Презентация "Футуризм как литературное направление. Русские футуристы" 11 класс

Подписи к слайдам:
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.
  • Красина Л.А-
  • учитель русского языка
  • и литературы
  • МОУ СОШ № 69
  • город Воронеж
Футуризм (лат.futurum – будущее)
  • М.Горький:
  • «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».
  • В.Брюсов:
  • «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
  • Бунин И.А.:
  • «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
Истоки футуризма. Ф.Т.Маринетти
  • «Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу»
  • Ф.Т.Маринетти
  • 1909 год
  • «Первый манифест футуризма»:
  • «Слова на свободу!»
  • Новое искусство призвано спасти мир.
  • Время требует быстрого слова. «Скажите мне поскорей!»
Кубизм в живописи В.Кандинский «Плачущая женщина» 1907
  • П. Пикассо
  • «Три музыканта»
Петербургские эгофутуристы И.Северянин, И. Игнатьев, В.Гнедов
  • Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией.
  • Робкое словотворчество
  • Подражание раннему декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма)
В. Шершеневич
  • Московские эгофутуристы
  • «Мезонин поэзии»
  • К. Большаков
  • Б Лавренев
  • Б. Пастернак
  • Н.Асеев
  • «Центрифуга»
  • С. Бобров,
  • И. Аксенов
«Гилея» Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Кручёных Футуризм есть образ жизни (скандал)
  • 1910 год - Сборник «Садок судей»
  • 1912 год – манифест «Пощёчина общественному вкусу»
  • 1913 год – манифест «Слово как таковое»
Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»).
  • На уровне лексики:
  • депоэтизация языка,
  • использование вульгаризмов, неологизмов,
  • различных терминов.
На уровне семантики
  • На уровне семантики
  • (значения)
  • Слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново),
  • создавали новые морфологические и фонетические комбинации
  • (звук становится самостоятельной значимой единицей).
  • - реализация метафоры.
На уровне синтаксиса:
  • Нарушение законов лексической сочетаемости.
  • Отказ от знаков препинания.
  • «Телеграфный» синтаксис.
  • Различные формы визуального воздействия текста.
  • Я – КТО – Я –
  • Я – вроде утроветра
  • Во втуманах долине
  • Будь берёзкой
  • Я обниму – покачаю.
  • Я – КТО – Я –
  • Я – вроде небожаворонка
  • Над вершине поляне
  • Слушай чутко
  • Я звеню солнцелучами.
  • Я – КТО – Я –
  • Я – вроде яркоплатка
  • На с ягодами девушке
  • Пой со мной
  • Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ.
  • В.Каменский
На уровне стихотворчества:
  • Новые ритмы.
  • Причудливые рифмы.
  • Использование элементов народной поэзии, рекламы и т.п.
Теория «заумного языка» Велимира Хлебникова
  • «Мысль и речь не успевают за чувствами, за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться языком, не имеющем определённого значения, заумным. Заумная речь рождает заумный пра-образ. Заумь даёт свободу творческой фантазии, не оскорбляя её ничем конкретным».
  • «Языкознание даёт право населить
  • новой жизнью, вымершими или не существующими словами оскудевшие волны языка»
  • (двор – дворяне, твор – творяне (творцы жизни))