Сочинение "Человек и природа в отечественной и зарубежной литературе"

Человек и природа в отечественной и зарубежной литературе
Русская литература, будь она классической или современной, всегда чутко
реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире.
Отравленные воздух, реки, земля все молит о помощи, о защите. Наше сложное и
противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических,
нравственных и других. Однако, по мнению многих, среди них самое важное место
занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших
детей. Катастрофой века можно назвать нынешнее экологическое состояние окружающей
среды. Кто виноват? Человек, забывший о своих корнях, забывший, откуда он родом,
человек-хищник, который становился подчас страшнее зверя. Именно этой проблеме
посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин
Распутин, Виктор Астафьев.
Имя Распутина одно из ярких, запоминающихся среди писателей 20 века. Моё
обращение к творчеству данного писателя не является случайностью. Именно
произведения Валентина Распутина никого не оставляют равнодушным, безразличным.
Он одним из первых поднял проблему, связанную со взаимоотношениями человека и
природы. Эта проблема является животрепещущей, так как жизнь на Планете, здоровье и
благополучие всего человечества связана с экологией.
В повести «Прощание с Матёрой» писатель размышляет о многом. Предметом
описания является остров, на котором раскинулась деревня Матёра. Матёра это
реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом, но одновременно это
образ многовекового уклада, который теперь уходит навсегда? И название
подчеркивает материнское начало, то есть человек и природа тесно связаны. Остров
должен уйти под воду, потому что тут строится плотина. То есть это с одной стороны
правильно, потому что население страны необходимо обеспечить электроэнергией. А с
другой стороны – это грубое вмешательство людей в естественный ход событий, то есть в
жизнь природы.
Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный
случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в
душе человека, и для писателя становится совершенно ясно, что если сегодня можно
топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.
Гибель Матёры это разрушение не просто старого уклада, а крушение целого
мироустройства. Символом Матёры становится образ вечного дерева лиственницы, то
есть царь – дерево. И живет поверье, что царским лиственем и крепится остров к
речному дну, к общей земли, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра.
Не может оставить равнодушным читателя произведение Чингиза Айтматова “Плаха”.
Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам
современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв,
обращенный ко всем и к каждому. В "Плахе" волчица и ребенок погибают вместе, и
кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие
диспропорции. Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие
последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение
природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.
Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого
человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья
Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны.
Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно,
тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять
в этом отношении? (505 слов)
Человек и природа
Сколько красивых стихов, картин, песен создано о природе… Красота
окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов,
художников, и все они по-своему изображали ее великолепие, загадочность.
Действительно, с давних времен человек и природа составляют единое целое,
они очень тесно взаимосвязаны между собой. Но, к сожалению, человек считает
себя выше всех остальных живых существ и провозглашает себя царем природы.
Он забыл, что сам является частью живой природы, и продолжает вести себя
агрессивно по отношению к ней. Ежегодно вырубаются леса, в воду
сбрасываются тонны отходов, воздух отравляют выхлопы миллионов
автомобилей… Мы забываем, что запасы в недрах планеты когда-нибудь
иссякнут, и продолжаем хищнически добывать полезные ископаемые.
Природа является огромным кладом богатства, однако человек только
потребительски относится к ней. Об этом повествование в рассказах В.
П.Астафьева «Царь-рыба». Основная тема взаимодействие человека и природы.
Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее,
уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история,
приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным.
Проверяя самоловы, куда попал огромный осетр, он вывалился из лодки и
запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и
смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою
односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде,
мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И все
это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу
удается спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом,
В.Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда
права».
Об экологической катастрофе, ожидающей человека, рассказывает и
Ч.Т.Айтматов в романе-предупреждении «Плаха». Этот роман крик, отчаяние,
призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и
сгустилось в мире. Через экологические проблемы, затронутые в романе, писатель
стремится достичь прежде всего как проблемы состояния человеческой души.
Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели
Могонкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как
хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. И
кончается это единоборство трагически.
Таким образом, человек является неотъемлемой частью природы, и всем нам
необходимо понять, что только при заботливом и бережном отношении к
природе, к окружающей среде нас может ждать красивое будущее. (355 слов)
Направление: Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Чему учит человека природа?
