Программа психологической помощи детям 8-10 лет с детским церебральным параличом

ФИО: ЛЕВАНЦОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
МЕСТО РАБОТЫ: ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ «ДМИТРИЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VВИДА»
ДОЛЖНОСТЬ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Программа психологической помощи детям 8-10 лет с детским
церебральным параличом.
Детский церебральный паралич (ДЦП) это тяжелое заболевание, которое
возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на
ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в
период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП
является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с
ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых
детей наблюдаются судорожные синдромы. По данным ряда авторов, на 10
000 новорожденных приходится 3442 ребенка, страдающих церебральным
параличом. За последнее десятилетие в России увеличилось количество детей
с детским церебральным параличом.
Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом
хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он впервые доложил об этом на заседании
английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал
свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы
головы развились параличи конечностей (Little, 1862). В течение почти ста
лет детский церебральный паралич назывался болезнью Литтля. Термин
«детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893
году он предложил объединить все формы спастических параличей
внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в
группу церебральных параличей. В 1958 году на заседании восьмого
пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден и было дано
определение:
«Детский церебральный паралич не прогрессирующее заболевание
головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и
положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития
головного мозга». В настоящее время этот термин является общепринятым. В
1983 году Л. О. Бадалян предложил другое название детских церебральных
параличей «дизонтогенетические постуральные дискинезии». Автор
справедливо отмечает, что поражение нервной системы при ДЦП
представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или
искажение развития. «Эти нарушения нельзя считать исключительно
церебральными, так как механизм реализации патологической двигательной
активности лежит не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему
регуляции движений» (Бадалян, 1993, с. 214). Безусловно, термин
«дискинезии» значительно точнее отражает характер двигательных
нарушений при ДЦП, подчеркивает их обусловленность расстройствами
онтогенеза локомоторных функций. Хотя термин «детский церебральный
паралич» не отражает сущности имеющихся при этом заболевании
нарушений, однако его широко используют в мировой литературе, и другого
понятия, всесторонне характеризующего эти патологические состояния, до
настоящего времени не предложено.
Прошло много лет со дня выступления В. Литтля, и за этот период
опубликована масса исследований по проблеме детского церебрального
паралича. В основном это были работы по вопросам неврологического,
ортопедического, восстановительного лечения детей с ДЦП. Однако еще в
трудах начала века подчеркивалось снижение интеллекта и недоразвитие
речи у многих детей с ДЦП. Например, М. Я. Брейтман (1902) первым описал
патологоанатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при
данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект и
речь.
В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, полученное в
результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или
период новорожденности; как одна из форм резидуальнойнервнопсихической
патологии центральной нервной системы сложного генезиса. Мозговой
органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано в период
незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов
мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и
психических расстройств (К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, Л. О. Бадалян,
Э. С. Калижнюк и др.). В полиморфной картине психических нарушений при
ДЦП наблюдается не только замедленный темп психического развития, но и
неравномерный диспропорциональный характер формирования отдельных
психических функций (Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Клижнюк,
1983; Ковалев, 1985 и др.).
Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с
церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие
фило и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур,
развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП прежде всего
в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая
функциональная система двигательная. Выраженная двигательная
патология нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть
одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у
детей с ДЦП. Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять
пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, которые могут
иметь отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего
встречаются комбинации вредных влияний, действующих на разных этапах
развития. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на
развитие мозга ребенка на разных этапах его онтогенеза, относятся
инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и
физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксии,
черепномозговые травмы и др.
Дети с ДЦП нуждаются в оказании не только медицинского лечения, но и
психологической поддержке и помощи на различных этапах лечения данного
заболевания. Однако в помощи нуждаются и их родители, которые постоянно
находятся в психологически трудной ситуации болезни ребенка. Многие
родители расценивают заболевание их ребенка как наказание за их
собственные ошибки, в результате чего может формироваться чувство вины
перед ребенком. Также следует обратить внимание на тот факт, что во
многих случаях дети не могут овладеть навыками самообслуживания и
вследствие чего требуется постоянное присутствие родителей, поэтому
родителям необходимо кардинально менять свою жизнь, часто происходит
так, что один из родителей работает, а другой находится рядом с ребенком.
(дома, в больнице, в санатории…)
Таким образом, можно заметить, что ДЦП является мощным
стрессогенным фактором, обуславливающим целый комплекс переживаний
и психологических изменений у детей и их родителей. Поэтому идея
организации психологической помощи детям с ДЦП заключается в
комплексном подходе к лечению, включающему не только медицинские
манипуляции , но и психологическое сопровождение лечения.
Данная программа психологической помощи предназначена для детей 8-11
лет с ДЦП (преимущественно со спастической диплегией.
Цель программы: программа направлена на психологическую коррекцию
эмоциональных состояний больных детей, вызванных воздействием ряда
стрессогенных факторов, таких как ограничение межличностных контактов,
необходимость постоянного врачебного вмешательства, особенности
двигательной сферы и важность двигательных упражнений, которые в свою
очередь сопровождаются сильными болевыми ощущениями, а также
активация психологических ресурсов детей для совладания с кризисной
ситуацией заболевания.
Задачи программы:
- смягчение эмоционального дискомфорта с помощью формирования
приемов релаксации;
-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения;
-помощь в вербальном и невербальном выражении переживаний, связанных с
болезнью;
-развитие творческого потенциала как одного из ресурсов, помогающих в
условиях болезни;
-повышение навыков коммуникативности.
Перед началом групповой работы с каждым ребенком необходимо провести
индивидуальную беседу, направленную на знакомство и выявление
психологическихособенносте. В процессе беседы ребенку можно предложить
небольшое психодиагностическое исследование, включающее в себя
методику для выявления копинг-стратегии (Никольская,Грановская) и
рисунок «Дом, дерево, человек».
Также перед началом занятий нужно провести индивидуальную беседу с
родителями ребенка, направленную на знакомство и получение основной
информации о семье, ребенке и его психологических трудностях точки
зрения родителей), и также на создание положительных установок на
процесс занятий.
Еще следует заметить, что место, где будут проводиться занятия играет
очень важную роль. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное
помещение с мягким освещением, со специальными кроватями, креслами и
ходунками для детей, помещение, где ребенок должен чувствовать себя
безопасно.
Программа рассчитана на 8 занятий по 40-50 минут, занятия проводятся
каждый день. В группе могут принимать участие не более 5-ти человек.
1 занятие.
1. Знакомство.
А.) Участники находятся в ругу, каждый представляется и говорит о том, чем
он любит заниматься.
Б.)Упражнение «Ласковое имя». Психолог предлагает каждому ребенку
назвать ласково соседа, сидящего справа, который в свою очередь должен
поблагодарить говорящего, сказав «спасибо».
В.) Дети с помощью психолога совместно придумывают правила, которыми
должны будут руководствоваться в течение всех занятий (Например : - не
перебивать; - присутствовать на занятиях; - говорить о себе («Я-
высказывания»); - безоценочное отношение друг к другу).
2. Упражнение «Рисование под музыку» (25 мин)
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение коммуникативных
навыков.
Материалы: музыкальный центр; диск с аудиозаписями Вивальди «Времена
года», котрые оказывают положительное эмоциональное воздействие; бумага
А4 (каждому участнику по 4 листа); карандаши, мелки, пастель (каждому
участнику по одинаковому набору цветов).
Проведение: включаются по очереди композиции ( «Зима», «Весна», «Лето»,
«Осень») и предлагается детям нарисовать рисунок для каждого времени
года. Потом нужно спросить ребят о том, какие цвета они выбрали, что эти
цвета символизируют, какое время года больше нравится. Можно обсудить в
группе «плюсы» и «минусы» времен года.
3. Завершение.
«Сейчас подходит время нашего расставания. Я предлагаю вам попрощаться
друг с другом. И сделаем это таким образом: каждый участник
последовательно предлагает свой способ, а все остальные повторяют
апример, можно на английском языке «good-byе»). Также можно пожелать
чего-нибудь хорошего другим ребятам»
2 занятие.
1. Приветствие.
