ярмарке
110 лет назад. Для того, чтобы продвинуть саратовский бренд на Российский рынок они
испекли из фирменной муки чудо – гигант весом в полтонны. И разрешили всем
желающим сидеть на нём, и даже прыгать как на батуте! Особенность этого саженного
калача была в том, что он вновь принимал первоначальную форму!
1.А сколько пословиц придумал русский народ о калаче!
2.«Много муки перенесёт пшеница до калача»
1. «С калачика – бело личико»
2. «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
1.«Из одной печи- разные калачи»
2.«Калач хлебу не замена»
Ведущий: Ребята, правда, интересно?
/выходят двое ребят с гармошками из 3 группы/.
Ведущий: Ребята. а вы о чём нам расскажете?
1.О визитной карточке Саратовского края -саратовской гармошке.
2.Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как, бывает, говорят Саратовская
гармошка. Ныне Саратовской гармонике поставили даже памятник на главной
пешеходной улице – проспекте Кирова.
1.Саратовская гармонь впервые появилась в 1855-1856 гг. А первое упоминание в печати о
«гармони с колокольчиками» появилось в газете «Саратовский справочный листок» в
1866 году.
Первая гармонная мастерская в Саратове была открыта Николаем Геннадьевичем
Карелиным в 1870 году на Никольской улице.
2.В 1920-е годы кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и
выделили им помещение на ул. Цыганской. Со временем артель расширилась и
превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались
заказные, концертные, гармони для мастеров.
1.В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики
музыкальных инструментов.
В начале 1980-х в состав Энгельского завода по производству духовых и ударных
инструментов.
2.В 2003 году было свёрнуто серийное производство гармоней, а в 2007году вообще было
прекращено.(показ слайдов презентации)
/выходят трое ребят в валенках из 4 группы/.
Ведущий: Мороза вроде нет, а вы в валенках. Почему?
1.Это изделия постовалов – мастеров валяльного дела. Валенки валяли разного размера и
формы, но все они были очень мягкие и удобные. Валяльный промысел был развит на
территории нашего края повсеместно. Этому способствовало наличие местного сырья -
овечьей шерсти хорошего качества. Овец разводили нескольких пород: простую или
русскую, волошскую, киргизскую (курдючную) и мериносов. В своем деле постовалы –
мастера валяльного дела, чаще всего использовали шерсть овец русской и ордынской
породы.
Ведущий: Спасибо, ребята!(Уходят). Ребята, надо сказать, что фабрики по производству
валенок, в народе называемые «валялками», были в Хвалынске, а также и в городе
Пугачёве Саратовской области.
/выходят ребята из 4 группы и на подносах выносят глиняные игрушки/.
Ведущий: Смотрите, глиняные изделия! Только это не горшки и чашки, а расписные
глиняные игрушки! (К ребятам). Ребята, расскажите, пожалуйста, что это у вас за
диковинки?
1. Эти диковинки – игрушки из обожжённой глины. Саратовская глиняная игрушка на
ровне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области. Гончарное
ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии.
Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района.
Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на
окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое
распространение получил промысел во второй половине 19 века.
2. На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки.
Игрушку мастера- одиночки изщготовляля по вечерам, в свободное от основной работы
время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-
белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались
красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом.
Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у
ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело
игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из
крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков
составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка».
Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых
геометрических рисунков.
3. В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в
различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей
популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной
величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки
«гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части
делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий.
Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд.
4. По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата
появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы.
Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было
делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и
пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала
быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается
благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он
унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р.
Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается,
что сейчас она полностью восстановлена.
Ведущий: Да, мастерить такие глиняные изделия – одно удовольствие! Уже давно пришло
время возродить этот старинный промысел. В Саратовском государственном
художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее
краеведения представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.
/выходят двое ребят из 4 группы/
( На слайдах демонстрируются ковровые изделия)
Ведущий: Посмотрите, какие шикарные ковры! Ребята, расскажите, пожалуйста, об этом
промысле.
1. С удовольствием! Этот промысел называется ковроделие. Он был распространен в
Камышинском и Царицынском уездах Саратовской губернии во второй половине XIX в.
Им занимались женщины в г. Камышине, посаде Дубовке, в некоторых селах, а также в
двух религиозных общинах – Грязновской (Камышинский у.) и Тихвинской
(Царицынский у.). Особенно славились своим мастерством дубовские ковродельщицы.
Здесь промысел приобрел наиболее организованные формы, а готовые изделия
отличались своеобразием. Дубовские мастерицы называли свое дело «хохлацким»,
добавляя при этом, что работа их «чистая, не русацкая какая-нибудь» и занимаются они
ею «испокон веку». Очевидно, промысел этот был завезен сюда украинскими
переселенцами.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, а кто занимался таким интересным промыслом?
2. Ковроделием занимались, в основном, крестьяне. Ковры ткали в каждом доме, сначала
для себя. Ими накрывали сундуки, сани, лавки. На коврах благословляли невесту. Ковер
обязательная часть приданного, да и невеста считалась достойной, если умела ткать
ковёр. В конце 18 века появились фабрики, после чего постепенно спрос на ручные ковры
упал.
Ведущий: Спасибо вам, ребята, за интересный рассказ.
Ну что ж, ребята, знакомство с народными промыслами нашего Саратовского края
подходит к концу. Надеюсь, вы узнали для себя много нового и интересного. Да и вам
всем спасибо за ваше творчество!