«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

1
Управление образования и науки Липецкой области
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
История костюма на Руси. X-XXI вв.
(интеграция истории, технологии, МХК и ДО)
Автор Кудашева Людмила Ивановна,
Методист, педагог ДО
внеурочное мероприятие для 5-11 классов
Автор идеи и постановщик:
Кудашева Людмила Ивановна,
руководитель детского т/о «СПЕКТР»
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г. Липецка
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса к изучению истории, технологии и МХК через
внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.
Задачи:
Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах
деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития
аналитического образа мышления обучающихся.
Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.
Оборудование:
1. Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.
2. Акустическая система.
Оформление:
Импровизированный подиум.
Модели выходят на сцену, проходят по центру через зал и
садятся в конце зала на отведённые места)
Под мелодию «Всегда» (Н.Кадышева) ведущие выходят на сцену).
Ведущий 1: Д о б р ы й д е н ь, дорогие гости!
Ведущий 2: З д р а в с т в у й т е! Сегодня мы с вами совершим небольшое, но очень
в а ж н о е путешествие: путешествие в и с т о р и ю русского костюма.
Ведущий 1: Мы постараемся рассказать и показать вам, какую одежду носили наши предки,
какой фасон складывался и почему.
Ведущий 2: Итак, смотрите и слушайте!
(Звучит мелодия «Гусляр». Ведущие спускаются к мкрф и начинают своё повествование).
2
Ведущий 1: К X веку на территории Европы складывается Древнерусское государство со
столицей в Киеве. Тесные связи Руси домонгольского периода с Византией и Западной Европой
определили характер русского костюма, который, несмотря на свою самобытность, развивался в
русле общего направления.
(1 модель на сцене: мальчик в грубо связанной домотканной рубахе, но искусно вышитой,
в простых брюках, босиком, за плечами лапти, в руках – пучок пшеницы ).
Ведущий 2: На формирование древнерусской одежды огромное влияние оказала суровая
русская зима, занятия землепашеством и скотоводством. Поэтому основным материалом
для изготовления одежды были льняные ткани, от грубого холста до тончайших полотен.
(Модель проходит по залу, поворачивается).
Ведущий 1: Домотканная шерсть грубой выделки называлась с е р м я г а, а цветные ткани
получили название к р а ш е н и н ы. Искусные мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой,
бахромой из ниток разного цвета, называемой п е с т р я д ь ю. Крестьяне носили онучи с л а п т
я м и, обувь из лыка и берёзовой коры. (Уход).
Ведущий 2: Основой мужского костюма была р у б а х а, подпоясанная узким поясом.
(2 модель: мальчик в подпоясанной рубахе из дорогой атласной ткани, порты из шёлка,
заправлены в сапоги, на голове – шапка. Большие пальцы рук – за поясом).
Ведущий 1: Рубаха шилась ниже пояса, но не ниже икры ноги. Почти все одежды надевались
через голову, то есть, не были р а с п а ш н ы м и, а имели спереди небольшой разрез.
(Модель начинает медленно двигаться по залу, поворачивается).
Ведущий 2: Если бедные люди носили одежду из холстины и лапти, то богатые крестьяне
использовали дорогие шёлковые ткани и высокие сапоги без каблуков.
(Уходит).
Ведущий 1: Одежду киевских князей дополнял небольшой плащ – к о р з н о, который на правом
плече застёгивался ф и б у л о й.
(3 модель: мальчик в длинной оранжевой рубахе, на левом плече – корзно,
на голове – обруч, на ногах – сапоги, на поясе – меч и кошелёк).
Ведущий 2: В Новгороде и Владимире корзно заменялся шубой, которую носили внакидку.
К поясу подвешивался к о ш е л ё к – к а л и т а. (Уходит).
Ведущий 1: Шло время. Русь освободилась от монгольского ига. (Звучит «Скоморох»). Росли
границы государства, налаживались экономические и торговые связи. Одежда становилась богаче
и тяжелее. Появляется удлинённый кафтан – т я г и л я й со стоячим воротником – к о з ы р е
м.
(4 модель: мальчик в кафтане, в тюбетейке, в сапожках. В руках – ларец.).
Ведущий 2: Как следствие монгольского ига в русском костюме появились предметы
восточного обихода: тюбетейка а ф ь я) и пояса (к у ш а к и).
(Модель проходит по залу, поворачивается).
Ведущий 1: Одежды этого периода шьют из привозных тканей: из Италии, Турции, Византии,
Ирана, Англии, Франции. У знати в почёте бархат, парча, атлас ярких цветов. Но для народного
костюма использовались ткани, изготовлявшиеся дома. (Уходит).
Ведущий 2: Женщины на Руси тоже носили рубаху, которая отличалась от мужской лишь
длиной.
