Родительское собрание "Культура речи в семье и обществе"

Культура речи в семье и обществе
(родительское собрание)
Отрадно заметить, что вновь поднимается тема о чистоте русского
языка. И на «самом высоком уровне»- государственном. Давно пора.
Хотя, конечно, слишком много времени упущено: нынешние
школьники и студенты - современная молодежь - не умеют, а возможно, и
не хотят говорить правильно, литературно.
И в этом, вероятно, нет их вины. Жаргонизмы, вульгаризмы, скудная,
однообразная лексика - вот приметы современного общества. Да и брать
не с кого: речь журналистов, дикторов, ведущих, тех, кого раньше
принимали за образец, к кому прислушивались, - оставляет желать
лучшего. Вдобавок Толстой, Достоевский - в «кратком изложении»;
сочинения- из сборников «1000 золотых (?!) сочинений»; нецензурщина
на страницах современной литературы...
Эмоции молодых ищут выход - и находят его в мерзком, грязном слове,
тем более и взрослые вокруг него легко роняют всю эту лексику, не
заботясь об окружающих.
С помощью этих ругательств человек как бы срывает зло,
раздраженность, иными словами, снимает психологические перегрузки,
«выпускает пар», избегает стресса. Своего рода - это предохранительный
клапан для переполняющих нас эмоций. Но только ли в этой
психологической стороне дело? Видимо, нет. Ведь матерные слова живут,
в сущности, в обычных, нейтрально - бытовых фразах. Для говорящего -
это дурная привычка, некая присказка «для связки слов», для плавности
речи. Подобно словам- сорнякам или словам- паразитам, которые
заполняют возможные паузы неподготовленной речи, чтобы не делать ее
«спотыкающейся». Оттого и звучат из уст «краснобаев» эти матерные
слова наряду с матерными ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО САМОЕ, ТАК СКАЗАТЬ
и т. п.
А между тем вульгарная, пересыпанная матерщиной речь по-
настоящему отравляет среду речевого существования, она одинаково
губительно действует и на окружающих, и на самих говорящих.
Специалисты по возрастной психологии давно отметили, что нередко
эмоции подростков находят выход именно в грязном слове «под
взрослых» (подобно сигаретам или выпивке). Однако, как показывает
практика, избавиться от дурной привычки сквернословия подчас гораздо
труднее, чем от курения или тяги к спиртному.
Сквернословие применяется вполне осознанно, нарочито. Например,
идет директор завода в цеха, к рабочим для беседа. И там слово за слово-
потянулся веселый матерок. Зачем это делается? Очевидно, из ложно
понимаемого чувства «демократизма».
Ведь есть такой психологический стереотип, которым пользуются
многие опытные «начальники», чтобы продемонстрировать свою
доступность, близость к народу. Потребность в «бесцензурном» разговоре
возникает и в узкой компании, и один на один с собеседником - из
желания проявить дружеское расположение, социальное равенство: мы ,
мол, с тобой свои люди, все у нас запросто по - домашнему.
Но есть так называемый строгий начальственный мат - из желания
унизить подчиненного, проявить над ним свою власть, заведомо зная, что
не будет никакого отпора.
Впрочем, и в случае с «начальническим» матом (как и с высокомерным
начальственным «тыканием» подчиненным) не все бывает так просто и
безответно. Он может бумерангом вернуться к обидчику и поразить его не
в бровь, а в глаз..
К большому сожалению, грубость и матерщина стали у нас почти
обыденностью..После ряда безуспешных попыток борьбы с этим глубоко
антиобщественным явлением мы, похоже, стали воспринимать
площадную брань как неизбежное и неискоренимое зло.
Непритязательное, но довольно меткое сатирическое стихотворение
«Порочный круг» А. Муратова как нельзя лучше демонстрирует причину
такого положения на самом низком, чисто «бытовом» уровне:
Дядя Федор мыл забор,
На котором был «фольклор»,
Мыл, ругаясь неприлично.
Слышал Вася все отличо,
И, усвоив весь «набор»,
Вновь заполнил им забор!
Как появилась брань в языке и в чем причины ее живучести?
Специалисты по истории языка, этнографы и социологи провели (на
материалах разных языков) интересные исследования по этим вопросам.
В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на
матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина
оскорбляет Мать - сыру землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и
родную мать человека. По народным нравственным представлениям
славян, бранящийся матом оскорбляет не столько мать собеседника,
сколько свою собственную мать. Среди легенд о происхождении
матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о
человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил своего отца и
женился на собственной матери. С той поры и появилась у нас матерная
брань.
У русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том
свете они отвернуться от родителей. Ребенка, которого выругали
«черным» словом упоминанием черта, дьявола, ведьмы, демона),
могли, по поверью,унести злые силы. Нельзя было браниться в доме при
иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего. Не ругались
в лесу. Это же относилось к полю, к реке, или озеру - ведь у
каждого из них был свой «хозяин», покровитель. Провинившимся он
посылал болезни и немощи.
В дом, где люди бранятся и ругаются. Проникают бесы, а вот ангелы
(добрые духи) покидают такое жилище.
В одной из мудрых сказок говорится о трудолюбивой падчерице и
злобной, грубой неряхе и лентяйке дочери, которых в результате обычной
для сказок «отработки» фея награждает чудесными свойствами- по их
делам. Но вот когда начинает говорить падчерица, из ее уст вылетают
благоухающие цветы, драгоценные камни; они как бы воплощают ее
прекрасные мысли и добрые слова. Когда же открывает рот дочь, то из
него выскакивают в большом количестве змеи, тараканы, ящерицы, бегут
мыши и скачут лягушки!
Непристойность матерщины осознается всеми. Однако не все
понимают, что это- социальное зло. Язык подонков и «блатарей» грозит
уже стать нормой. Именно поэтому ему должна быть объявлена
беспощадная война.
Знающие люди рассказывают об очень интересном обычае,
существующем в американских семьях. Когда дети приносят с улицы
мерзкие слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило,
разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют
ребенка вымыть рот с мылом. И это вовсе не наказание, как можно было
бы подумать, а простая гигиена: ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и
душу, и слух, и произносящий их рот...
Не плохо бы и нам учредить подобный обычай!
Наша среда существования - в том числе и языковая- должна быть
здоровой, очищенной от вредных примесей, годной для самовозрождения
и обновления. Значит, борьба за языковую культуру, за здоровый речевой
быт приобретает морально- нравственный аспект, перерастая в задачу
общекультурную, воспитательную, личностную. От каждого из нас
зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы
хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести.