Как написать отличное сочинение. ЕГЭ по русскому языку
МБОУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с УИОП»
Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Как написать отличное сочинение?
ЕГЭ по русскому языку.
Алексеева Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы
2015 г.
п. Мохсоголлох
Пояснительная записка
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей. Данные
рекомендации адресованы тем, кто стремится получить наибольшее количество
баллов по части С (творческое задание), которое представляет собой небольшое
сочинение-рассуждение по данному тексту.
На выполнение этой части инструкция Министерства образования рекомендует
отвести 90 -100 минут, что подчёркивает особую важность этой части для общей
оценки. Экзаменующийся должен понимать, что без хорошего сочинения,
оценённого на 15 -23 балла, получить хорошие общие баллы не представляется
возможным. Значение этой части для общей оценки является решающим.
Учащийся должен самостоятельно создать текст в жанре отзыва, рецензии, эссе.
При подготовке к экзаменам особое внимание нужно обратить на разнообразие
текстового материала. Предлагаются тексты разного стиля (в основном
публицистического и художественного), разного типа (повествование, описание,
рассуждение).
Общая модель составления текста по этому заданию предъявляет следующие
требования:
- экзаменуемый в той или иной форме должен сформулировать проблемы,
поднятые в исходном тексте;
- прокомментировать сформулированные проблемы;
- отразить в сочинении позиции автора исходного текста;
- выразить своё мнение по затронутым проблемам, привести аргументы,
подкрепляющие эти суждения;
Система оценивания также предусматривает анализ его речевого оформления и
грамотности.
В данном пособии основное внимание уделяется содержательной стороне
сочинения.
Главная цель – помочь выпускникам качественно подготовиться к Единому
государственному экзамену по русскому языку.
Основные требования к сочинению
1) Сформулировать проблему, поднятую автором в тексте
2) Прокомментировать проблему
3) Определить авторскую позицию
4) Высказать своё мнение по поднятой проблеме. Привести аргументы,
подтверждающие вашу точку зрения.
. Прислушайтесь к советам
1) Объём сочинения не менее 150 и не более 200 – 250 слов.
2) Выражайте свои мысли просто чётко и ясно.
3) Пишите сочинение аккуратно, разборчиво
4) Соблюдайте этические нормы, уважайте автора, себя и проверяющих
5) В качестве аргументов старайтесь обратиться к литературным произведениям,
публицистике
Основные этапы работы над сочинением
1) Определить проблему, которую автор поднимает в тексте.
Что такое проблема? Вопрос, который требует размышления, какого-то ответа. Значит,
проблему лучше всего сформулировать в виде вопроса.
Прежде всего научитесь правильно понимать исходный текст. На этом этапе, чтобы избежать
простого пересказа (довольно часто встречающаяся ошибка), избегайте вопроса: «О чём этот
текст?». Лучше всего задавать вопросы:
-С какой целью автор нам рассказал эту историю?
- Над чем заставляет задуматься нас данный текст?
-На какие проблемы хочет обратить внимание автор?
-На какие вопросы ищет ответа?
Выберите один из вопросов, ответьте чётко, ясно, конкретно на этот вопрос. Так вы сможете
сформулировать проблему, поднятую автором текста.
Например,
1)«Этот текст заставил меня задуматься над вечной проблемой отцов и детей. Почему мы
так часто не понимаем друг друга? Заставляет нас постоянно конфликтовать?»
2) «Читая этот рассказ, я задумалась: Почему недовольны своей жизнью герои? Почему они
так одиноки и несчастны? Чего они хотят от жизни?»
3)Читая рассказ о Катерине Ивановне, я задумалась: почему на старости лет она осталась
одна? Почему единственная дочь забыла о ней? Кто виноват? Дочка? А может сама Катерина
Ивановна?»
2) Следующий этап работы – прокомментировать проблемы, затронутые в тексте. Слово
комментарий означает «объяснение, толкование». На этом этапе вы должны показать, что
понимаете суть проблемы и её значимость. Задумайтесь над вопросами:
-Что я знаю об этой проблеме?
-Насколько актуальны проблемы, поднятые в тексте?
-Все ли понимают значимость этих проблем?
Примеры:
1) Я считаю, каждый человек должен помнить, что проблемы взаимоотношения людей
проблемы совести, долга никогда не потеряют своей актуальности, важности. Мы должны
помнить, что живём рядом с людьми, вместе с людьми и, значит, должны учиться строить
отношения, уважать тех, кто в жизни оказался рядом с нами.
2)По-моему, мы всегда должны обращаться к этим вопросам, высказывать свою точку
зрения, своё мнение. В наше время, когда, кажется, нравственные проблемы отошли на второй
план, это необходимо.
