Конспект урока "От текста - к авторскому замыслу" 11 класс

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №2
Цыгановой О.Г.
Предмет: русский язык
Класс: 11
Тема: От текста — к авторскому замыслу.
Цели урока:
Образовательные:
создать условия для совершенствования у учащихся представления о тексте и его характеристиках;
содействовать формированию навыков написания фрагментов сочинения-рассуждения;
организовать деятельность учащихся по коррекции пробелов, выявленных при контрольном
тестировании.
Развивающие:
использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков
активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения
учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков
самостоятельной работы с текстом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных
заданий.
Воспитательные:
воспитывать чувство сопереживания персонажу текста; создать условия для формирования
культуры общеучебной деятельности; развивать чувство ответственности как за личную
деятельность, так и за действия в группе и паре.
Тип урока: развитие речи, практикум
Виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Оборудование:
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
- рабочая карта;
- памятки для учащихся;
- тексты с заданиями по типу ЕГЭ (три варианта)
-приложения к уроку
Межпредметные связи: литература
Ход урока
1. Оргмомент, актуализация.
Слайд 1
Заявка темы и целей урока
Мы продолжаем работу над структурой сочинения-рассуждения по предложенному тексту (задание
С в ЕГЭ). Рассмотрим, какое отношение имеет сегодняшняя тема к этому заданию.
-Что такое текст?
Слайд 2
Вспомним структуру сочинения-рассуждения: (ученики называют, на экране по щелчку появляются
блоки
Авторский замысел это реализация главной мысли текста, проявление позиции автора, то есть 3
пункт сочинения выделение по щелчку. Чтобы его раскрыть, нужно определить проблему
выделение по щелчку и прокомментировать ее реализацию в тексте. выделение по щелчку.
-Как через анализ текста раскрыть авторский замысел?
Ответ на этот вопрос должен стать результатом нашего урока, поэтому давайте помнить о нем.
2. Информация об авторе, знакомство с текстом.
Вступление.
Проблема
Комментарий
Позиция
автора
Свое мнение.
Аргумент 1
Аргумент 2
Слайд 3
Информация об авторе
Гайто (Георгий) Газданов, писатель «младшего» поколения первой волны эмиграции, большую
часть своей жизни провел в Париже, где долгие годы был вынужден работать ночным таксистом.
Многолетнее знакомство с парижским «дном» нашло своё отражение в романе «Ночные дороги».
Здесь, как и в наиболее характерных для него произведениях, повествование ведётся от первого
лица, а всё описываемое: люди, места, события подаётся через призму восприятия рассказчика,
сознание которого становится той осью, которая соединяет разнообразные, иногда никак не
связанные между собой звенья повествования.
Слайд 4
Выполнение задания на компрессию текста по типу А 27 демоверсии ЕГЭ 2014.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1. Писатель-эмигрант Гайто Газданов долгое время работал ночным таксистом, что помогло ему
написать роман «Ночные дороги», в котором повествование ведется от первого лица..
2. Гайто Газданов провел много лет в Париже, где написал роман «Ночные дороги», в котором
центром является восприятие рассказчика.
3. Писатель Гайто Газданов большую часть жизни провел в Париже, где работа ночного таксиста
дала ему материал для романа «Ночные дороги», в котором разрозненные звенья повествования
объединяются через восприятие рассказчика.
4. Гайто Газданов большую часть жизни провел в Париже, где написал роман «Ночные дороги»,
отразивший знакомство автора с парижским «дном».(ответ 3)
Слайд 5
Знакомство с текстом, определение его общих характеристик:
(1) Иногда, раз в несколько лет, среди этого каменного пейзажа бывали вечера и ночи, полные того
тревожного весеннего очарования, которое я почти забыл с тех пор, что уехал из России, и
которому соответствовала особенная, прозрачная печаль моих чувств, так резко отличная от моей
постоянной густой тоски, смешанной с отвращением. (2) Всё менялось тогда, точно
перенастроенный рояль, и я входил, не зная, как и почему, в иной мир, легкий и стеклянный, где всё
было звонко и далеко и где я, наконец, дышал этим удивительным весенним воздухом, от полного
отсутствия которого я бы, кажется, задохнулся. (3) И в такие дни и вечера я с особенной силой
ощущал те вещи, которые всегда смутно сознавал и о которых очень редко думал. (4) Ощущал, что
мне трудно было дышать, как почти всем нам, в этом европейском воздухе, где не было ни ледяной
чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков северной весны, ни огромных пространств моей
родины.
(По Г. Газданову, «Ночные дороги», 1941 г.,
Париж)
Слайд 6
Анализ текста:
- Какому типу речи принадлежит текст? Почему?
Тип речи:
описание состояния человека + рассуждение
Записываем слова: автор изображает, рисует, показывает, размышляет, объясняет.
- Какой стиль речи использует автор? Зачем?
Стиль речи:
художественный
Докажите: эмоциональность, образность речи, вовлечь в сопереживание.
-Определение темы текста
О ностальгии
-Ключевые слова: печаль моих чувств, густая тоска, легкий и стеклянный мир, удивительным
весенним воздухом, трудно было дышать
- Определение проблемы текста
Легко ли человеку жить в изгнании, далеко от родины?
Записываем формулировку проблемы.
Создание вступления по макету (по группам: 1– макет 2, цепочка вопросительных предложений
и выход на тему исходного текста, 2 группа макет 1, вопросно-ответная форма, 3 группа
макет № 7, краткое сообщение об авторе)
3. Тестирование по типу ЕГЭ + самоанализ (коррекция допущенных в контрольном
тестировании ошибок)
Парная работа с тестами. Самопроверка по открывшимся по щелчку ответам на слайде 7
(задания А8 – А10) и слайде 8 (задание В8).
при необходимости переход по гиперссылке к терминам.(№10-13)
слайд 9 (оценивание: 7б --"5", 5- -"4", 4- -"3", 2 и менее "2" )
Подведение итогов
Как синтаксические конструкции и выбор слов (ключевые слова) «работают» на мысль автора?
- Как помогают понять ее средства выразительности?(помогают лучше понять состояние героя, его
переживания, чувства)
4. Слайд 14
Комментарий – это разъяснительные примечания к какому-либо тексту. (словарь С.И. Ожегова)
- Какое слово будет самым важным для понимания сути комментария? (разъяснительные)
выделение по щелчку.
Слайд 15
Можем ли мы построить комментарий как цепочку ответов на вопрос: «Что изображает автор?»
К каждому из этих вопросов мы должны добавить вопросы «Как?» и «Зачем?» Появление по
щелчку.
4. Создание комментария к данному тексту.
Слайд 16.
Фронтальная работа. Составление комментария к первому предложению текста:
(Что изображает автор?) Предположения учащихся, подбор слов, появление текста для записи
по щелчку.
Г. Газданов не называет слова «ностальгия», он просто описывает особенные вечера и ночи,
которые напоминали ему о России.
(Как изображает?) Предположения учащихся, подбор слов, появление текста для записи по
щелчку.
Он подчеркивает «прозрачную печаль» своих чувств, противопоставляя её «постоянной густой
тоске» эмиграции
(Зачем изображает?) Предположения учащихся, подбор слов, появление текста для записи по
щелчку.
и тем самым создаёт образ необыкновенно светлого чувства, помогающего жить в изгнании.
Работа в группах. Самостоятельное написание комментария (ещё два подобных блока). Следует
помнить о записанных в начале урока словах, помогающих оформить высказывание.
Консультации сильных учеников, если они успели быстрее.
6. Работа в группах: подбор аргументов к данной проблеме:1-из художественной литературы, 1-
из публицистики (устные сообщения учащихся).или выбор предложенных аргументов.
7. Выбор заключения к сочинению по памятке. Какой макет заключения наиболее уместен?
Что
изображает
автор?
Что
изображает
автор?
Как?
Зачем?
Как?
Зачем?
8.Рефлексия
Слайд 17
Создать макет системы средств, позволяющих выявить авторский замысел
Примерный вариант схемы, которую должны составить учащиеся:
Слайд 18
9. Домашнее задание Слайд 19
написать сочинение-рассуждение по тексту
Газданова, используя памятки и материалы
рабочей карты
Тип
речи
синтакси-
ческие
конструк-
ции
Средства
вырази-
тель-
ности
Подбор
лексики
Стиль
речи
Ключе-
вые
слова
Замы-
сел
автора
?
?
?
?
?
?