(По творчеству В. Астафьева)
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: — Я был в лесу листом!
Н. Рубцов
В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно
звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону,
писали статьи в газеты, отложив работу над художественными
произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была
реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись
города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и
щепки летели вовсю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного
тогда горячими головами вреда нашей природе.
Писатели борцы за экологию все родились близ природы, знают и
любят ее. Это известный у нас и за границей прозаик Виктор Астафьев. Я
хочу раскрыть эту тему на примере повести В.Астафьева «Царь-рыба».
Героя повести В. Астафьева «Царь-рыба» автор называет «хозяином».
Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше и быстрее всех. Его
отличает бережливость и аккуратность. Отношения между братьями были
сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и
показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на
это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с
некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала
главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и
потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на
один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу
суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на
Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. В этот момент
Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. Рыба сразу показалась
Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина
подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не
хотела упускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни.
Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы
то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде,
на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина
тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед
лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не
верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич
вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни:
опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так,
что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за
причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич просит
прощения за причиненное зло девушке. И когда рыба отпускает Игнатьича,
он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в
течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную
задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор
оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам
всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а
значит, и с собственной душой.
Таким образом, я хочу сделать вывод: действительно, человек сам —
часть природы. Природа — это окружающий нас мир, где все взаимосвязано,
где все важно. И человек должен жить в гармонии с окружающим миром.
Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней
надо жить в мире и научиться уважать ее. (517 слов)
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Человек приходит в этот мир не для того чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать
его лучше.
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Было время, когда наши
далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже
обожествляли ее. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией
считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные
жертвоприношения.
Тема человека, также как и тема природы, довольно часто встречается как в
отечественной, так и в мировой литературе. К.Г. Паустовский и М.М. Пришвин
показывали единства человека и природы как гармоническое сосуществование.
Почему именно эта тема так часто употребляется в рассказах именно этих
писателей? Одной из причин является то, что они являются посредниками реализма в
литературе. Эта тема многими писателями, в том числе и зарубежными, рассматривалась с
самых разных сторон, одновременно и с сарказмом, и с глубоким сожалением.
Великий русский писатель А.П.Чехов неоднократно представлял в своих рассказах
мотивы человека и природы. Одна из ведущих тем его произведений является
взаимовлияние человека и природы. Наблюдается особенно в таком произведении как
«Ионыч». Но эту тему рассматривали и такие писатели как Гоголь, Лермонтов,
Достоевский.
В произведении Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», главный герой Егор
Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живет смирно, а
всегда оказывается виноватым. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию
природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не
приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой царь природы, а ее старший
сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык
только покорять ее. Но подрастет сын. Которой сможет заменить отца, станет уважать и
беречь родную землю. Так же эта тема рассматривалась и зарубежными писателями.
Дикая природа Севера оживает под пером американского писателя-беллетриста
Д.Лондона. Нередко героями произведений становятся представители животного мира
(«Белый Клык» Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование
ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.
Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю
космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали
полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было
страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю
бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Это история грозное
предупреждение всему человечеству, которая хищнически грабит природу.
Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны.
Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно,
тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять
в этом отношении?
430 слов
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм
Швебель)
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней
есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие
в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля — все
молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило
огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но,
по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая
проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей.
Катастрофа века это экологическое состояние окружающей среды.
Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными:
уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная
стоками промышленных предприятий, Чернобыль и многие другие. Кто
виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек,
забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее
зверя. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» - писал
Вильгельм Швебель. Неужели он прав? Неужели не понимает человек, что
рубит сук, на котором сидит? Гибель природы грозит гибелью ему самому.
Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых
писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев,
Сергей Залыгин и другие.
Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова
«Плаха». Автор позволил себе высказаться по самым болевым,
злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный
кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. В центре
произведения конфликт человека и пары волков, потерявших своих
детенышей. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели
саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания
животных. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с
человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не
считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат.
И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг
другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время
разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души.
Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что
прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе
матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин.
Последнее убежище волков горы, но и здесь они не находят успокоения.
Наступает перелом в сознании Акбары: зло должно быть наказано. В ее
изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно
Акбара выше человека.
Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью
окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив
людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку,
они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной
силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они
берут от природы только то, что необходимо для их существования, а
человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого
чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных
сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против
природы. В романе «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их
смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все
существующие различия.
Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем,
какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела.
Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего
человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к
природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его
физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова «На
волков». Она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном
защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который
наносит природе непоправимый вред.
Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная
литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный
отклик вызвала повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для
лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере,
это символ чистого, высокого и прекрасного.
В повести Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема
вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает
новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась,
доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет
затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно
и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг
сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед
и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню
и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто
«не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя правда,
он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой
бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это память. Она уверена, что
«правда в памяти, у кого нет памяти у того нет жизни». Горюет Дарья на
кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания
Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок,
но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается
крестьянин с детства, общаясь с природой.
Против варварского уничтожения лесов, животных и природы вообще
со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся
пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к
природе, к родным местам — это и вопрос об отношении к Родине.
Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше
двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все
взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит,
природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть
экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но
мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они
могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию.
Иначе человек, действительно «…разрушит мир скорее, чем научится в нем
жить». Все в наших руках!
925 слов
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Невозможно представить человека без природы.
Действительно, эту связь невозможно не заметить. Великие писатели и
поэты в своих произведениях любовались и восхищались природой.
Безусловно, природа служила для них источником вдохновения. Многие
произведения показывают зависимость человека от родной природы. Вдали
от Родины, родной природы, человек блекнет, и жизнь его теряет смысл.
Также общество в целом связано с природой. Я думаю, благодаря ей
оно постепенно складывается. Несмотря на то, что человек существует
благодаря природе, он же является угрозой для неё. Ведь под воздействием
человека природа развивается, или наоборот, разрушается. Прав
В.А.Солоухин в том, что «человек для планеты своеобразная болезнь,
каждый день наносящий ей непоправимый вред». Действительно, иногда
люди забывают о том, что природа это их дом, и она требует к себе
бережного отношения.
Моя точка зрения находит подтверждение в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров придерживается
довольно категоричной позиции: «Природа не храм, а мастерская, и человек
в ней работник». Мне кажется, таким отношением к природе Евгений
Базаров проявляет своё равнодушие к природе, в которой он живет.
Пользуясь всем, что ему нужно, Евгений забывает о том, к каким
последствиям это может привести.
В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» отчётливо проявляется
отношение человека к природе. Главная тема повести это история
небольшой деревушки Матеры. Много лет деревня жила своей спокойной,
размеренной жизнью. Но однажды на реке Ангара, на берегу которой
расположена Матёра, начинают строить плотину для электростанции.
Жителям деревни становится ясно, что в скором времени их деревня будет
затоплена.
Из этой повести следует, что человек может управлять природой так, как
ему заблагорассудится. В попытке улучшить жизнь, люди строят различные
электростанции. Но они не задумываются о том, что эта маленькая
деревушка много лет простояла на этом месте и она дорога человечеству как
память. А из-за построек люди уничтожают свою память и ценность.
Мне кажется, на протяжении долгого времени человек воспринимал
природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Из-за
этого, к сожалению, всё чаще начали случаться экологические катастрофы.
Примером этому является авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26
апреля 1986 года. Разрушение носило взрывной характер, реактор был
полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое
количество радиоактивных веществ.
Таким образом, можно сказать, что воздействие человека на природу в
большинстве случаев имеет плачевный характер. Но, к счастью, современное
общество начало осознавать важность заботы о природе. Экологические
проблемы, возникающие под воздействием человека на природу, и о которых
так хотят донести писатели в своих произведениях, заставляют человека
задуматься о благосостоянии природы. Ведь природа это дом для каждого
жителя планеты и, я уверена, для литературы это главная ценность,
которую призывают сохранять великие мастера слова.