3)Мне кажется, что проблема великих, гениальных людей была всегда и будет всегда. Это люд,
не входящие ни в какие рамки, люди «не от мира сего». Жить по законам, по которым живут
простые смертные, они не могут. Не потому ли среди них очень много трагических судеб?
3)Очень важно в своём сочинении правильно определить позицию автора, то есть понять,
каково мнение автора по данному вопросу. Поставьте перед собой вопросы, которые вам
помогут определить позицию автора:
-Как выражается позиция автора (прямо, косвенно, в контексте)?
-Какой ответ ищет на поставленные вопросы автор?
-Как относится автор к своим героям, к описываемому событию: осуждает, понимает,
сочувствует, любит?
Если автор текста прямо и открыто высказывает свою точку зрения, лучше всего найти
предложение, в котором выражается основная мысль и процитировать.
Например:
По мнению Д. Гранина, именно в художественной литературе «милость к падшим
становится…нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя»
Определить позицию автора иногда бывает довольно сложно (особенно в текстах
художественного стиля). Здесь важно научиться видеть это в контексте.
-Какими словами автор рисует своего героя?
- сытая, лоснящаяся физиономия, милостивый государь, смертельнейшая скука (эти слова
показывают не совсем доброжелательное отношение автора к своему герою, он за что-то осуждает
его)
- приласкав, очаровательные, старенькая, салопчик, доброта (здесь мы видим совсем другое
отношение: сочувствие, любовь)
Примеры:.
1)Художник Саврасов. На первый взгляд, это человек опустившийся, спившийся. Но ведь Арсеньев
не об этом говорит! Человеческое достоинство! Вот что подчёркивает автор в гениальном
художнике. Только человек с большой буквы может создавать шедевры. И спившийся,
униженный старик – Человек!
2) Автор восклицает: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» В этом
восклицании мы слышим и упрёк дочери, и восхищение, и сострадание одинокой старой женщине.
И вместе с ним жалеем Катерину Ивановну, поражаемся душевной глухоте её дочери.
3) Что есть ценного в жизни этого «довольного жизнью чиновника»? Чем он живет? Что его
волнует? Ничем! Ничего! Пустая, сытая жизнь, «смертельнейшая скука» опустошили его душу.
Единственная проблема в его жизни: «Чем бы поразвлечься?» И вот тут-то подвернулась эта
бедная девушка.
Сразу видно, что прийти сюда с просьбой о бесплатном билете ей было очень сложно.
Дрожащие руки, дрожащий голос выдают это. Но для «милостивого государя» она только
«игрушка» на эти полчаса до театра. Ах, какая удача: можно поразвлечься! Для «сытой
физиономии» нет человека с его проблемами, волнениями. Он не привык видеть в человеке
человека. Для него существует только он сам. Он любит только себя. Да и любит ли?!
4)Самый важный этап в работе над сочинением – определение своей позиции,
высказывание своей точки зрения. Особенно сложно доказать, аргументировать своё
мнение. Не ограничивайтесь фразами: «Я согласен с автором», «Я считаю, что автор прав».
Обязательно аргументируйте свою точку зрения, приведите доказательства. В этом вам помогут
вопросы:
Почему я согласен (не согласен) с автором?
Как я оцениваю поступки героев? Почему?
Встречаются ли я в жизни подобные ситуации? Какова наша позиция? Почему?
Что меня привлекает в этой проблеме? Почему?
В каких произведениях русской литературы поднимается данная проблема?
Кто из героев литературы близок к нашему герою?
Кого из литературных героев вспомнил я, работая над текстом? Почему?
Ни в коем случае не отвечайте на эти вопросы по порядку и обязательно. Выберите 1 -2
вопроса, которые помогут вам сориентироваться, помогут чётче, конкретнее выразить свои
мысли. Не забудьте, что желательно обратиться к классической литературе, публицистике
Примеры:
1) Согласна ли я с позицией автора? Скорей всего, да, хотя для меня тема вечного двигателя
очень далека. Я считаю, что человек должен посвятить свою жизнь чему-то нужному,
настоящему. А вечный двигатель? Ведь давно уже доказано, что изобрести его невозможно.
Значит, годы, потраченные мною на изобретение вечного двигателя, будут годами
бесполезными, пустыми. Помните Кулигина из «Грозы» Островского? Мне кажется, идеей
изобретения вечного двигателя он отгородился от всего мира, от насущных проблем жизни
Но я думаю, наш мир непредсказуем, разнообразен. А значит, в любое время найдутся люди, «не
входящие в общую колею». Их смысл жизни – поиски вечной машины. А я буду заниматься чем-то
другим.
2)Вспомним Сергея Есенина. Ведь многие, копаясь в грязном белье, хотят выставить гениального
поэта только как пьяницу и дебошира (вспомните последний телевизионный фильм о нём). Но для
нас главное то, что оставил Есенин после себя, его гениальное творчество.
И почему-то, читая Арсеньева, я подумал о Матрёне из «Матрёниного двора» Солженицына.
Можно ли считать её гениальным человеком? В прямом смысле, конечно же, нет. Но сколько в
этой обиженной судьбой, одинокой неприглядной женщине человечности! Сколько в ней любви,
добра! Но окружающие не замечают этого! Для них Матрена – женщина с неудавшейся судьбой,
неприглядная, безропотная. Да, она не гениальная личность. Но в своей человечности, любви к
людям, к жизни она гениальна.
По-моему, именно эти качества делают из просто талантливого человека Гения.
3)Мне больше всего понравилась мысль автора о том, что « изучение древней истории приводит
к выводу, что все люди на земле равны. Нет высших и низших рас». Конечно же, мы, люди
двадцать первого века должны понимать, что человечество – единая семья, нет плохих народов.
Но почему же до сих пор очень много людей, убеждённых в обратном, верящих в
исключительность некоторых народов? Мне кажется, ответ на этот вопрос можно найти у
Кондратова: это удел тех людей, которые не знают своего прошлого, историю народов,
традиции, корней своих. С это позицией автора я полностью согласна.
Ниже приводятся примеры сочинений по предложенным текстам. Эти сочинения тоже помогут
при подготовке к экзаменам. Можно выполнить следующие виды работ:
1) Прочитать текст и сочинение. Определить, в каких частях сочинения выявлена проблема,
поднятая в тексте, даётся комментарий к проблеме, выражена авторская позиция, высказана
точка зрения автора сочинения.
2) Прочитать отдельные фрагменты сочинения, определить, о чём в данном фрагменте пишет
автор.
3) Высказать своё мнение о сочинении. Что автору сочинения удалось? Что написали бы вы
по-другому?
4) Прочитать отрывок из сочинения. Попробовать выразить ту же самую мысль по-другому.
5) Ещё раз перечитать часть сочинения, где выявлена проблема, поднятая в тексте. Вспомнить
литературные произведения, в которых поднимается подобная проблема, литературного
героя, близкого герою данного текста.
Человек и природа. Проблема, которая так или иначе затрагивает каждого человека.
Проблема, которая не должна оставлять равнодушным никого.
1) Проблема. В данном тексте автор, В. Солоухин, касается проблемы взаимоотношения
человека и природы, его единения с природой. Почему так важно «утонуть и
раствориться в синем небе» лёжа на траве? Какие чувства и переживания рождаются в
душе человека при общении с окружающим миром?
2) Комментарий. Проблема, особенно актуальная в наше время, когда цивилизация,
современные технологии, городская суета всё больше и больше отдаляют человека от
природы. Нет возможности у нас ежедневно наблюдать за красотами природы,
уединиться, расслабиться, почувствовать себя частичкой этого огромного прекрасного
мира.
3) Позиция автора. По мнению В. Солоухина, общение с природой даёт человеку
возможность ярче воспринимать окружающий мир, благотворно влияет на его душу, и
начинает душа «…лучиться, дробиться, не скудея, не истощаясь от такого дробления…».
Такое бывает, считает автор, только в «…минуты творчества, в минуты, вероятно,
молитвы, да ещё вот когда останешься один на один с бездонным небом»
4) Моя позиция. И каждый из нас должен понимать, что без общения с природой, без этого
«…опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки…» скудеет наша душа, и мы
теряем в этой жизни что-то очень важное, ценное, неповторимое. С этой позицией
автора трудно спорить. 1-й аргумент. По-моему, наш современный мир становится
жёстче, примитивнее, агрессивнее, потому что мы отдаляемся от природы, от всего
естественного. Чем занят современный подросток? Телевизор, компьютерные игры,
Интернет… Многие ли из нас любовались, восхищались лунной ночью, как Наташа
Ростова в Отрадном? А кто из взрослых способен заметить распустившийся у дороги
дуб и сравнить с собой, своей жизнью, как Андрей Болконский? К сожаленью, очень
немногие.
2-й аргумент. Кто из нас постоянно и с удовольствием читает шедевры наших
великих поэтов Пушкина, Тютчева, Есенина? А ведь это гениальные итоги единения с
природой, с мирозданием.
5) Заключение. Вот так постепенно современный человек перестаёт замечать
прекрасное вокруг, перестаёт чувствовать природу. Но если ты можешь «…утонуть и
раствориться в синем небе» хоть иногда, то не всё потеряно…
Текст 1.
