Презентация "Русский традиционный костюм"
Подписи к слайдам:
- Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Каждая деталь языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа. Русский национальный костюм не стал исключением – он не просто защищал от холода и жары, а мог поведать о статусе своего владельца, семейном положении и откуда он родом. Русский народный костюм стал не просто набором предметов, а явлением народной культуры, в котором удивительным образом соединяются красота с практичностью и удобством.
- Русский народный костюм – сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном, обрядовом и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, пожилой). Как это ни странно звучит, но общенационального русского народного костюма не существует, и можно говорить скорее о региональном костюме России.
❖ Рубаха
Рубаха Главным элементом традиционного наряда являлась рубаха – составная или цельнокроеная, холщовая или из льна (а у богатых из шёлка), украшенная орнаментами согласно географическому положению ее хозяина. Например, в Тульской и Курской областях рубахи вышивали красными нитями, а близ Воронежа – чёрные простые узоры. В северных и центральных губерниях преобладали синие цвета, иногда использовался золотой. Нередко вышивали обереги и знаки от сглаза. У простых крестьян рубаха служила верхней одеждой, знать же носила её как бельё. Как правило, даже у самых бедных крестьян в сундуках хранилось несколько рубах – их надевали в зависимости от работы, которую надо выполнить. Были «посевные», «пожнивные» и «рыболовные» рубахи, но самую нарядную, практически праздничную, носили на жатву. Основой женского костюма была рубаха преимущественно белого цвета. Древнейшим видом рубахи была рубаха без воротника («голошейка»), с круглым, иногда с довольно глубоким, вырезом. Так же, как и сарафаны, женские рубахи различались по конструкции, материалу, из которого были сшиты, характеру декора и по ряду других признаков, отражавших местную специфику. По конструкции они подразделялись на цельнокроеные и составные. Рубахи почти всех северорусских областей шились составными из двух частей: верхней, которая называлась «рукава», «воротушка», «вороток», и нижней – «стана», «становины», «станины». Верхняя часть выкраивалась из трех прямых полотнищ – переднего и двух боковых, сшитых посередине спины. Полотнища соединялись между собой прямоугольными плечевыми вставками – поликами. На груди делали небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Рукава кроились прямые, из полутора полотнищ ткани, собранных у запястья в сборки или под манжеты, которые застегивались на две пуговицы с воздушными петлями. ❖ Сарафан Сарафан Неотъемлемым предметом одежды женского образа был сарафан. В деревнях это слово персидского происхождения («саран па» – «через голову») звучало редко – такое платье обычно называли костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник, клинник, глухарь, ситцевик, крашенинник. Интересно, что изначально это был элемент мужского наряда – парадное княжеское облачение шили с длинными рукавами из парчи или шёлка, обильно украшали камнями и вышивкой. Обжившийся в женском гардеробе сарафан был нескольких разновидностей: распашным – из соединяющихся красивыми пуговицами двух полотнищ, прямым на лямках и глухим косоклинным со скошенными вставками по бокам. Как правило, одеяния были тёмно-вишнёвого, красного, голубого или синего цвета. Праздничные наряды шили из шёлка или парчи, на каждый день годились и ситцевые. Этот элемент русского национального костюма носили как вельможи, так и простолюдинки – разница была в материале, отделке, украшениях, а также в верхней одежде: барыни для пущей важности кутались в шубы или летники с длинными рукавами, а крестьянки надевали телогрейки. На юге России замужние женщины чаще носили понёву – юбку из полушерстяной ткани с вышивкой. Сарафанный комплекс сформировался, предположительно, в XV-XVII веках, в период централизации Русского государства. Он включал в себя: рубаху с прямыми поликами или без поликов, сарафан, передник, нагрудную одежду (душегрею, шугай), кокошник (для женщин) или венец (для девушек), кожаную или лыковую обувь. Исследователями русского народного костюма выделяются четыре основных типа сарафана, которые были распространены на территории всей России: самый древний тип сарафана – глухой туникообразный косоклинный; второй тип сарафана – распашной косоклинный, «клинник»; третий тип сарафана – прямой или круглый; четвертый тип сарафана – на кокетке, в виде полуплатья. ❖ Головной убор ❖ Головной убор Головные уборы Немаловажной составляющей наряда были головные уборы. Мужчины носили тафьи – маленькие круглые шапочки, зимой надевали треухи – прототипы ушанки – или высокие мурмолки. Куда большее разнообразие было у женщин. Замужние женщины обязательно прикрывали волосы полотняными повойниками и платками даже дома, а на улице поверх водружали кокошники или кички. Девицы ходили в широких вышитых венчиках с лентами. Были и сложные головные уборы, в состав которых входило до 12 элементов. Женские головные уборы чрезвычайно разнообразны по форме, материалам и отделке. все женские головные уборы полностью закрывали прическу, будь это уложенные на лбу косы или свитые в кичку волосы. На голове девушки носили повязку, которая