Замы
сел
автора
Вариант 1
(1)Иногда, раз в несколько лет, среди этого каменного пейзажа бывали вечера и
ночи, полные того тревожного весеннего очарования, которое я почти забыл с тех пор,
что уехал из России, и которому соответствовала особенная, прозрачная печаль моих
чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски, смешанной с
отвращением. (2)Всё менялось тогда, точно перенастроенный рояль, и я входил, не
зная, как и почему, в иной мир, легкий и стеклянный, где всё было звонко и далеко и
где я, наконец, дышал этим удивительным весенним воздухом, от полного отсутствия
которого я бы, кажется, задохнулся. (3) И в такие дни и вечера я с особенной силой
ощущал те вещи, которые всегда смутно сознавал и о которых очень редко думал. (4)
Ощущал, что мне трудно было дышать, как почти всем нам, в этом европейском
воздухе, где не было ни ледяной чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков
северной весны, ни огромных пространств моей родины.
(По Г. Газданову, «Ночные дороги», 1941 г., Париж)
А8 Какие слова являются одной из грамматических основ в первом (1) предложении текста?
1) бывали вечера 2) вечера и ночи
3) бывали вечера и ночи 4) бывли вечера и ночи полные очарования
A9 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчинённое, 2 основы
3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложноподчинённое, 3 основы
A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТОЧНО из второго (2)
предложения текста.
1) союз 2) категория состояния 3) наречие 4) краткое прилагательное
В8. Писатель-эмигрант Гайто Газданов пишет о ностальгии. Значение воспоминаний о
родине подчеркивается с помощью _________ («особенная, прозрачная печаль моих
чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски»). Это чувство особенно ёмко
передается с помощью ______________ («легкий и стеклянный» мир). Изменения
внутреннего состояния автора помогает изобразить использование __________ («точно
перенастроенный рояль»). _____________ («от полного отсутствия которого я бы,
кажется, задохнулся» и «бесконечных запахов и звуков») подчеркивают степень накала
чувств.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) антитеза
4) инверсия
5) олицетворение
6) парцелляция
7) эпитеты
8) гипербола
9) экспрессивный повтор
Вариант 2
(1)Иногда, раз в несколько лет, среди этого каменного пейзажа бывали вечера и
ночи, полные того тревожного весеннего очарования, которое я почти забыл с тех пор,
что уехал из России, и которому соответствовала особенная, прозрачная печаль моих
чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски, смешанной с
отвращением. (2)Всё менялось тогда, точно перенастроенный рояль, и я входил, не
зная, как и почему, в иной мир, легкий и стеклянный, где всё было звонко и далеко, и
где я, наконец, дышал этим удивительным весенним воздухом, от полного отсутствия
которого я бы, кажется, задохнулся. (3) И в такие дни и вечера я с особенной силой
ощущал те вещи, которые всегда смутно сознавал и о которых очень редко думал. (4)
Ощущал, что мне трудно было дышать, как почти всем нам, в этом европейском
воздухе, где не было ни ледяной чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков
северной весны, ни огромных пространств моей родины.
(По Г. Газданову, «Ночные дороги», 1941 г., Париж)
А8 Какие слова являются одной из грамматических основ во втором (2) предложении текста?
1) звонко и далеко 2) было звонко и далеко
3) всё было 4) всё было звонко и далеко
A9 Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчинённое, 3 основы
3) сложноподчинённое, 4 основы
4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова СМЕШАННОЙ из
первого (1) предложения текста.
1) относительное прилагательное 2) действительное причастие
3) страдательное причастие 4) деепричастие совершенного вида
В8. Писатель-эмигрант Гайто Газданов пишет о ностальгии. Значение воспоминаний о
родине подчеркивается с помощью _________ («особенная, прозрачная печаль моих
чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски»). Это чувство особенно
ёмко передается с помощью ______________ («легкий и стеклянный» мир). Изменения
внутреннего состояния автора помогает изобразить использование __________ («точно
перенастроенный рояль»). _____________ («от полного отсутствия которого я бы,
кажется, задохнулся» и «бесконечных запахов и звуков») подчеркивают степень накала
чувств.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) антитеза
4) инверсия
5) олицетворение
6) парцелляция
7) эпитеты
8) гипербола
9) экспрессивный повтор
Вариант 3
(1)Иногда, раз в несколько лет, среди этого каменного пейзажа бывали вечера и
ночи, полные того тревожного весеннего очарования, которое я почти забыл с тех пор,
что уехал из России, и которому соответствовала особенная, прозрачная печаль моих
чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски, смешанной с
отвращением. (2)Всё менялось тогда, точно перенастроенный рояль, и я входил, не
зная, как и почему, в иной мир, легкий и стеклянный, где всё было звонко и далеко и
где я, наконец, дышал этим удивительным весенним воздухом, от полного отсутствия
которого я бы, кажется, задохнулся. (3) И в такие дни и вечера я с особенной силой
ощущал те вещи, которые всегда смутно сознавал и о которых очень редко думал. (4)
Ощущал, что мне трудно было дышать, как почти всем нам, в этом европейском
воздухе, где не было ни ледяной чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков
северной весны, ни огромных пространств моей родины.