(5 модель: девушка в кокошнике, в косе – лента, в длинной красной рубахе, в душегрее, в
туфлях на каблучке. В руках – зеркальце с ручкой, на пальчике платочек).
Ведущий 1: Отличием женского костюма являлась д у ш е г р е я, пошитая из дорогих тканей и
отороченная мехом Её носили женщины всех сословий и только в праздник. Вышивку
исполняли шёлком и к а н и т е л ь ю, кручёной золотой и серебряной нитью.
(Модель проходит по залу. Поворачивается).
Ведущий 2: Женские причёски довольно просты. У девушек - длинные распущенные
волосы, подхваченные тесьмой или лентой, а также косы, низко заплетённые на затылке.
На голове – к о к о ш н и к. (Ждёт следующую модель).
3
Ведущий 1: Замужние женщины полностью скрывают свои волосы под головным убором: ч е п
ч и к о м - п о в о й н и к о м, нарядным к и к у, платком - у б р у с о м.
(6 модель: на девушке – понёва, поверх нарядный фартук, свободная кофта, в руках – крынка, на
ногах – сапоги на широком устойчивом каблучке).
Ведущий 2: Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали п о н ё в у – юбку, которая
закреплялась на талии шнуром – г а ш н и к о м. Понёву шили из пёстрых и ярких тканей.
(Модели делают круг по залу и уходят).
Ведущий 1: Модель, которую вы видите, была продемонстрирована в Москве на выставке
достижений народного хозяйства в 1997 году. Этот костюм принадлежит уроженке села
Колыбельское Чаплыгинского района Липецкой области. (Уходит).
(Мелодия на выход боярыни, царя и царевны).
Ведущий 2: Костюм боярыни отличался пышностью и богатством. Л е т н и к
убирался мехом. Иногда костюм весил 15-20 килограммов. Это придавало походке
плавность и гордую осанку.
(7 модель: боярыня в бордовом сарафане, в летнике, руки - в муфте, бордовые сапожки)
Ведущий 1: Головной убор украшался драгоценными камнями. На ногах – сапожки. Чело к и ч н
о е, украшено р я с н ы м и жемчужными прядями с подвесками вдоль щек, спадающими на
плечи.
(Модель проходит по залу и уходит).
Ведущий 2: Царские одежды настолько ярки и богаты, что их сравнивали с «солнцем,
убранным звёздами».
(8 и 9 модели: Царь с посохом и поодаль за ним царевна выходят на сцену).
Ведущий 1: Царское облачение состояло из п л а т н а длинного одеяния без воротника, с
широкими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник б а р м ы.
(Царь проходит через зал, останавливается, ждёт царевнц).
Ведущий 2: Шапка Мономаха представляла собой кованную золотом тюбетейку, обтянутую
бархатом с драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом сверху. По-видимому это
был подарок хана Узбека Ивану Калите.
(Царевна идёт через зал, подходит к царю. Оба начинают движение по кругу).
Ведущий 1: Костюм царевны состоял из царского платья. Линия застёжки борта, низ рукавов
обшивались декоративной полосой. Голову украшал убор, расшитый золотом, жемчугом,
драгоценными камнями и самоцветами.
(Оба уходят).
Ведущий 2: Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.
(10 модель: Колокольный перезвон. Входит митрополит с посохом и крестом в руках).
Ведущий 1: Головным убором священнику служил белый или чёрный (в зависимости от сана) к
л о б у к. Во время службы надевали специальное облачение. С конца XVII века чёрный цвет стал
считаться траурным.
(Священник медленно проходит через зал и уходит).
Ведущий 2: Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно русском,
лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды.
Ведущий 1: В XVIII веке европейская мода шагает в Россию!
(11 модель: Фейерверк. Появляется Император Петр I, в руках – грамота, читает).
Ведущий 2: Замена русского платья на общеевропейский костюм произошла в начале
XVIII столетия по воле Петра Первого и имела большое политическое значение. Это было
одним из средств борьбы со старозаветным боярством. С трудом, со скрипом приживается
4
новое. Иноземный костюм, спущенный сверху петровским указом, не пошёл дальше
дворянского сословия.
(ПетрI проходит через зал. Останавливается).
Ведущий 1: Пример в простоте одежды подавал сам царь. Мужской костюм состоял из рубашки
с кружевным ж а б о, и к а ф т а н а с расширенными полами. Наиболее распространённой
формой шляпы была т р е у г о л к а.
(Останавливается, ждёт модель в костюме Екатерины).
Ведущий 2: Женскому костюму периода царствования Екатерины II в 70-90 годы XVIII
века характерны особая пышность и богатство.
(12 модель: Выходит на сцену Екатерина II, в руках – веер).
