Хрононимы в русском языке

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катановская средняя общеобразовательная школа
Русский язык
Хрононимы
в русском языке
Автор:
Сидорова Мария Васильевна, 10 класс
Руководитель:
Ненашева Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
а. Катанов, 2019г
2
Код
Секция Русский язык
Хрононимы
в русском языке
3
Оглавление
Введение .............................................................................................................. 4
Глава I .Теоретические исследования .......................................................... 5
1.1. Из истории хрононимов ........................................................................... 5
Глава II. Происхождение названий дней недели ………………………. 5
Глава III. Происхождение названий месяцев ……………………….7
Вывод………………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………….14
4
Введение
Хрононим занимает особое место в языке и культуре. Любой
народный календарь невозможно представить без календарных
наименований (названий дней, недель, праздников, канунов, постов,
мясоедов и проч.). Хрононимы (от др. греч.xpovoc - время) - это
определенные отрезки времени, важные для человеческого общества тем,
что в них локализовано какое либо событие или события
харакериующиеся определенными тенденциями, именно эти события
обычно служат названием для данного отрезка времени. Бытовая и
культурная жизнь людей неразрывно связаны с течением времени.
Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления
этой функции.
На внеклассном мероприятии по русскому языку мы познакомились
с хрононимами. В последние десятилетия, став самостоятельной
наукой, хрононимы разделилась в свою очередь на ряд более узких
дисциплин: антропонимию, зоонимию, топонимию и другие.
Антропонимия изучает личные человеческие
имена, зоонимия интересуется кличками животных,
топонимия осмысливает названия географических
объектов, астронимия рассматривает названия небесных тел.
Одним из ключевых фрагментов народной картины мира является
категория календарного времени, которая находит выражение в разных
культурных кодах. Календарь - «исторически сложившаяся система
членения, счета и регламентации годового времени, организующая
обрядовый цикл, хозяйственно-бытовую практику, верования, бытование
фольклора». Календарь предопределяет жизнедеятельность человека,
ориентирует его во времени.
Исследования ученых в этих областях достаточно широко
представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не
достаточно информации о хрононимах.
Обращение к их структуре и семантике позволит нам выявить
основные народные представления о календарном времени, так как именно
язык, в силу своей емкости и коммуникативной нагруженности, является
хранителем наиболее социально значимой культурной информации. Кроме
фактов языка, в некоторых случаях необходимо привлечение фольклорных
данных (паремий, примет, запретов и др.), которые помогают уточнить
мотивацию для названий с темной внутренней формой, показывают связь
временного отрезка с событиями «большой истории», а также бытовыми
(хозяйственными) ситуациями народной жизни. Это обусловило выбор
темы моей научно-исследовательской работы: «Хрононимы в русском
языке».
Объект исследования стали русские общенародные и диалектные
5
хрононимы (название дней недели, имесяцев). Хрононимы - наименования
отрезков годового времени (дней, недель, постов, мясоедов и т. д.),
приуроченных к календарным датам либо к подвижным православным
праздникам.
Предмет исследования являются семантика народных названий
месяцев, дней недели.
Актуальность:
исследования определяется интересом к изучению народной речи и
культуры, стремлением через посредство слова определить и глубже
понять своеобразие народной картины мира.
Цель исследования:
Изучить осуществить характеристику системно-функционального
своеобразия русской народной хрононимии на основе семантики имён,
называющих месяцы, дни недели; проанализировать знание значение
хрононимов в школе и селе.
Задачи:
1. Дать общее представление о русской системе летоисчисления.
2. Охарактеризовать народные названия месяцев и дней недели с точки
зрения семантики.
3. Определить происхождение этих слов.
4. Выяснить, какую роль играли слова данной тематической группы в
формировании славянской языковой картины мира.
Этапы исследования :
Изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического
материала.
Проведение анкетирования, обработка результатов.
Написание работы.
Методы исследования:
метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы,
наблюдение);
анкетирование;
анализ;
сравнение; статистические исследования (подсчет, вычисления).
Объект, предмет, цель исследования и реализованные задачи определили
новизну исследования. Исследованы и описаны названия месяцев, дней
недели функционировавшие в разные периоды развития русского языка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его
результаты и выводы, методы исследования могут найти практическое
6
применение в школьной практике курсах по
исторической грамматике русского языка, лексикологии, по подготовке к
предметной олимпиаде по русскому языку).
Глава I .Теоретические исследования
1.1. Из истории хрононимов
Следует сказать, что еще в XIX в. народный календарь привлекал
внимание этнографов, историков, фольклористов. В этнографических
трудах приводились календарные гадания, приметы, пословицы о
временных отрезках, описывалась обрядность того или иного промежутка
времени, календарная терминология. Этнографические работы можно
разделить на календарные сборники (месяцесловы) и этнокультурные
исследования. Существуют этнографические труды исследовательского
плана, посвященные календарю. Взаимодействие русских народных и
православных праздников рассматривали В. Я. Пропп, А. Н. Афанасьев
Поскольку в нашей работе рассматриваются не только наименования
церковных праздников, но и названия временных отрезков
земледельческого календаря, для их обозначения мы будем использовать
термин хрононимы. Под хрононимией будет подразумеваться
совокупность календарных хрононимов - русских народных наименований
отрезков календарного времени, приуроченных к календарным датам либо
к подвижным православным праздникам (к Пасхе и Троице).
Глава II. Происхождение названий дней недели
Рассмотрим происхождение названий дней недели в русском языке.
Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Дело
в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли
воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже
воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю.
Почему? Давайте разберемся.
Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть
отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую
пословицу «Сделал дело гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный»
день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника
регламентируется Международной организацией стандартизации.
Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии
«воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю
современном значении) называли не «неделей», а «седмицей». А потом
прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели от
воскресенья до воскресенья).
7
Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник
был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось
«неделей». Корень слова понедель. Образовано оно суффиксальным
способом (суффикс –ник-).
Вторник от слова «второй». Второй день после «недели»
(нынешнего воскресенья). Заметьте не второй день недели, а второй
после недели. Корень втор, суффикс ник.
Среда. Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя»,
«понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце»,
«середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в
том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между
первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя
начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.
Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником»)
или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и
называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев. Тот, что
находится посередине, так и называется средний палец, а не третий или
еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое
значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными
словами). Некоторые исследователи утверждают, что среда это середина
не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из
пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней
прибавилось два дополнительных дня.
Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с
порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано
от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь,
суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее
всего, со временем выпал звук «т» остался «четверк», а постепенно звук
«к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком
«р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».
С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от
цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник»
или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась
славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому
пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.
Слово «суббота» пришло из старославянского языка. Когда-то оно
было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий
язык оно попало из древнееврейского языка т sabbath «седьмой день,
когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат так произносится это
еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых». Кстати, слово
«шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» родственные
слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого
дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в
8
итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу,
имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках.
Объясняется это просто распространение христианской религии
повлияло на словари многих языков.
Воскресенье это слово, как уже было сказано, пришло на смену
слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси
христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано
суффиксальным способом (суффикс –ениj-). Это день, когда, согласно
писаниям, воскрес Иисус.
Глава III. Происхождение названий месяцев
В русском календаре год делится на четыре ВРЕМЕНИ четыре
времени года: весна подвес оси, осень опора оси, лето летание
солнца, зима солнце в яме. На втором календарном уровне каждое
ВРЕМЯ года делится на три МЕСЯЦА. Всего в результате такого деления
получается 12 месяцев.
«Месяц» буквально «дитя Макоши» древнерусское слово,
восходящее ко времени палеорусского языка 50-е тыс. до н.э. составе
т.н. «ностратической» семьи языков).
Слово «месяц» образовано от корня меся- и суфф. -ц.
Русск. меся это древнерусское имя жены бога Макоши (букв. корова),
отражающее её зооморфную мустьерскую сущность. В начале становления
культа Макоши она воспринималась, как жена Бога Велеса: он Великий
бык Велес; она корова-мать Макошь (меся, в разных вариациях машка,
мишка, macka и т.п.). От имени Макоши происходит слово КОСМОС,
которым описывается время вообще. С помощью суффикса -ц в русском
языке от основ имён существительных женского рода образуются
уменьшительные существительные.
Таким образом, часть времени часть Макоши это есть дитя
Макоши. В древнерусской мифологии 12 детей Макоши 12 Месяцев, где
мес- + суфф. ц обозначает собственно «дитя Макоши» (ср. теля телец,
пта(ха) птенец). Число месяцев, детей Макоши, равное 12-ти, получается
из геометрического деления времени Макоши.
Таким образом, месяц, буквально означает в русском происхождении
«дитя Макоши».
Этимология названий месяцев
Январь исконное русское имя месяца. Буквально означает
«рождающий» (солнце-Ра). Название это образовано от древнейшего
русского корня «жена» (jena-), обозначающего роженицу, и суффикса -
арь(ср. пах-арь, мыт+арь, глух+арь и др.).
9
Позже русское название месяца «январь» перешло в периферийные
русские языки: например, в латинский язык januarius [janu-ari-(us)].
