Сочинение по материалам, собранным на основе наблюдения над действительностью 4 класс

Сочинение по материалам, собранным на основе наблюдения над
действительностью
Учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Ермолаева Нина Ивановна
Урок русского языка (развития речи) в 4 классе
Цели:
Задачи:
1.Формировать умение наблюдать предметы, явления окружающей
действительности;
2.Ввести учащихся в процесс собирания материалов;
3.Учить анализировать, отбирать записанный материал;
4.Вызвать у учащихся желание искать самые точные, меткие слова для
выражения своих мыслей, впечатлений, и настроений;
5.Помочь ученикам раскрыть разнообразие, многоликость, индивидуальность
окружающей природы;
6. Показать нравственную красоту в природном значении;
7. Воспитывать доброе, чуткое отношение к природе, желание беречь и
приумножать её.
План наблюдения.
1.У каких деревьев листьев ещё много, а у каких - мало?Где именно (на
верхушке или на нижних ветках)их можно ещё увидеть?
2.Какого цвета осенние листья у разных деревьев?
3.Как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду?
4. Как падают листья на землю в тихую и как в ветреную погоду?
5.Как пахнут осенние листья?
6.Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?
План сочинения. Типы текстов.
1.Вступление Повествование.
2.Основная часть. Описание.
3.Заключение. Рассуждение.
Эпиграф к уроку: Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото, одетые леса.
А.С. Пушкин
У нас урок по развитию речи, урок творчества. Писать вы сегодня
будете писать сочинение, значит, на время станете писателями, приоткроете
дверь творческой лаборатории, будете постигать азы писательского труда.
Этот урок заключительный, итоговый. Вы к нему готовились. Какие задания
вы получили?
(Наблюдения над действительностью – за падающими листьями и сбор
материалов)
Такие же задачи, наблюдать, собирать, систематизировать и
совершенствовать написанное ставят перед собой и настоящие мастера слова,
приступая к работе над новым произведением.
итаем тему с доски: Сочинение по материалам, собранным на основе
наблюдения над действительностью).
Вы сделали первые шаги в такой серьёзной работе, вы действительно шагали
по тропинке творчества.
Какой был первый этап подготовки? (Наблюдения)
Зачем вы наблюдали, что было объектом вашего наблюдения?
(Осенняя природа, падающие листья).
А что значит умение наблюдать? Ведь мы имеем глаза, чтобы видеть всё
вокруг.
(Наблюдать – значит пристально вглядываться в окружающее, выявить
наиболее характерные приметы, признаки и качества разных предметов и
явлений).
Именно наблюдения являются неоскудевающим, неисчерпаемым
источником, откуда пишущий черпает материал для своих сочинений.
О том, как не просто увидеть что-то новое, яркое в обыденном, пишет
замечательный русский писатель, поклонник и знаток русской природы К.Г.
Паустовский: « Я изучал осень упорно и долго. Для того, чтобы увидеть что-
нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в
жизни. Я уверил себя, что это осень первая и последняя в моей жизни. Это
помогло мне пристальнее всмотреться в лес и увидеть многое, чего я не
видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа».
Кому было трудно проводить наблюдения? А кому интересно? А кто
делал открытия?
Пусть призыв великого сказочника Г.Х. Андерсена будет вам
напутствием в наблюдениях за окружающей действительностью: «В капле
воды, взятой из лужи, кипит целый мир живых существ, сутки – капля,
выхваченная из будничной жизни, тоже содержит в себе целый мир в
картинках, полных красоты и поэзии. Открой только глаза и гляди!»
Где вы вели наблюдения?
Свои наблюдения вы должны были оформить в словесные формы и
отобрать нужное для выражения мысли. Русский писатель М. Горький
говорил: «Язык особенно требует тщательного отбора сего лучшего, что в
нём есть, - ясного, точного, красочного, звучного».
А у кого мы можем учиться этому, как не у поэтов и писателей. Вам можно
было воспользоваться произведениями мастеров слова.
Напоминаю вам, что на основе собранных материалов вы будете писать
художественный текст. А художественный стиль отражает явления
действительности в яркой, выразительной форме. Для этого используются
художественные изобразительно-выразительные средства. Вспоминаем эти
средства.
Читаем с доски:
Метафора (перенесение свойств одного предмета на другой на основании
общих признаков: говор волн, бронза мускулов);
Олицетворение (вид метафоры, перенесение одних свойств одушевлённых
предметов на неодушевлённые: её сиделка – тишина);
Эпитет (образное определение, дающее дополнительную художественную
характеристику предмета, явления в виде скрытого сравнения: чистое поле,
парус одинокий);
Сравнения (употребление слова в переносном значении в котором одно
явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим
явлением).
Именно использование изобразительно-выразительных средств
помогает раскрыть тему и идею текста полно, ярко, образно. Думаю, что они
нашли своё место в ваших рабочих материалах.
Для наблюдения и сбора материалов помощь вам я давала вопросы-
задания вам что-то покажется. По ним вы сейчас прочитаете свои рабочие
материалы. Слушайте внимательно и, если вам покажется что-то
интересным, ярким, образным, и что соответствует вашим собственным
впечатлениям, можете внести в свои материалы.
Читаю первый вопрос
Ребята читают свои материалы.
Учитель спрашивает: «Что ты увидел? А ты? Что у тебя записано к
этому пункту? А у тебя? У тебя?
(Происходит обмен накопленными впечатлениями, что обогащает
учащихся).
Анализирую собранный материал:
-соответствует ли теме;
-главной мысли
-есть ли ненужное,лишнее.
Но ни в коем случае не надо повторять образные слова просто так, каждое
слово должно быть на своём месте
По всем вопросам проводим такую же работу.
Подведём итоги: все прочитанные рабочие материалы соответствуют теме,
нет лишнего, ненужного, вы поняли, что и как нужно фиксировать в процессе
наблюдений.
Ваша задача – объединить материалы в единое цельное, т.е. в текст
сочинение. Поможет вам в этом план. В данном сочинении план наблюдений
будет и планом сочинения. Это простой план. В нём нет вступления и
заключения. Но всё имеет начало и конец. И все части плана, а,
следовательно и сочинения должны быть единым целым, логичным.
На доске пункты сложного плана. О чём пишут во вступлении,чем является
вступление по отношению к другим частям?
(Вступление – введение, предисловие, в котором сообщается, о чём пойдёт
речь, цель, которую ставит автор, указывается точка зрения автора).
Характер вступления, как и заключения, зависит от того, какое
сочинение пишем. Вспомним типы текста.
(Читаем с доски)
Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Какое по жанру сочинение будем писать?
(Повествование, описание, элементы рассуждения)
Исходя из выбранных жанров во вступлении к сочинению, вы можете
сообщить о месте, с которого вы вели наблюдения о наступлении осени, об
изменениях в природе.
Например:
Кто не знает, что осенью падают лисья? Но как? Когда? Всё это
происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на берёзе,
например, нет ни одного листика, а дуб ещё весь зелёный.
Впрочем, нет, и у берёзы есть листочки на самых кончиках веток.
Я стою на балконе и смотрю на деревья в нашем сквере. На
берёзке, которая растёт у моего окна, осталось ещё несколько
листочков, их можно пересчитать.
Вот и наступила осень. В природе всё изменилось. Изменились и
деревья.
В лесу осень устанавливает свои порядки. Одни деревья она уже
украсила в разноцветные наряды.
Здесь переход к основной части. В основной части вы будете раскрывать
тему, главную мысль, основное содержание. Она больше по объёму, состоит
из 6 частей, из 6 микротем относительно законченных по мысли. Каждый
абзац в главной части начинается с красной строки.
Что такое заключение?
(Заключение – последняя частькакого-нибудь текста. В нём подводится
итог сказанному, делаются выводы, обобщения, подчёркиваются главные
мысли).
Например.
Картины осени милы мне, вызывают восхищение. В ней рядом весна и
осень.
Жёлтый лист и зелёная травинка. Увядание и расцвет. Песни и тишина.
Смотришь на всё, а, какая-то торжественная грусть охватывает тебя. И
так хорошо на сердце.
А как связать воедино все пункты плана, все части, абзацы?
(Должны быть переходы, мостики от одной части к другой, от предыдущей
к последующей.)
Прежде всего связываются все части сочинения одной главной мыслью. А
какую главную мысль вы будете раскрывать?
(Как красива увядающая природа, какая она многоликая, индивидуальная,
одушевлённая, живая, со своими чувствами, настроением).
Она должна красной нитью пройти через всё сочинение. А видеть,
помнить о ней, подчеркнуть её поможет вам эпиграф. А что это такое?
(Это изречение, краткая цитата из прозы или поэзии, в которой заключена
основная мысль к тексту).
Эпиграф помещается в правой стороне перед началом книги, изложения,
сочинения. Я предлагаю вам замечательные строчки А.С. Пушкина.
Прочитайте с доски. Назовите главную мысль.
(Указаны природы пышное увядание, контраст – пышно увядает, умирает –
поэт прямо восклицает, признаётся в чувствах: «Люблю»).
Вы видите, что главная мысль сочинения главная мысль эпиграфа одна
и та же. Но здесь, не только главная мысль, но и отношение автора к
изображаемому предмету. А без этого не может быть художественного
текста. Это основа, кровеносная система текста. Ваше отношение должно
пронизывать каждое слово, каждую фразу.
Теперь мы послушаем ваши устные тексты. Учтите все
требования к ним. (Далее - слушаем рассказы).
о время чтения предупреждаются стилистические ошибки –
короткие, отрывистые предложения, нагромождение союзов -, внимание на
переходы, мостики от одного к другому, умение выразить своё отношение к
изображаемому).
А настроиться на творчество, пусть помогут вам стихи. Стихотворение
И. Бунина «Затишье».
Работа над предупреждением орфографических и пунктуационных
ошибок.
Прилагательные, причастия: багряные, жёлтые, поблекшие, осенний,
величавый, покой, прощальный взгляд, дивная простота, роскошная земля,
нежно-белокурая берёза, завороженная, лёгкая паутина, ярко-жёлтая,
редеющие верхушки, таинственная прелесть, позолоченная, томный, лёгкий
шелест.
Существительные, с/с: яркость красок, листопад, праздник природы,
спокойствие, по сторонам, ладошки и щёчки, безмолвие, паутинка.
Глаголы: умирают листья, водопад позолотила, нарисовать,
раскрасила, чувствовать, качаются на паутинках, сорвётся лист, налились и
пропитались солнцем, закружится пёстрый смерч, хлынет сверкающий.
Наречия: вверху, внизу, вокруг.
Схемы:
Хочу пожелать вам удачи в написании сочинения и напутствовать
словами маститого русского писателя А.Н.Толстого: «Не бывает никогда ни
у кого, чтоб было легко писать, чтоб лилось из-под пера. Писать всегда
трудно, и чем труднее, тем лучше выходит»
Заголовок можно свой, поэтичный: Осенние мотивы.
Письмо сочинения.