(По Г. Газданову, «Ночные дороги», 1941 г., Париж)
А8 Какие слова являются одной из грамматических основ в четвертом (4) предложении
текста?
1) мне трудно было дышать 2) трудно было дышать
3) трудно 4) мне было трудно
A9 Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчинённое, 3 основы
3) сложноподчинённое, 4 основы
4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВСЕГДА из третьего (3)
предложения текста.
1) предлог 2) указательное местоимение
3) наречие 4) относительное местоимение
В8. Писатель-эмигрант Гайто Газданов пишет о ностальгии. Значение воспоминаний о
родине подчеркивается с помощью _________ («особенная, прозрачная печаль моих
чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски»). Это чувство особенно
ёмко передается с помощью ______________ («легкий и стеклянный» мир). Изменения
внутреннего состояния автора помогает изобразить использование __________ («точно
перенастроенный рояль»). _____________ («от полного отсутствия которого я бы,
кажется, задохнулся» и «бесконечных запахов и звуков») подчеркивают степень накала
чувств.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) антитеза
4) инверсия
5) олицетворение
6) парцелляция
7) эпитеты
8) гипербола
9) экспрессивный повтор
Аргументы к тексту Г.И. Газданова
Проблема ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)
1.М.И. Цветаева Стихотворение "Тоска по родине". Неприятие поэзии Цветаевой, а также
стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем С.Эфроном и стало причиной выезда
Цветаевой за границу. В эмиграции Марина была очень одинока. Но именно там она создала своё
замечательное стихотворение «Тоска по родине!», поэтому можно абсолютно точно сказать, что тема
этого произведения – Родина, а идея – любовь Цветаевой к своей Отчизне.
2. Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с
собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие
узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и
в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было
ощущать близость и тепло родной земли
3.Сергей Донатович Довлатов(1941-1990) «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)-русский
писатель-прозаик, журналист.
Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую
его : он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают
4. Афанасий Никитин «Хождение за три моря». «Хо́жение за три моря»- памятник литературы в
форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во
время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474...
Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-
Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.
5. Тэ
́
ффи (настоящее имя Наде
́
жда Алекса
́
ндровна Лохви
́
цкая, по мужу Бучи
́
нская; 24 апреля (6 мая)
1872 года, Санкт-Петербург — 6 октября 1952 года, Париж) — русская писательница и поэтесса,
мемуарист, переводчик,
В сборниках«Русь», «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников,
лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование
«загробной жизнью», «жизнью над бездной».
6. Надежда Тэффи Рассказы «Воспоминания»
Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время
революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное
одиночество в чужих странах.
Аргументы к тексту Г.И. Газданова
Проблема ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)
1.М.И. Цветаева Стихотворение "Тоска по родине". Неприятие поэзии Цветаевой, а также
стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем С.Эфроном и стало причиной выезда
Цветаевой за границу. В эмиграции Марина была очень одинока. Но именно там она создала своё
замечательное стихотворение «Тоска по родине!», поэтому можно абсолютно точно сказать, что тема
этого произведения – Родина, а идея – любовь Цветаевой к своей Отчизне.
2. Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с
собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие
узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и
в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было
ощущать близость и тепло родной земли
3.Сергей Донатович Довлатов(1941-1990) «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)-русский
писатель-прозаик, журналист.
Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую
его : он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают
4. Афанасий Никитин «Хождение за три моря». «Хо
́
жение за три моря»- памятник литературы в
форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во
время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474...
Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-
Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.
5. Тэ
́
ффи (настоящее имя Наде
́
жда Алекса
́
ндровна Лохви
́
цкая, по мужу Бучи
́
нская; 24 апреля (6 мая)
1872 года, Санкт-Петербург — 6 октября 1952 года, Париж) — русская писательница и поэтесса,
мемуарист, переводчик,
В сборниках«Русь», «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников,
лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование
«загробной жизнью», «жизнью над бездной».