Макошь женское начало русской славянской монотеистической
религии. Она жена Бога. Сам Бог Велес. Поэтому на Руси январь ещё
называли Велесовым месяцем.
Есть и другие прозвища этому месяцу, например, студинец, стужень
(студёный) и др. Одно из наиболее интересных просинец. Приставка про-
означает частичное проявление чего-либо, а корень -син- указывает на
присутствие сини, как полагают, от начинающей показываться в это время
синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня, солнечного
света. Малороссийское название января «сочень» указывает на перелом
зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на
рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. На
Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо
первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, январь стал
пятым; наконец, с 1700 г., со времени перемены, произведенной в нашем
летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.
Следует остановиться на рассмотрении этимологии слова январь,
производимой от Януса. Янус (Janus) один из древнейших римских
богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестой,
выдающееся место в римском ритуале. Между тем, Древний Рим это
всего лишь 8 6 века до н.э., то есть далеко не древнее время. И уже в этот
период римляне не знали существа «своих» древних богов о сущности
религиозного представления, которое воплощалось в Янусе, уже в
древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя
бога в связь с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода.
Другие полагали, что Янус олицетворяет собою хаос (Janus=Hianus), или
воздух, или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом
солнца [Брокгауз и Ефрон, 1907]. Таким образом, римляне не знали
существа «своего» бога. Причиной этому служило то, что это был не
римский бог, а русское название календарного месяца ЯНВАРЬ.
Февраль (хевраль) исконное русское имя месяца. Буквально
означает «жила», «жизнь».
Название «февраль» этимологически родственно русскому женскому
имени Февронья, Хавронья, др.-русск. Ховърония, образованному от
русского слова ХОВАТЬ южн., зап., псковск., калужск. «прятать,
хранить» [Даль В.]. Также укр. ховати, болгар. ховаць, др.-русск. ховатися
«беречься, держаться», чеш. сhоvаti «таить, хранить, выхаживать», словац.
сhоvаt' «выхаживать, выращивать», польск. сhоwаc «скрывать, хранить,
кормить». Последнее и заканчивает этимологическую цепочку: ховраль
февраль.
Рождение термина «февраль» следует отнести ко времени
одомашнивания скотины на Руси ок. 13 11-го тыс. до н.э.,
10
среднерусская и рессетинская археологические культуры. Свинья
воспринималась как хранительница народа в том смысле, что она
позволяла ему выжить в трудное зимнее время. Февронья, Хавронья
русск. свинья (русск. пословицы: «Отдали Хавронью за Ховрина сына»;
«Хоть баба Хавронья сбила с подворья да воля ж Господня, а не быть без
подворья!»; «Всякая Хавронья сама себя хвалит»).
Семантика февраля связана с мёртвой и живой водой, отражена в
русской сказке «Хаврошечка» и в целом состоит в следующем: умирание
суд воскрешение. Первая фаза заканчивается в ночь с 31 января на 1
февраля, когда происходят последние поминки по СТАРОМУ богу Ра то
есть по Солнцу, уходящему к звёздам (star звезда). 40 дней отсчитывают
от корочуна (ночь с 21 на 22 декабря), когда умирает старое Солнце-Ра. В
эту же ночь рождается новое Солнце-Ра воскресает.
Вторая фаза троичности связана с СУДОМ Макоши, который она
начинает вершить сразу после последних поминок Ра то есть с 1-го
февраля (праздник громница, кащеевы морозы) и заканчивает через
десять дней то есть 10 февраля. Семантический смысл суда состоит в
том, что встречаются ЗИМА и ЛЕТО праздник сретенье (1 февраля):
«зима с летом встретилась», «солнце на лето, зима на мороз» (русск.
посл.). Февраль во второй своей фазе является ХРЕБТОМ зимы. Февраль
это хребет, линия, нить, граница, после которой начинается новая жизнь
(ср. лат. фибра «нить»; немец. gebirge «горный кряж»).
Третья фаза начинается 11 февраля ДЕНЬ ВЕЛЕСА, день
возрождения Велеса. К нему на Руси приурочивали время зимнего отёла,
то есть рождение «из костей старой коровы» новых коров. Февраль этой
стадии связан с приходом весны (здесь и семантика потопа половодья).
Февраль начало новой жизни.
Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени
Фебра, древнеиталийского бога, которому был посвящен. Коренными
славяно-русским названием этого месяца было «снежень», вероятно - от
снежного времени. В Малороссии с XV в., по подражанию полякам, месяц
февраль стал называться «лютым»; поселяне же северных и средних
губерний русских поныне зовут его «бокогреем», так как тогда скот
выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева,
отогревали бока у печки.