называлась «девичьим почетом». Не каждая семья могла позволить себе сделать дочери такой подарок. Если же в семье было несколько дочерей, то повязка доставалась только старшей из них и была ее приданым. Это был высокий головной убор в виде цилиндра, обшитый с лицевой стороны недорогой парчой (позументом), а изнутри подбитый ситцем. Налобная часть повязки обкладывалась серебристой фольгой и расшивалась речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. На затылке повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты. Замужние женщины носили кокошники. Кокошники северянок не были похожи на головные женские уборы других областей России. Их украшали бисером, фольгой, стеклом, рубленым перламутром и речным жемчугом. Стоили они очень дорого, береглись в семье и передавались по наследству. ❖ Пояс ❖ Пояс Пояс Обязательной принадлежностью народного костюма был пояс («покромка», «подживотник», «опояска»). Без него невозможно было появиться перед людьми. Снять с человека пояс – значило обесчестить его. Про несдержанного человека говорили – «распоясался». Пояса шились из ярких тканей или выплетались из шелковых или шерстяных нитей с кистями на концах. Его ширина могла составлять от 1 до 10 см. Пояса делились на плетеные, тканые, витые. В свадебных обрядах, в качестве поясов использовались рушники. В XIX - начале XX века распространились пояса, сшитые из фабричной ткани или из ленты, полосы позумента. Встречались женские матерчатые, бисерные и даже жемчужные пояса, а также пояса металлические (серебряные) – главным образом у казачек. Пояс считался мощным оберегом владелицы костюма. На новорожденного сразу после крещения надевали поясок, обвязывали свивальником одеялко. В зависимости от моды, пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съемные карманы – «лакомники». Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи. ❖ Передник ❖ Передник Передник Передник мог входить в комплекс рабочей, повседневной и праздничной женской одежды. Передник - предмет женского, мужского праздничного и будничного костюмов. Он шился из одного или двух прямых полотнищ ткани. Передники шились из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Передник предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Покрой передников, как и рубах, был прямым. Различают несколько типов передников: поясные, с грудкой и наплечные. Термин "передник" был общераспространенным термином для обозначения этой одежды. Однако наряду с ним для обозначения разных по покрою передников употреблялись и другие названия: передник на проймах (с рукавами) – запан, занавеска, запаска; передник, повязывавшийся по талии, – передница, фартук; передник с грудкой – запон. ❖Украшения ❖Украшения Украшения Дополняли костюм шейные, нагрудные и прочие украшения. Например, «заборочник» или «заброшник», «забросник» – своего рода подковообразный воротничок, который плотно закрывал шею и завязывался сзади на тесемки. Шился такой «заборочник» из полотна, выкладывался белью и сплошь расшивался бисером или речным жемчугом. На шее носили жемчужные «ожерелки» – очень красивые шейные украшения из речного скатного жемчуга с матовым блеском. Такие украшения носили только девушки и молодые жены. Женщины постарше носили наброшники – жемчужные ожерелья. Небогатые женщины вместо жемчуга носили ожерелья из янтаря или дутого стекла. Также шейным украшением являлись перлошки – бусы из бисера или шлифованного стекла, нанизанного на тонкие ленточки. Особым украшением были ленты: их пришивали к шубам, фартукам, вплетали в косы. ❖ Обувь ❖ Обувь Обувь Самым распространенным видом летней обуви были лапти, иначе их называли ступни северные или лычники. Удобство плетеной обуви было очевидно, она была легкой, дешевой. Носили также и кожаную обувь. Самой распространенной женской кожаной обувью были сапоги, полусапожки, башмаки («коты»). Мужской костюм Мужской гардероб- Мужчины – как в деревнях, так в городах – носили рубахи. Бояре выбирали шёлковые ткани, у крестьян одежда была из льна и хлопка. Форма ворота была разнообразной – круглая горловина, «стойка», косоворотка. Мужской костюм не отличался особым разнообразием и деталями: рубаху украшали вышивкой и подпоясывали поясом, добавляли свободные штаны (порты), сапоги или лапти. Знать поверх надевала кафтан, парадный ферязь с длинными рукавами или долгополую однорядку. Крестьяне утеплялись напоминающим шерстяной халат армяком.
Список использованных источников
https://www.ethnomuseum.ru
https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut?ysclid=lpps2h74og76689571
https://vk.com/trad_costume?ysclid=lpps3t3aud919324940
Ефимова Л. В. Русский народный костюм: Государственный Исторический
музей / Л. В. Ефимова – М.: Книга по Требованию, 2013 –. 310 с.
Русский музей. Виртуальный Русский музей. Виртуальная экскурсия по
«Женский народный костюм в России XVIII-XX
https://rusmuseumvrm.ru/data/mediateka/zhenskiy_narodniy_kostyum/index.php.
© Русский музей. Виртуальный Русский музей. Лекция «Женский народный
костюм»–URL:
https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2014/12/obschee_lekciya_zhenskiy_narodniy_kostyu
Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная
энциклопедия / – СПб.: Искусство – СПб, 2006 – 400 с., ил.
Автор и источник заимствования некоторых изображений неизвестен.