Внеурочное занятие "Традиционный народный костюм крестьян Брянской области" 5-8 класс
Внеклассное занятие по истории (5-8 кл.)
Учитель: Постоялко Р.В. МОУ СОШ с. Павловка Унечского района Брянской
области.
Тема занятия: Традиционный народный костюм крестьян Брянской области.
Цели: Познакомиться с русским народным костюмом крестьян Брянской области, с
творчеством русского народа, его культурой и традициями.
Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского
народа, духовной культуре.
Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать любовь к истории нашей малой родины.
Оборудование: иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
презентация "Традиционный народный костюм крестьян Брянской области", русская
народная музыка, наборы для вышивания крестиком, один костюм мужской одежды и два
костюма женской одежды крестьян.
Ход занятия.
1. Обсуждение экспонатов выставки.
- Посмотрите на выставку, как вы думаете: какой теме она посвящена.
А теперь посмотрите на экран, это вам поможет точнее сформулировать тему.
Презентация "Традиционный народный костюм крестьян Брянской области"
-Верно. Это и является темой занятия.
А для чего же мы выбрали такую тему, нам поможет в этом разобраться Павел.
Школьник читает :
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
2. Актуальность темы.
Дома вы подготовили сообщения используя материалы сети Интернет, библиотеки,
вы могли обратиться к вашим бабушкам и дедушкам
может они могли вам что-нибудь интересное рассказать.
Маша провела самостоятельную работу и ответит на вопросы почему при изучении русской
народной культуры костюм имеет очень большое значение и актуальна ли сейчас эта
тема?
3 Сообщение Мельниковой Марии.
В течение нескольких столетий складывались традиция создания и ношения тех форм
одежд, которые были наиболее функциональны и приспособлены как климатическим
условиям, так и для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в
целом характерны 2типа женского костюмного комплекта: северорусский,в основе
которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого
является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый регион России
создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но
в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные, а потому популярные
способы изготовления, декорировки и ношения тех или иных видов одежды.
На протяжении XX столетия рукотворные предметы крестьянскогобыта столь
стремительно вытеснились из повседневной употребления удобными и относительно
недорогими вещами массового производства, что большинство историков и этнографов не
успело осознать необратимость процесса, а сейчас сбор материала уже сейчас весьма
затруднителен. Первым собирателем народного костюма Брянщины стала известная
просветительница и меценат княгиня М.К. Теннешева, впоследствии передавшая свою
коллекцию городу Смоленску. А на территории Унечского района такой собирательницей
стала Мария Косич, проживавшая в Рассухе.
Мужская одежда была более или менее единообразной для всей территории Брянщины.
Женская одежда отличалась большим разнообразием, несла на себе отпечаток влияния на
костюм одежды наших соседей белорусов и украинцев.
Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно
крестьянское платье было домотканым.
Сейчас эта тема действительна актуальна и даже некоторые популярные передачи
обращаются к теме русского народного костюма. Посмотрите на фрагмент
видеоролика, сможете ли вы назвать что это за телепередача?
Просмотр видеоролика
Если вы были внимательны, то наверное заметили, что такой же костюм у нас есть на
выставке.
3. Изготовление одежды.
Крестьяне на протяжении многих веков вели натуральное хозяйство, всё, что
необходимо для жизни производили сами, в том числе и одежду. Скажите из чего
делали одежу?
Из шерсти, льна и конопли.
4. Так какой же была одежда мужчин нам расскажет в своём сообщении «Мужской
костюм» Зимонина Татьяна.
Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские
порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе
фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги
или онучи. Как и рубахи, порты могли быть нижними и верхними. Нижние порты
делались из более тонкого материала (холщовые), а верхние - из более плотного
(суконные).
Везде и всегда крестьянин носил свой излюбленный кожух ( это нагольная шуба –
т.е. овчинная шуба, непокрытая сверху тканью), затем суконный чекмень ( верхняя
одежда из черного или коричневого сукна домашней выработки, а позже из тонкого сукна
фабричного производства ), сшитый свободно, не в талию, на манер древнего ферезя и
опоясывались поясом из овечьей шерсти.Более легкий костюм шьется из того же толстого
сукна ,только покороче чекменя, в талию и именуется пиджаком.
Головным убором были самодельная поярковая шляпа, без полей, назывался
«магерка», а с полями - «бриль» и употреблялся во все времена года. А ещё мужчины
носили картуз. Обувью служили лапи, а зимой валенки.
Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и
разрезом посередине или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи
соединялись тканевой вставкой - прямоугольной ластовицей, которая, как правило,
отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло
человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе: когда ластовица
портилась от пота, ее можно было заменить. Обычно рубахи были длиной до колен и
носились навыпуск, подпоясанные кушаком. В былые времена кушак (пояс) выполнял не
только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой
вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых
духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали,
выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой
силой воздействия.
Рубахи были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались
вышивкой - ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось
тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой,
и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали "символической" вышивкой.
Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной
рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела
магический смысл: опоясывала человека, оберегала его от "дурного глаза".
Особое значение придавалось расположению рисунка. Например, нагрудные узоры -
защищали сердце и легкие, наплечные - охраняли руки, наподольные - не давали
пробраться злым силам снизу.
-Дети, а вы слышали такое выражение «ух как ты распоясался»?
-Что оно обозначало?
-А как вы думаете откуда оно появилось?
Когда мальчик становился настоящим помощником - ему повязывали пояс. Ходить без
пояса было неприлично, даже позорно. Появиться без пояса мог только очень пьяный
мужчина, который не контролировал своё поведение, а значит, вёл себя недостойно.
А теперь посмотрим отгадайте ли вы старинные загадки об одежде.
- У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе. (рубаха)
- Днем как обруч, ночью как уж. Кто отгадает – будет мне муж (пояс)
-Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны).
·Тулуп или шуба
сверху голо,
снизу богато,
теплом богата,
что твоя хата
Рубаха
били меня, колотили,
во все чины проводили,
а потом вместе с царем
за престол посадили·
Шапка
Сижу верхом,
не ведаю на ком,
знакомца встречу -
соскочу, привечу.
А что же носили женщины, нам об этом расскажетДиана
4. Женский костюм.
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник, венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи…
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы
Основными частями женского народного, были рубаха, передник, или занавеска,
сарафан, понёва, нагрудник, шушпан.
Теперь давайте поподробнее разберём женский костюм.
И начнёт нам рассказывать Алексеева Арина.
Рубаха
Самым распространенным типом рубахи в центральных районах Брянской области
является рубаха с прямыми поликами( прямоугольные или ромбовидные вставки на
плечах между горловиной и рукавом), которые обильно вышивались. Вокруг горловины
сборки. Низ рукава стягивался узким манжетом. Верх рукава был пышно вышит. Рубаха
была длинной и широкой.
Особой яркостью отличались рубахи молодух – женщин первого года замужества.
У девушек рубахи были скромнее, а пожилые крестьянки носили простые белые рубахи
почти без вышивки.
По обилию украшений различались также праздничные и повседневные рубахи.
Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось
обладание магическими силами.
Достаточно было заполучить рубашку врага, чтобы напустить на него "порчу", произведя
с ней колдовские манипуляции. Уберечь свою рубашку и себя вместе с ней от "сглаза",
Постепенно колдовская сила из рисунков исчезла, а оставалась Красота, понятная и
близкая в любые времена.
В сундуке для приданого невеста хранила 5-6, а богатая и дюжину рубашек. Самую
красивую рубаху невесты берегли в сундуке к свадьбе.
Продолжить рассказывать нам Вероника.
Сообщение Максимовой Вероники.
Сарафан.
Сверх белой рубахи с широкими рукавами надевается сарафан, по местному «саян»
или «сподница» . Шерсть на саяне женщины сами прядут, ткут, весной валят на валюшне
при мельнице и затем отдают «мнильнику» - еврею ,который поселяется специально с
этой целью в одной из окружных деревень и за самую скромную плату делает серые
саяны синими, фартуки и пояса красными.Зимние сарафаны шили из домотканой шерсти
розового и красного цвета, тяжелые и громоздкие.
Летние сарафаны - сатиновые, разных цветов. Праздничные – красные, бордовые,
будничные – черны, синие.
Саяны практически не украшались. Лишь несколько одноцветных ленточек и
защипов по подолу, да на некоторых – маленькая рюша по горловине и пройме.
Корсет украшался красной отстроченной отделкой по горловине, планке, пройме и
низу. Кроме того, декоративной строчкой были украшены боковая часть верхней полы, ее
нижний угол и весь низ. Корсет носили с рубахой и юбкой.
Понёва.
Понева состояла из трех полотнищ материи ( ширина полотнищ также определялясь
шириной ткацкого станка), сшитых между собой. На территории Брянщины известен
самый древний вид поневы - распашной. На поясе понева укреплялась шнуром -
«гашником». По швам соединения, по низу поневы обязательно украшались вышивкой,
нашивными полосами галуна, кружева, блестками. Края поневы обшивали плетеными
шерстяными поясками.
Степень отделки вышивкой, ткачеством и другими материалами зависела от назначения
поневы. Повседневная понёва украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее,
праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь.
Сообщение Паршуковой Виолеты.
Передник
Обязательным атрибутом женского костюма нашего края был передник или
фартук.
Передник повязывался по талии и закрывал переднюю нижнюю часть костюма.
Шился из прямого полотнища ткани, присборенного под обшивку с длинными концами –
завязками.
Фартук шили из ярко – синего сатина и украшали красной полоской и защипами.
Праздничные фартуки шились из белого холста или фабричной ткани, украшались
вышивкой, шелковыми лентами, кружевом.
Пояс
Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс. Пояса были различного
вида - плетеные и тканые. Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На
концах его была бахрома. При надевании его обертывали несколько раз вокруг талии и
завязывали сбоку.
Головной убор.
И конечно, неотъемлемой частью женского костюма был головной убор.
С начала ХХ века в нашей местности стали широко использовать фабричные
платки, но сохраняются и старые головные уборы: чепцы, повойники.
Незамужние девушки носили открытый головной убор, представляющий собой повязку в
виде ленты с открытой макушкой, украшенных вышивкой, бусами, металлической
бахромой, оборками из лент.
Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В
день свадьбы после священнодействия, когда девушка "превращалась" в женщину,
проходил обряд "расплетения косы". Подружки расплетали косу невесте. Они делили
волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке и одевали
повойник.
Издавна повойник был нижним головным убором, сверху прикрывался
кокошником и т.д. Главная его задача была прикрыть все волосы хозяйки. В нашей
местности его носили без платка, поэтому старались украсить ленточками.
Марии Косич так описывает женский головной убор:
Женщине быть с непокрытой головою в присутствии мужчины , а в
особенности при куму крепко « саромно» ( стыдно) . А потому голову она тщательно
одевает в повойник или чепик из ситцу или из шерстяной материи и сверху
повязывает платком на подобие чалмы.
В некоторых селах существует мода повязывать голову с «хлипом», т.е. на
затылке оставляется висячим угол платка. Более молодые повязываются с
«рожками», т.е. делают из платка на темени узел со стоячими кончиками в виде
рожков.
Только молодежь не обходилась без предметов роскоши, она все- таки
находила возможность украшать себя, не имея никогда гроша в руках. Для этого по
деревням несколько раз в год ездит на лошади «карявошник» и кричит: «Девки,
бабки, несите тряпки, карявки!» Вот и начиналась меновая торговля. Ему тащат
все: и старые онучи, и кости, и яйца, щетину и льняное семя, а взамен получают
сережки, перстни, коралы, ленточки, иголки, красную заболоть для вышивания.
Лишь праздничный вариант костюма дополнялся бусами в несколько рядов,
яркими лентами и сережками.
Крестьянка свой самый лучший праздничный надевала в день свадьбы.
Затем носила его по праздникам очень долго, часто в течение всей жизни, могла
передать его дочери.
Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только
праздничную и обрядовую. Самую красивую, надевали всего три-четыре раза в год,
в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Как уже было сказано костюм мог многое рассказать о человеке. Как вы
думаете кто мог носить костюм, который одет на Диане? Как вы догадались?
А на Арине?
А теперь загадки:
От поясницы до ног 70 дорог. (понёва)—
Маленька, пузатенька, в загородке сидит. (пуговица)
Пояс
надену – ободом сведет,
сниму – змеей упадет,
тепла не дает, а без него холодно
5 Символика вышивки.
Вы замечали, что вся одежда крестьян была украшена вышивкой?
А задумывались над тем для чего так ярко расписывали свою одежду?
Давайте послушаем сообщение Дениса.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному,
загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от
злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире
человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю,
волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь,
солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо",
– говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского
быта, украшенные символами солнца!
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом
матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая
родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая
богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего
урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами,
животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини
нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака
солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь
руками это берегиня.
Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской
вышивки. Изображение "древа жизни" по народным представлениям должно
приносить счастье, а также оберегать от всякого зла.
Образ птицы также неслучаен. Птица – символ души человека, обладает
способностью влиять на судьбы людей (приносить счастье), парные птички
обычно символизируют жениха и невесту.
Берегини – женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и
несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу – древняя молитвенная поза,
обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла.
Выбор цвета.
Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира,
доброте и справедливости. Белый, красный, синий, чёрный, золотой и зелёный
издревле почитались на Руси.
Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести,
поэтому этот цвет ближе всего к телу.
Самым любимым цветом был красный. «Красна девица», «Весна- красна» ,
«Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный
символ солнца, отваги и любви.
Каждая губерня и волость выбирала предпочтение своему цвету .
8. Практическая работа учеников.
Репейник счастья - Славянский символ "цепляющий" (притягивающий)
счастье, удачу и благополучие. Носите этот оберег всегда с собой и удача,
никогда не покинет вас в любой жизненной ситуации.
Элементы вышивки вышивают ученики под руководством учителя.
Одновременно звучит русская народная музыка.
Дети вы дома закончите вышивку, самостоятельно придумав завершение
рисунка. Что у вас получится мы посмотрим на следующем занятии. У кого
затруднения вызовет завершение рисунка могут выполнить другое задание –
нарисовать мужской или женский народный костюм.
9. Итог занятия. Рефлексия.
Что вы нового узнали сегодня?
Что особенно вам понравилось?
О чём бы вы хотели больше узнать? Или какие на какие вы бы хотели провести
следующие занятия?
6. Изготовление обуви. Сообщение группы №III.
Крестьяне сами изготовляли себе обувь, из лыка плели лапти, из шерсти делали валенки с
помощью специальных колодок.
В нашем крае повсеместно были распространены лапти, сплетенные из коры разных
деревьев, чаще липы и ивы, иногда березы. Плели лапти также из крапивы и пеньки.
Обычные лапти, характерные для всех районов нашей области, изготавливали из
липового лыка косым плетением. Они имели аккуратно выплетенную округлую головку,
высокие задники и оборы, продернутые через отверстия в бортах. Их в нашей местности
называли охлопни.
Другая разновидность домашних лаптей – коверзни. Их плели из коры ивы. Они
были жесткими, не имеющими обор для закрепления на ноге, практически без задников.
И еще один вид лаптей, встречающийся в нашей местности – чуни. Их
изготавливали из пеньковых веревок путем очень частого плетения. Они были мягкими,
удобными, но носить их можно было только в сухую погоду или дома.Лапти носили с
«анучами» и «партянками».
Срок носки лаптей и чуней, в лучшем случае, 7-10 дней. Сапоги попадаются в
нашем краю очень редко, их заменяют лапти.
Обувь - граница, сквозь которую не должно проникать на тело нежелаемое,
отрицательное. Отсюда идут обычаи оставлять обувь у порога, отряхивать обувь веником,
потопать перед входом
Чтение стихотворения ученицей «Экскурсия о лаптях» (автор учитель Лукашова В.Н.,
приведен отрывок)
Вот, ребята, посмотрите
И вниманье обратите.