Ведущий 1: Придворные дамы носили широко декольтированные, приталенные платья на
каркасной основе. Для каждого парадного выхода императрице готовилось новое платье.
(Модель проходит через зал. Петр I подаёт ей руку, делают круг, уходят).
Ведущий 2: В Петербургских и Московских музеях хранятся тронные и свадебные наряды
царственных особ. После дочери Петра I Елизаветы осталось 15 тысяч парадных платьев.
(Петр I и Екатерина уходят).
Ведущий 1: В начале XIX века народный костюм остался почти без изменений. Но под влиянием
французской моды девушки стали подпоясывать сарафаны под грудью.
(13 модель: Звучит мелодия «Я в садочке была». Девушка в зелёном сарафане и девушка в юбке и
вышитой рубахе, у обеих в руках корзинки, на ногах полусапожки).
Ведущий 2: Русская аристократия тоже увлеклась античностью. Дамы носили прямые
платья с завышенной талией, длинную юбку и узкий лиф, короткий рукав - фонарик и
перчатки, на ногах туфельки без каблука.
(14 модель: Появляется девушка в костюме Наташи Ростовой, в руках ридикюль).
Ведущий 1: С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские модницы
привозят платья из Парижа или шьют их по модным образцам.
(Наташа Ростова, вальсируя, проходит через зал. Потом уходит).
Ведущий 2: Детский костюм отражал детали взрослого костюма, а мужской – вобрал в
себя военный дух того времени. В моде на балах – вальс и мазурка.
(Звуки мазурки. Танцует детская пара, потом проходят по залу и уходят).
Ведущий 1: Атрибуты и аксессуары женского костюма несут дополнительную информацию о
хозяйке платья, подчеркивая её вкус и индивидуальность.
(Мелодия из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»).
(15 модель: девочка в серебряном платье и шляпке-капоре, в руках ридикюль).
Ведущий 2: В моде жабо, пуговицы, карманы, шляпки, перчатки, платки и сумочки. Лицо
обрамляют локоны. Всё очень женственно и возвышенно.
(Девочка проходит через зал).
Ведущий 1: Поражение Наполеона в Отечественной войне 1812 года привело к поражению
французской моды в России. елает круг и уходит)
Ведущий 2: В 30-е годы XIX века утверждается пышность и помпезность русского
аристократического костюма. Она является своего рода отголоском жестокой реакции в
общественной жизни после расправы с декабристами.
(Звучит «Романс» из к/ф «Метель»).
(16 модель: девушка в пышном голубом платье медленно идёт по залу и читает роман).
Ведущий 1: Снова в моде – приталенный с и л у э т. Платье украшено кружевом, бантами,
воланами. В моде – мечтательность и увлечение сентиментальными романами. (Ждёт).
5
Ведущий 2: Украшение кружевами и искусственными цветами делает светскую
красавицу ослепительной. Тонкую талию подчёркивают пышность юбок и особый крой
рукавов б и д е р м е й е р. (Продолжает звучать мелодия «Романса»).
(17 модель: девушка в вечернем белом платье, в руках букетик цветов).
Ведущий 1: Естественную красоту лица подчёркивает причёска из туго стянутых волос и
свободных локонов с вплетёнными цветами. А как хороши украшения! Как не вспомнить слова
А.С. Пушкина: «Чистейшей прелести чистейшей образец».
(Обе модели делают круг и уходят).
Ведущий 2: Вторая половина XIX века. В моду входит т у р н ю р, женский силуэт в
профиль S-образной формы. (Звучит «Вальс» из к/ф «Метель»).
(18 и 19 модели: появляются девушки в розовом платье с зонтиком и в зимнем наряде с муфтой.
Обе останавливаются на сцене. Через зал идёт девушка в розовом платье).
Ведущий 1: Талия сзади несколько завышена и прямо от неё начинаются сборки, украшенные
воланами. Огромную роль в костюме играют дополнения: перчатки, зонтик и маленькая шляпка.
(Модель проходит через зал и останавливается).
Ведущий 2: В зимнем костюме турнюр заменён мягкой драпировкой. Костюм дополняют
головные уборы, украшенные бантами или вуалью.
(Обе девушки поворачиваются и уходят).
Ведущий 1: Мода начала XX века – это новый ритм жизни. Стиль м о д е р н, то есть,
новейший, современный. Появляются автомобили, фотография, кино. В парках играют духовые
оркестры. (Звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра).
(20 модель: Появляется девушка в чёрно-оранжевом платье с цветком в руке. На голове
большая шляпа с газовым шлейфом, украшенная цветами).
Ведущий 2: Идеалом моды становится женщина–цветок, женщина – украшение салонов и
театров. (Проходит через зал. Уходит).
Ведущий 1: В начале XX века формируется тип самостоятельной женщины и костюм русской
интеллигенции.