6. Надежда Тэффи Рассказы «Воспоминания»
Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время
революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное
одиночество в чужих странах.
Виды вступлений к сочинению по русскому языку ( часть С -ЕГЭ)
1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо
неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного
текста М .Веллер.
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале
сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после
прочтения текста Д.С. Лихачева.
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет
рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это
ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с
«заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть
разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-
огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых
осенним дождем.
7. Краткая справка о писателе.
М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и
учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное
число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек?
Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
Виды заключений
к сочинению по русскому языку ( часть С -ЕГЭ)
1. Итог и обобщение сказанному.
Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но
творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам,
друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.
2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает
это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих
поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем
осознавать это, жизнь не остановится.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что
из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота-
это доброе чувство. Добро порождает добро.
4.Концовка- афоризм.
Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и
обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот,
оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.
«Безумству храбрых поем мы песню»!
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим
собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.
6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.
Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил
Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие
мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного,
циничного, что ежедневно порождало наше время».
7. Корректное возражение автору.
Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где
же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя
пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не
всякая жертва – подвиг.
8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался,
превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен:
человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе?
Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.
Группа №3
Рабочая карта______________________________________________________________(Ф.И.учащегося)
Тема урока: От анализа текста к замыслу автора.
Анализ текста Г.И. Газданова
Гайто
́
(Гео
́
ргий) Ива
́
нович Газда
́
нов (23 ноября (6 декабря) 1903, Санкт-Петербург — 5 декабря 1971,
Мюнхен) — писатель, прозаик, литературный критик.
Газданов писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя на Родине. Для российского читателя
газдановское наследие было открыто в конце 1990-х годов. В Москве в 1998 году было создано «Общество
друзей Гайто Газданова», в задачи которого входит изучение творчества писателя и популяризация его
произведений в России и за рубежом.
1.Тип текста__________________________________________________________________________
2. Стиль текста________________________________________________________________________
3.Тема текста_________________________________________________________________________
4.Ключевые слова_____________________________________________________________________
5.Проблема текста____________________________________________________________________
6. Авторская позиция ________________________________________________________________________
7.Создание вступления к сочинению по макету №7_______________________________________________
___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Оценка__________________
8.Тестирование. Оценка______________
9.Написание текстового комментария по схеме : ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10.Запись аргументов____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11.Заключение__________________________________________________________________________________
Рефлексия
12. В чем же заключается замысел автора ?:
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Группа №2
Рабочая карта______________________________________________________________(Ф.И.учащегося)
Тема урока: От анализа текста к замыслу автора.
Анализ текста Г.И. Газданова
Гайто
́
(Гео
́
ргий) Ива
́
нович Газда
́
нов (23 ноября (6 декабря) 1903, Санкт-Петербург — 5 декабря 1971,
Мюнхен) — писатель, прозаик, литературный критик.
1.Тип текста__________________________________________________________________________
2. Стиль текста________________________________________________________________________
3. Тема текста_________________________________________________________________________
4. Ключевые слова_____________________________________________________________________
5. Проблема текста____________________________________________________________________
6.Авторская позиция___________________________________________________________________
7. Создание вступления к сочинению по макету №1(вопросно-ответное единство)
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Оценка__________________
8.Тестирование. Оценка______________
9.Написание текстового комментария по схеме : ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10.Запись аргументов____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11.Заключение_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Рефлексия
12. В чем же заключается замысел автора ?
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Группа №1
Рабочая карта______________________________________________________________(Ф.И.учащегося)
Тема урока: От анализа текста к замыслу автора.
Анализ текста Г.И. Газданова
Гайто
́
(Гео
́
ргий) Ива
́
нович Газда
́
нов (23 ноября (6 декабря) 1903, Санкт-Петербург — 5 декабря 1971,
Мюнхен) — писатель, прозаик, литературный критик.
1.Тип текста__________________________________________________________________________
2. Стиль текста________________________________________________________________________
3. Тема текста_________________________________________________________________________
4. Ключевые слова_____________________________________________________________________
5. Проблема текста____________________________________________________________________
6.Авторская позиция___________________________________________________________________
7. Создание вступления к сочинению по макету №2(Цепочка вопросительных предложений )
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Оценка__________________
8.Тестирование. Оценка______________
9.Написание текстового комментария по схеме : ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10.Запись аргументов____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11.Заключение_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Рефлексия
12. В чем же заключается замысел автора ?
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________