Перед вами, на мой взгляд
Любопытный экспонат.
На ноги надевается
Лаптями называется.
Их носили не дворяне,
А беднейшие крестьяне.
Ходил в них сельский человек
Захватив 20-ый век.
Начинали плесть от пятки
В перетяжку из трёх лык
А чтоб сделать их покрепче
Добавлял пеньку мужик…
Пятка кругла, носик тоже
Подошва без каблука.
Всё прилажено здесь ладно –
Полоска к полосочке.
Говорил народ с любовью:
«Лапти- лапоточики»
Не на долго их хватало
Быстро рвалися они.
Пары три в неделю, точно,
Тятя плёл для детворы.
Интересны и поверья
Наших сельских мужиков.
Разны лапти надевали
При посеве огурцов.
Берегли и рваны лапти
На плетень их помещая.
Это нужно мужику
Против сглаза урожая.
Эта обувь не проста
Экологически чиста.
А здоровым быть хотите
Вместо тапок их носите.
На босу ногу надевайте
И по дому в них гуляйте.
…
Вот и всё. Всем до свиданья.
Завершаю всем рассказ
О всей жизни о крестьянской.
В музее можно узнать у нас.
7. Загадки об одежде. Сообщение группы №IV.
- У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе. (рубаха)
- Маленька, пузатенька, в загородке сидит. (пуговица)
- Сплетен липовый куст: днем полон, а ночью пуст. (лапти)
- Два поросенка, четыре хвостика. (лапти)
- От поясницы до ног 70 дорог. (понёва)
- Днем как обруч, ночью как уж. Кто отгадает – будет мне муж (пояс)
-Пустое стоит, полное- ходит. (обувь).
-Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны).
-Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти).
·Тулуп или шуба
сверху голо,
снизу богато,
теплом богата,
что твоя хата
Штаны
шел мужик по дороге,
пришло две дороги,
он в обе пошел.
Шел по одной,
вышел из двух.
Рубаха
били меня, колотили,
во все чины проводили,
а потом вместе с царем
за престол посадили.
·Пуговица в петле
маленький данилка
в петельке удавился
маленький , а горбатенький
в переулочке завяз.
Пояс
надену – ободом сведет,
сниму – змеей упадет,
тепла не дает, а без него холодно
·Шапка
что за друг,
без которого мужик
из избы не выйдет?
Сижу верхом,
не ведаю на ком,
знакомца встречу -
соскочу, привечу.
Лапти
из липы свито деревянное корыто,
по дороге идет,
клетки кладет.
Привяжешь пойдут,
отвяжешь – остановятся.
Сапоги
два арапа – родные брата,
ростом по колено
везде с нами гуляют
и нас защищают
в ступы встал – шагать стал,
ушки в кармашки -
ходи нараспашку
Рукавица
построен хлевец
для пяти овец
четыре в избе,
пятый возле
.
- Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы? (Вышивкой)
- А какими узорами вышивали одежду? (Цветками, листочками, веточками, крестиками,
треугольниками)
- А откуда люди брали эти узоры? (Из природы)
- Да, ребята. Природа многое дает человеку.
- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке? (По
подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у
мужчин)
• нагрудные узоры - защищали сердце и легкие,
• наплечные - охраняли руки,
• наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.
- А какие цвета используют при вышивке? (Яркие, теплые - красные ...).
- А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи? (Да)
- Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм
представлял собой сочетание рубахи и портов.)
История - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Технические открытия и выход к Мировому океану" 7 класс
- Конспект урока "Счет лет в истории" 7 класс
- Конспект урока "Утворення Галицько - Волинської держави" 7 класс
- Технологическая карта урока "Русь под монголо - татарским игом" 7 класс
- План-конспект урока "Россия на рубеже 17-18 веков. Предпосылки петровских преобразований" 7 класс
- План-конспект урока "Россия в I четв. XVIII века" 7 класс