(21 модель: Мелодия «Время, вперёд!». Появляются три марксистки,
в руках одной из них – книга. Стоят на сцене, склонившись к книге, читают).
Ведущий 2: У женщин – п а р о ч к а: тёмная юбка и светлая блузка. Одежда
скромная, строгая, которая следовала общепризнанной моде, но при этом была удобной и
доступной.
(Девушки-марксистки пересекают зал и уходят. Мелодия продолжает звучать).
Ведущий 1: Октябрьская революция изменила социальный состав общества. Исчезли роскошные
туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности, а также слепое подражание западной
моде.
(22 модель: появляется девушка-революционерка в кожаной куртке, в красной косынке,
в сапогах, в руках – газета. Стоит на сцене, рука с газетой поднята.).
Ведущий 2: Красный цвет, цвет знамени, приобрёл в это время важнейшее символическое
значение в декоративном решении костюма. Кожаные куртки, прямые юбки, красные
косынки, повязанные на лоб – одежда женщин.
(Модель решительно пересекает зал и останавливается).
Ведущий 1: В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской войны создавался новый
человек, боец, герой, красноармеец-буденновец!
(23 модель: мальчик в шинели и будённовке с винтовкой в руках чётко выполняет
команду «кругом», пересекает зал и останавливается рядом с революционеркой).
Ведущий 2: Форма красноармейца – матерчатый ш л е м, ш и н е л ь, с а п о г и.
Старинные мотивы отделки петлицами удачно сочетались с красным цветом звезды на
6
шлеме. Скромность и строгость пролетарского народного костюма объяснялась тем, что,
разрушая старый мир «гнёта и насилия», революционеры отреклись от всего, что хотя бы в
какой-то мере напоминало о нём.
(Уходят, делая круг по залу).
Ведущий 1: Рациональный крой народного костюма и его декор сохранились едва ли не в
первозданном виде.
Ведущий 2: Поэтому русский к у т ю р ь е Вячеслав Зайцев советует: «Нам в наследство
оставлена жемчужина народной мудрости народный костюм. И его надо использовать
повсеместно!».
Ведущий 1: И в заключении мы предлагаем вам посмотреть деловой стиль нашего
современника, ваших ровесников, учеников г и м н а з и и № 19!
(24 33 модели: Звучит мелодия «Сказочный бал». На сцену выходит шеренга
старшеклассников, затем шеренга учащихся среднего звена. Становятся в два ряда. Выходят по
одному на центр сцены, поворачиваются, проходят через зал, останавливаются).
Ведущий 2: Перед вами брючный костюм, он подчёркивает строгость и элегантность.
Ведущий 1: Брюки это одна из 5 вещей, которые одели людей XX века. Брюки определяют
свободу движений, а брючный костюм делает стройной любую фигуру.
Ведущий 2: Жилет наряду с галстуком составляет яркую деталь делового стиля.
Ведущий 1: Костюм «тройка» был и остаётся основной формой одежды деловых мужчин
Ведущий 2: Удачно подобранные цвета пиджаков и брюк сохраняют за мужским костюмом
стиль делового.
Ведущий 1: Строгую деловитость этой мужской одежды подхватили женщины: появились
прямые юбки, пиджаки на подкладке. Белый цвет блузок всегда делает костюм парадным.
Ведущий 2: Синий цвет костюма наряду с чёрным считается цветом делового стиля.
Ведущий 1: Звание гимназиста требует от учащихся соблюдение опрятного вида и ношение
одежды делового стиля.
Ведущий 2: Всё это в сочетании с причёской, обувью и походкой воспитывает человека
нового тысячелетия.
(Модели делают круг по залу и уходят. Все Ведущие в это время поднимаются на сцену).
Ведущий 1: Мы благодарим всех, кто совершил с нами путешествие в историю русского
костюма. Хочется надеяться, что сегодня Вы узнали много нового и интересного.
Ведущий 2: В показе моделей участвовали учащиеся 2-11 классов!
Ведущий 1: Художники по костюмам педагог дополнительного образования и учитель
технологии!
Ведущий 2: Постановщик и музыкальный редактор педагог дополнительного образования!
Ведущий 1: А вели сегодняшнее шоу ученик 11 класса ____________________,
Ведущий 2: И ученица 11 класса
Ведущие оба: До новых встреч, друзья!
(Звучит мелодия «Всегда»)
__________________________________________________________________________
Список использованной литературы
1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002.
176 с.
2. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности / Раиса
Владимировна Захаржевская.-3-е изд.доп.-М.: РИПОЛ классик, 2007.-288 с.: ил.
3. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. М.:ООО «Фирма
«Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с.
4. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. М.: Аванта+,
2002. 480 с.:ил.
5. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л.
Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП
«Ермак», 2004. – 509 с.:ил.