426 слов
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Проблема взаимоотношений человека и природы наиболее остро встала
в последней четверти XX века. Однако и гораздо раньше эта проблема
занимала умы ученых, публицистов, писателей
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездумный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так думал о природе Ф.И. Тютчев. Но были и другие мнения. Одно из
них сформулировал герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгении
Базаров. «Природа не храм, - заявил он, - а мастерская, и человек в ней
работник». Мнение сторонников Базарова преобладало достаточное
количество времени, чтобы люди воочию убедились, что стремление
властвовать над природой, бездумно вмешиваться в нее, изменять ее по
своему желанию привело людей к потере нравственности и полной
бездуховности.
В последние десятилетия написаны многие произведения, в которых
исследуются взаимоотношения человека и природы, можно назвать «Царь-
рыбу» В.Астафьева, «Прощание с Матерой», «Пожар» В. Распутина,
«Плаху» Ч. Айтматова. Боль за поруганную природу и предупреждение
людям звучат в этих книгах. Варварское уничтожение браконьерами рыбы в
реках Сибири, залитые рукотворными морями кладбища и плодородные
земли, отстрел сайгаков в степи с бортов вертолетов и автомашин - эти
картины, нарисованные писателями, встают перед глазами читателей и
заставляют думать о природе, о человеке, о нравственности, о добре и зле.
Маленький эпизод из жизни острова на Ангаре предстает перед нами в
повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Мы узнаем, что в результате
строительства мощной ГЭС деревня Матера, расположенная на острове с тем
же названием, должна уйти под воду. Здесь прошла жизнь нескольких
поколений людей, здесь они любили, растили хлеб и детей, умирали,
оставляя потомкам землю, лес, реку. Надо ли строить ГЭС? Этот вопрос в
повести не звучит. Звучит тема боли. Под водой будут гнить кресты на
кладбищах, дома, построенные предками, лес, стоявший веками. Человек
вступает в единоборство с природой. Чтобы не потонули в рукотворном
море деревья и дома, их сжигают. Но ничего не могут сделать люди с
мощным деревом, которое называют жители Матеры «царским лиственеем».
Символом непобедимой матери-природы становится вековая лиственница,
которую не могут победить люди, вооруженные огнем и мощной техникой.
Творя расправу над природой, говорит Распутин, люди уничтожают самих
себя: память, нравственность, душу. Что-то важное, самое главное,
безвозвратно уходит, обедняя нас. Молодежь легко покидает «отеческие
гробы», просто расстается с рублеными избами. Внук Дарьи Пинегиной
бросает расхожую фразу: «Человек - царь природы». И в ответ звучат
пророческие слова самого писателя, вложенные в уста умной старухи: «Вот-
вот, царь поцарюет, поцарюет да загорюет».
Повесть кончается символически: катер, посланный за последними
обитателями Матеры, заблудился в тумане. Не так ли и люди потерялись на
земле, позарились на сиюминутное, забыв о вечном. Риторический вопрос в
финале "Доколе ты будешь молчать, земля? Да и молчишь ли ты? - звучит
как предупреждение.Да, заблудился человек, если творит такое с матерью-
природой. Безнравственный, потерявший опору человек страшен. И Виктор
Астафьев, и Валентин Распутин, и Чингиз Айтматов в своих книгах, говоря о
человеке и природе, предупреждают: уничтожение природы - это
самоуничтожение
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это
может быть простое описание места разворачивающихся событий, или природа может
служить для выражения чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое
отношение к природе.
Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек
создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив,
доказывают, что природа это храм и каждый человек обязан подчиняться ее законам.
В.П. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме
и найти ответ на важный для всех вопрос: что есть природа храм или раба человека?
Главный герой данного повествования Игнатьич рыбак. Всю свою жизнь он
ловил рыбу и умеет делать это отлично. Ни одна рыба не сможет уйти из его сетей. Он
покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все
свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему?
Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его
семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”.
Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться
от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством,
Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны.
Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших
рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут
больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют
рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают то ценное, что есть на земле.
Но… однажды Игнатьич «проигрывает сражение»: он не смог победить царь-рыбу.
Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но
природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния.
Игнатьич умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в
содеянном. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и
подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь и сейчас.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше
запутал читателя, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа это храм, где
человек не может хозяйничать по своему усмотрению, однако он должен помочь этому
храму обогатиться, ведь человек часть природы, и он призван оберегать этот
единственный дом для всего живого.
Эта книга дает много хороших уроков и советов. В этом произведении Астафьев
как бы спрашивает нас: а правильно ли мы используем то, что нам дано, не растрачиваем
ли впустую данное нам богатство природу? Истина, написанная здесь, осветляет
память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.
433 слова
Кто учит человека видеть прекрасное в природе?
Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает
человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут
восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не
научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться
прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в
тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить?
Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда «был в
плену у этой красоты».
У писателя В.Крупина есть замечательный рассказ с интригующим
названием «Сбрось мешок». Он о том, как отец учил «слепую» к красоте
природы дочь подмечать прекрасное. Однажды после дождя, когда они
грузили баржу картошкой, отец вдруг сказал: «Варя, посмотри, какая
красота». А у дочки на плечах тяжеленный мешок: как посмотришь? Фраза
отца, положенная в заглавие рассказа, кажется мне своеобразной метафорой.
После того, как Варя сбросит «мешок слепоты», перед ней откроется
прекрасная картина неба после дождя. Огромная радуга, а над ней, как под
дугой, солнце! Отец же нашел и образные слова, описывающие эту картину,
сравнив солнце с конем, запряженным в радугу! В тот момент девушка,
познав красоту, «как будто умылась», ей «дышать легче стало». С той поры
Варя стала примечать прекрасное в природе и детей своих научила, и внуков,
как когда-то переняла это умение у отца.
А герой рассказа В.Шукшина «Старик, солнце и девушка», старый
деревенский дед, учит подмечать прекрасное в природе юную городскую
художницу. Именно благодаря старику, та подмечает, что солнце в тот вечер
было необыкновенно большим, а речная вода в его заходящих лучах
походила на кровь. Великолепны и горы! В лучах заходящего солнца они
словно придвигались к людям. Любуются старик и девушка и тем, как между
рекой и горами «тихо угасал сумрак», а от гор надвигалась мягкая тень.
Каким же будет изумление художницы, когда она узнает, что прекрасное
перед ней открывал слепой человек! Как же надо любить родную землю, как
часто приходить на этот бережок, чтобы, уже ослепнув, видеть все это! И не
просто видеть, а раскрывать эту красоту людям…
Можно сделать вывод, что нас учат подмечать прекрасное в природе
люди, наделенные особым чутьем и особой любовью к родному краю. Они
сами подметят и подскажут нам, что стоит только приглядеться к любому
растению, к даже самому простому камню, и ты поймешь, насколько
величествен и мудр окружающий мир, насколько он уникален, разнообразен
и прекрасен.
(376 слов)
«Взаимоотношение человека и природы»
Какую роль в жизни человека играет природа? Об этом размышляют люди
испокон веков. Особенно актуальной эта проблема стала в XXI веке, итогом
которого стали глобальные экологические проблемы. Но я думаю, что
человечество не дожило бы даже до настоящего времени, если бы писатели и
поэты постоянно не напоминали о том, что человек и природа не могут
существовать раздельно, если бы они не учили нас любить природу.
Природа - это большой и интересный мир, который окружает нас.
Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте
человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее,
отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя
взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.В этом
произведении изображены разные люди: бережливые хозяева природы, и те,
кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает
муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых,
наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который
стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына
Кольку. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие,
часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю , на их взгляд,
честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все
случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так , раз
оно не этак». Но нам становится страшно, потому что такие как Бурьяновы,
нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет
душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Б.Васильев
предупреждает: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая
природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей,
Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в
конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к
людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из
причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит
прежде всего себя, калечит жизнь близким.
Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно
взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного
целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга.
Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы,
приводят к настоящей трагедии гибели всего живого и людей, в первую
очередь. И лишь внимание, забота и уважение к законам природы, Вселенной
могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.
372 слова