Конспект урока "Сочинение-описание по картине Фёдора Александровича Васильева «Мокрый луг»" 8 класс

Сочинение – описание по картине Фёдора Александровича Васильева «Мокрый
луг». Урок русского языка в 8 классе.
Цели:
1.развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать
соответствующий тип речи;
2.формировать умение правильного употребления и составления безличных
предложений;
3.повторить особенности категории состояния как части речи;
4.развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
Слово о художнике
Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне
Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт. С раннего
детства проявлял способности и интерес к рисованию. Поступил на учёбу в
Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это
время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из
Академии художеств. По окончании учёбы Васильев вошёл в среду известных
художников. Важным событием в этот период для юного художника стала его
поездка на остров Валаам, где вместе с И.И. Шишкиным он проработал более пяти
месяцев. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в
имение графа П. С. Строганова. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии
самобытного таланта художника. Уже сразу по возвращении Васильев создаёт
«Оттепель», образ родной природы. Картина сразу стала событием русской
художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый
вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. в Лондоне.
Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза - один из любимых его
мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь,
- пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги,
лесные дебри, в землю вросшие деревеньки. Произведения Васильева проникнуты
любовью к простым людям, ему понятен и близок их мир, их жизнь и труд.
Шишкин учил Васильева зарисовывать природу так, чтобы не пропадала ни одна
травинка, и главное - правильно видеть небо и воду. Каждый вечер художник
наблюдал за тем, как за озером садилось Солнце, представляя собой огненную
феерию, а озеро все это послушно отображало. И Васильев по-новому открыл для
себя эти две стихии – он увидел, что «небо живет своею собственной жизнью, в то
время как вода лишь покорно его отражает, во всем ему повинуясь». Перед его
холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении
останавливались и Крамской, и Репин. Во время работы над картиной «Оттепель»,
зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым. В Крыму
Васильев написал свои самые проникновенные и значительные картины
посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картины эти написаны по
старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом
севере. "Мокрый луг" был представлен на конкурс Общества поощрения художников
в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию.
Беседа по картине и работа в тетради
1.Что изображено на картине?
2.Какое настроение у вас вызывает картина?
3.Что прежде всего бросилось в глаза?
4. Как вы думаете, в какое время дня написана картина?
5. Любите ли вы природу после дождя, во время дождя?
6.Как вы думаете, дождь на картине "еще идет" или "уже закончился"?
7.Какие растения написаны на переднем плане картины? Узнаете ли вы их? Как вы
думаете, радуются ли они дождю?
8. Как, по вашему мнению, художник относился к природе?
9. Какова композиция (построение) картины?
10. Колорит картины? Какие краски использовал художник?
Записываем в тетрадь словосочетания:
Спокойное зеркало реки; нежно - розовое небо; косматые тяжёлые облака;
разбуженная ветерком рябь воды; шевелятся травинки; умытая дождём природа;
сочный зелёный цвет; прекрасный чистый воздух; зловещие тучи; обрывистый
косогор; болотистая заводь; топкие берега; развесистые деревья; клубящиеся
облака; отголоски бури… гонимые ветром тучи, тяжелые капли дождя, мокрая
темная земля, наполненные водой ложбины, тяжелые ветки деревьев, тени туч,
невидимые капли дождя, следы отшумевшего ливня, неслышный ветерок, русло
реки, заросшее камышом и кустарником.
11. Какое состояние природы и человека передано художником на этом полотне?
12. Какая часть речи помогает передать состояние природы и человека?
13. В каких предложениях используется категория состояния? В чем особенность этих
предложений?
Записываем в тетрадь:
Легко и свободно дышится, светлеет, приятно смотреть на колышущиеся травы,
хочется радоваться зелёной весне, на лугу свежо, тепло, уже темнеет, не удастся
подышать, хочется верить, в картине легко различить…
14. Почему художник рисовал в Ялте не прекрасную крымскую природу, а обычный
луг после дождя?
15. Какой смысл вкладывает художник в слово природа?
16. Какие типы речи будем использовать в сочинении?
Возможное начало
1)."Нет у нас пейзажиста-поэта,- говорил Крамской.- И если кто может и должен им
быть, то это только Васильев".
2).Пейзажи пишут многие русские живописцы, но у каждого получается по-своему.
«Мокрый луг» - это олицетворение самой сути творчества Федора Васильева.
3).Репин всегда восхищался той лёгкости с какой Васильев создавал свои полотна.
Всего несколько мазков - и под рукой творца могло появиться облако, на создание
которого у другого художника уйдут часы.
4).У Фёдора Васильева – пейзаж - стихотворение. Он не только показывает то, что
видит. Он умеет передать поэзию природы, чувство, которым она наполнила его.
В помощь учителю
Художник Н.Н.Ге говорил, что Васильев "открыл мокрое, светлое, движущееся небо".
«Мокрый луг» был написан за год до смерти художника. Мастер избирает
переходный момент в жизни природы, что вообще характерно для произведений
Васильева. Только что прошел ливень. Еще клубятся в небе сизые тучи, а природа
уже как будто встряхивается, приходит в себя после дождя. Чистыми, насыщенными
красками засиял омытый дождем луг. Васильев не знал равных в остроте восприятия
цвета. На дальнем плане картины – отголоски прошедшей бури, клубящиеся облака.
На переднем плане художник пишет омытую дождем землю. Он любуется каждой
травинкой, листком, каждым комком земли. Уходит гроза, но небо еще кипит и
бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны
раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под
порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Небо в полотнах
Васильева всегда играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли
не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий
теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле,
ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле
тенями. Композиция "Мокрого луга" проста и непринужденна, и в то же время
трудно представить себе более продуманное произведение. В картине легко
различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа -
очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса
леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух
могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и
именно поэтому картина не выглядит статичной.
Возможный план
I. Ф.А. Васильев – талантливый
пейзажист.
II. Описание картины «Мокрый луг».
1. Общее состояние природы.
2. Передний план картины (луг,
трава, цветы, болотце).
3. Что изображено на картине
слева и справа?
4. Небо.
5. Колорит картины.
III. Какое настроение создаёт картина и
какие мысли вызывает?
Написание сочинения