Одно из прозвищ февраля сечень, образовано мифологически от
русск. сеча битва, сражение зимы и лета, а в бытовом плане время
подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Называли его ещё
«межень» (межа между зимой и весной). Из-за частых вьюг и метелей
февраль величают также «ветродуем».
Зимобор, протальник, сухый, березозол (март) с этого месяца
начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне.
11
Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса. К нам
оно занесено из Византии.
Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси
были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней
теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол, от действия
весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться
сладким соком и пускает почки. Зимобор побеждающий зиму,
открывающий дорогу весне и лету, протальник в этом месяце начинает
таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит
название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и
вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так
называемое «пролетье».
Апрель - Брезень, цветень, снегогон (апрель) - априлий латинское
слово, от глагола aperire, открывать, оно указывает на открытие весны.
Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон ручьи
бегут, унося с собой остатки снега, или еще цветень, ведь именно тогда
начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
Травник (май) - латинское имя дано в честь богини Маи; также, как и
многие другие, оно перешло к нам из Византии. Древнерусским именем
месяца мая было травный, или травень, что отражало процессы,
происходившие в природе в это время буйство трав. Этот месяц считался
третьим пролетним месяцем.
Разноцвет, червень, изок (июнь) - слово «иуний» дано этому месяцу
в честь богини Юноны. В старину коренными русскими названиями
месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце
было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень,
особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так
называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это
время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался
кресником - от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя
(Ивана Купалы).
Страдник, червень, липец (июль) «иулий», имя, данное в честь
Юлия Цезаря, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он
назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в
июле, отличаются особенною красноватостию (червленый, красный).
Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту
пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета»,
так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» -
от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз.
Жнивень, зарев, серпень (август) как и предыдущий, этот месяц
получил свое название по имени римского императора Августа.
Коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он
назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа,
12
которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название
«зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени
«зарев».
Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь) «сентемврий», девятый
месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от
septem). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь»,
от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он
получил благодаря своим погодным отличиям от других небо начинает
часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.
Листопад (октябрь) «октоврием» называется десятый месяц в году;
у римлян он был восьмым, отчего и получил свое название (octo - восемь);
у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего
падения листьев, или «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот
месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе «грязником», от
осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от
свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
Грудень (ноябрь) «ноемврием» (november) у нас называется
одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и
получил свое название (nover - девять). В старину месяц этот назывался
собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так
как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась
грудным путем.
Студень (декабрь) «декемврием» (лат. december) называется у нас
12-й месяц, в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое
название (decem - десять). У наших предков он назывался «студень», или
студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору.
Опрос среди обучающихся МБОУ Катановская СОШ
В школе провели анкетирование среди школьников «Знаете ли вы
происхождение названия месяцев, дней недели». Мы получили следующие
результаты: всего было опрошено 82 обучающихся из них:
5 классе - 15 обучающихся, из них 6, что сотавляет 40%
6 классе - 16 обучающихся, из них 10, что сотавляет 63%
7 классе 8 обучающихся, из них 4, что сотавляет 50%
8 классе 11 обучающихся, из них 6, что сотавляет 55%
9 классе 16 обучающихся, из них 8, что сотавляет 50 %
10 классе 8 обучающихся, из них 4, что сотавляет 50%
11 классе 8 обучающихся, из них 5, что сотавляет 63%
Это можно увидеть в диаграмме.
Так же я провела опрос среди населения аал Катанов. Было опрошено
60 жителей села. Из них знают
20-25- летние - 17 жителей, из них 10, что сотавляет 59%
25-30- летние - 16 жителей, из них 8, что сотавляет 50%
30-35 - летние 11 жителей, из них 9, что сотавляет 81%
13
35-40 - летние 16 жителей, из них 12, что сотавляет 66%
Вывод:
Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что месяц мог
получить свое имя из-за своего «характера», то есть природных
особенностей, а также по названию праздника, что справляли в нем.
Названия месяцев произошли также по имени божеств у древних славян.
Отмечены факты, когда названия месяцев связывали с именем какого-либо
выдающегося исторического героя. Происхождение названий месяцев в
русском языке связывают с происхождением народных праздников,
ритуалов, традиций. Народный календарь (месяцеслов), связанный почти
исключительно с устной языковой традицией, отразил особенности
народного сознания и явился сокровищницей живого русского слова,
дошедшего до нас из глубины веков. Современные наименования месяцев,
в отличие от народных названий, где в каждое имя-символ народ
вкладывал свое содержание, отразили различные эпохи и культурные
влияния, и в первую очередь особенности календарной системы Древнего
Рима.
Особенности этимологии названий можно проследить в народных
поговорках, пословицах, загадках и приметах. Таким образом, моя цель и
задачи исследования подтвердились.