(1)По Москве ходили слухи о том, что художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897)
попал в руки одного торговца, который, держа его в долговой зависимости, скупал за бесценок его
картины и перепродавал их втридорога.
(2)Похоже, что этим эксплуататором был Иван Кондратьев – фельдшер и провинциальный
актёр, снискавший себе некоторую известность популярными песнями и капитальным
историческим трудом о Москве.
(3)Вначале Саврасов, уйдя из семьи и потеряв службу, пытался наладить нормальную жизнь в
новой семье. (4)Испытывая в связи с этим острые материальные затруднения, он попал в
денежную зависимость от Кондратьева, а тот не удержался от соблазна поэксплуатировать талант
выдающегося художника. (5)Но потом, видимо, дела Кондратьева пошатнулись, он стал требовать
от Саврасова картин в обмен на холсты, кисти, краски и водку, и оба – и должник, и кредитор –
быстро покатились по наклонной плоскости. (6)И в памяти многих москвичей Саврасов
сохранился спившимся, опустившимся стариком, промышлявшим на водку продажей своих
картин-поделок по 2-3 рубля за штуку.
(7)Но, оказывается, хотя в этом образе и была правда, но не вся! (8)Саврасов был унижен
жизнью, но сам не принял этого унижения, не потерял чувства собственного достоинства. (9) «За
год до смерти я встретил Саврасова, - (10)вспоминал бытописатель Иван Белоусов. – (11)Это было
зимой, одет он был в ситцевую стёганую на вате кацавейку, подпоясан верёвкой. (12) Обрывки
верёвок придерживали на ногах рваные опорки. (13)На голове была надета чёрная с широкими
полями «художническая» шляпа. (14)Несмотря на убогость костюма, вся его крупная фигура с
большой седой бородой – прямая, стройная – казалась величественной. (15)Он стоял и спокойно
смотрел на мимо идущую толпу, гордо подняв красивую голову.
(16)Если человек способен держаться так даже в унижении, значит, творческий огонь в его
душе ещё не угас. (17)Я стал искать саврасовские картины последних лет его жизни и с радостью
убеждался: до последнего дня из его рук выходили шедевры, особенно в графике, открывающие
новые пути в пейзажном искусстве. (18)недаром современник Саврасова архитектор Померанцев
писал в Академию художеств: «Художник даже в эти бедственные для него годы не утратил своей
способности и мастерства».
(По К. Арсеньеву)
Сочинение.
Мне кажется, что проблема великих, гениальных людей была всегда и будет всегда. Это
люди, которые не входят ни в какие рамки, люди «не от мира сего». Жить по законам, по
которым живут простые смертные, они не могут. Поэтому, наверное, среди них очень много
трагических судеб.
Одна такая судьба – художник Саврасов. На первый взгляд, это человек спившийся,
опустившийся. Но ведь Арсеньев не об этом говорит! Человеческое достоинство! Вот что
подчёркивает автор в гениальном художнике. Только Человек с большой буквы может создавать
шедевры. И спившийся, опустившийся, униженный старик – Человек! Он не утратил
способности и мастерства до конца своих дней, из-под его кисти выходили гениальные работы.
Значит, человеком можно оставаться и в таком униженном положении. Главное уважать
самого себя, окружающих, любить жизнь во всех его проявлениях.
Вспомним Сергея Есенина. Ведь многие, копаясь в грязном белье, хотят выставить
гениального поэта только как пьяницу и дебошира( вспомните последний телевизионный фильм о
нём!) Но ведь для нас главное то, что оставил Есенин после себя, его гениальное творчество.
Часто мы ценим человека по его внешнему виду, стараемся держаться от тех, кто
«выглядит не очень». А что это за человек? Чем он живёт? Какая у него душа? Об этом не
думаем.
Вспомним Матрену из «Матрёниного двора» Солженицына. Можно ли считать её
гениальным человеком? В прямом смысле, конечно же, нет. Но сколько в этой обиженной
судьбой, одинокой неприглядной женщине человечности! Сколько в ней любви, добра! Но
окружающие не замечают этого! Для них Матрена – женщина с неудавшейся судьбой,
неприглядная, которая может без единого слова упрёка бескорыстно помогать другим. Да, она
не гениальная личность. Но в своей человечности, любви к людям, к жизни она гениальна.
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
- Рабочая программа по русскому языку 5 класс (УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой)
- Презентация "Морфемика. Словообразование"
- Презентация "Возвратное местоимение себя"
- Презентация "Спряжение глаголов в настоящем времени" 5 класс
- Презентация "Приёмы сжатия текста"