Конспект урока "Употребление имен существительных в речи" 6 класс

Тема: Употребление имен существительных в речи
Цель:
1. Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и
эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.
2. Способствовать развитию устной монологической речи учащихся.
3.Вызвать интерес к изучаемой теме, способствовать формированию ответственного
отношения к учебному труду, чувству товарищества, коллективизма.
Оборудование: кодоскоп, таблица, раздаточный материал.
Ход урока:
Имя существительное -
хлеб языка.
Л.В. Успенский
I. –Тема сегодняшнего урока – «Употребление имени существительного в речи».
Цель урока – доказать справедливость утверждения Л.В. Успенского, что «имя
существительное – хлеб языка».
1) Повторение сведений об имени существительном. (Выступления уч-ся.
Акцентируется внимание на том, что имя сущ. занимает одно из главных мест в
нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом, и эти слова – имена
сущ. Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи.
2) Задание: Выполнить синтаксический разбор с грамм.заданием.
Имя существительное – хлеб
3
языка
4
.
II. Новый материал.
- Ученые установили, что имена сущ. появляются в речи ребенка в числе самых
первых слов: мама, папа, баба… И это вполне понятно: ребенок жадно смотрит на
мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы. А все они
имеют свое наименование, которое выражается именем существительным. И
поэтому не случайно это самая большая по количеству слов часть речи. Именно
поэтому так важна его роль в языке: существительное помогает точно выразить
мысль.
Задание: Прочитаем несколько строк из стихотворения А. Фета. Чем примечательно
это стихотворение?
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
( Оно состоит почти из одних имен сущ-х. Толстой писал об этом стихотворении: « В нём
нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Из 22 слов – 14 сущ., 6 прил., 2
служ. части речи, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа)
- А вот еще один пример.
Опять дожди, опять туманы,
И листопад , и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.
С. Аксаков
( С помощью существительных можно нарисовать картину природы)
- Существительные помогают точно выразить мысль. Но всегда ли точно мы можем
выражать мысли? Очень часто встречаются такие сущ., о которых вы мало слышали или
не совсем точно понимаете смысл. Прослушайте фрагменты диалога. Как вы думаете,
лексическое значение какого сущ-го не понимают ученики?
- Неужели же в вашем классе нет ни одного джентльмена? – спросила учительница.
- Что вы, Л.В.! – ответил с места удивленный ученик. –Джентльменов у нас навалом, а вот
стульев вечно не хватает!
- Попробуйте самостоятельно растолковать значение слова джентльмен. Проверьте
себя по «Толковому словарю».
- Итак, ребята, выполненная нами работа еще раз доказывает, что мы должны чаще
заглядывать в толковый словарь и радоваться встрече с новыми словами.
Сообщение ученика.
Но не только точность и ясность достигаются употреблением сущ-х : умелое их
использование придаёт речи выразительность и красоту. В этом мы можем убедиться,
обращаясь к лучшим образцам русской художественной литературы. Писатели и поэты
искусно используют в своих произведениях и сущ. в переносном значении, и
существительные – синонимы, антонимы, сравнения, метафоры.
Богатство и образность русской речи во многом зависят от удачного употребления
слов ведущей части речи.
Учитель:
А сейчас будем работать по группам. Цель работы – наблюдение над использованием
имен существительных в художественной речи для создания метафоры, сравнений,
синонимов, антонимов, фразеологизмов, поэтических обращений. Работа по группам
строилась по следующему плану: сначала слушали сообщение учащегося ( о метафорах и
др.), а затем выполняли практические задания.Одновременно заполняли таблицу.
Употребление имен существительных в художественной речи.
Метафора
Костер рябины красной;
Сумерки года;
Язык пламени;
Сравнения
Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит.
Синонимы
Доброта – чуткость, сердечность – отзывчивость;
Откровенность – искренность, честность;
Скромность – отсутствие хвастливости;
Антонимы
Жадность – щедрость;
Друг – предатель;
Верность – измена;
Правдивость – лживость;
Фразеологизмы
Рот на замок;
Дело в шляпе;
Между небом и землей;
Как рыба в воде;
Как с гуся вода;
Поэтические
обращения
Куда ты, светлый ручеек, стремишься?
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася.
(И. Никитин)
Работа по группам строилась по следующему плану: сначала слушали сообщение
учащегося ( о метафорах… и др.), а затем выполняли практические задания ( задания
прилагаются).
1. Найти метафору:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А.С.Пушкин
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
С. Есенин
Ноябрь- сумерки года. ( Пословица)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
С.Есенин
2. Найти сравнения:
Лед неокрепший на речке студеной ,
Словно как тающий сахар лежит.
. А.Некрасов
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки,
И березы стоят,
Как большие свечки.
С Есенин
На берегу синего моря жил красивый попугай. Он был серый, как жемчуг, а грудь белая и
блестящая, как атлас. ( По Н. Грину)
3. Вставить пропущенное слово, подобрать к нему синоним.
Сергей каждое утроприносил продукты одинокому старику из соседней квартиры. Соседи
любили мальчика за…… .
Золушка спрятала чудесную туфельку и никому не сказала, что танцевала на балу. Ее…..
не позволила ей открыться принцу.
На классном часе Андрей признал, что был неправ. Ребятам понравилась его …. .
4. Продолжить предложение, подобрав нужный антоним.
Друг - верность, предатель -
Не дать игрушку – жадность, подарить игрушку -… .
Говорить правду – правдивость, лгать - … .
5. Отгадать, какие фразеологизмы изображены на шутливых рисунках ( ребята этой
группы готовили рисунки дома). Записать фразеологизмы, объяснить смысл.
Рот на замок, дело в шляпе, между небом и землей, как рыба в воде …
Сообщение учащегося о происхождении фразеологизма « дело в шляпе»
6. Ребята этой группы подбирали дома стихотворения с обращениями, читали
выразительно, а класс выписывал предложения с обращениями в таблицу
III. Обобщение( запись в тетрадь)
Употребление имен существительных в художественной речи
1. Использование имен существительных в переносном значении для создания
метафор, сравнений.
2. Существительные-синонимыи существительные-антонимы в художественных
текстах
3. Существительные в роли поэтического обращения
IV. Работа над текстом.
Задание:
1. Озаглавить текст, определить стиль, тип речи.
2. Какие художественные средства использует автор для создания зимнего
пейзажа?
Кр…сив, чудесен русский лес зимою! Глубокие, чистые л…жат под
д…ревьямисугробы. Над л..снымитр…пинками кружевными белыми арками
согнулись под тяжестью ин…яств…лы молодых берез. Темно(зеленые) ветви
высоких и маленьких елей покрыты снегом, точно т…жёлыми белыми шапками.
Высокие в…ршины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С в…сёлым свистом
перел…тают с ел… на ель, к…чаются на шишках стайки красногрудых клестов.
( И. Соколов – Микитов)
V. Рефлексия
Д/з :
1. Подготовить рассказ по таблице, подобрав на каждое художественное средство
примеры
2. Упр. 133