Ведущий: « Давайте поздороваемся друг с другом без слов. Пусть каждый
придумает любой жест для приветствия и покажет его, начнем с меня и по
кругу… »
2. Упражнение «Коробка переживаний» (15 мин)
Ведущий: « Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить
ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы
можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее
заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные
переживания.»
3. Игра «Давай поругаемся!»
Цель: Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.
Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное
взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и
расширению словаря ребенка.
Психолог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга
можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить»
друг друга, называя разными цветами.
4. Упражнение «Апельсин (или Лимон)» (10 мин)
Цель: направлено на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение
уровня личностной тревожности.
Материалы: мячики для каждого участника, которые легко деформируются и
потом обратно принимают свою форму.
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в
стороны. Психолог просит детей представить, что к их правой руке
подкатывается апельсин( при этом помощники психолога каждому ребенку
дают в правую руку мячик), пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать
из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10
сек.)
Потом психолог говорит :«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые
дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ...,
отдыхает...»
Затем та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать
упражнения 2 раза.
5. Прощание:
Ведущий: « Сейчас приближается время нашего расставания, давайте
поделимся, какие упражнения кому больше понравились…. И все хором на
3-4 скажем «До свидания»»
3 занятие.
1. Приветствие.
2. Работа с картинами Айвазовского «Волна» и «Девятый вал». (50 мин.)
Материалы: для данного занятия потребуются распечатанные
репродукции картин для каждого ребенка.
Психолог: « Мы обратимся сегодня к двум картинам, возможно, кому-то
из вас они знакомы. И фамилию художника, возможно, вы тоже
слышали….
Айвазовский Иван Константинович любил изображать на своих картинах
спокойное или, наоборот, бурлящее, бушующее море. Одна из самых
знаменитых картина «Волна», и с ней мы сегодня познакомимся.
Давайте посмотрим на эту картину. Она была написана Айвазовским в
1889 году. Эта картина отличается многочисленными достоинствами
изобразительного искусства. Сам автор считал ее своим лучшим
произведением среди многочисленных «морских бурь». Эта картина была
отмечена орденом Почетного Легиона правительством Франции, где
картина была на выставке в 1890.
- Что изображено на ней?
-Кто главный «герой» картины?
-Какое настроение хотел передать автор произведения?
- Какое море он изобразил?
-Какие краски использовал?
-Есть ли в картине что-то, что говорило бы о надежде людей на спасение?
Необходимо отметить, что на картине море сливается с небом в своих
мрачных красках, подчеркивая тем самым трагичность событий, кажется,
что у людей вовсе нет надежды на спасение.
Давайте теперь обратим наше внимание на картину «Девятый вал», на
которой Айвазовский изображает море после сильнейшего ночного
шторма и людей, потерпевших кораблекрушение.
-Что изображено на картине?
-Какое место на ней больше всего привлекает ваше внимание?
-Каким видится море?
-Похоже ли оно на море, изображенное на картине «Волна»?
-Чем похожи картины?
-Чем отличаются?
Обе картины отражают борьбу людей с морской стихией.
На картине « Девятый вал» лучи солнца освещают громадные волны.
Самая большая из них девятый вал, готова обрушиться на людей,
пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи
морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона
картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что
люди будут спасены…
Ситуации картин И.К. Айвазовского могут послужить проекцией
ситуации участников группы и позволяют обсуждать их собственные
переживания на символическом уровне.
3. Прощание и завершение занятия. Можно пожелать участникам, чтобы
никакие «жизненные волны» не смогли их сломить. (10 мин.)
4 занятие.
Материалы: краски, кисти, бумага, цветная бумага, цветные кусочки
ткани, клей.
1. Приветствие. В качестве приветствия участникам можно предложить
всем вместе дружно похлопать в ладоши и хором всем поздороваться.
2. Коллаж «Море» (20 минут)
Психолог: « Вчера мы с вами смотрели на картины Айвазовского, а
сегодня у каждого из вас есть возможность «сделать» свое море, таким
какое вам захочется, каким оно вам нравится. Вы будете делать
коллаж. Коллаж выполняется из отдельных кусочков ткани, бумаги, с
помощью красок, карандашей и клея. Возьмите бумагу, выберите
подходящие цвета и приступайте к работе… На выполнение коллажа
«Море» у вас 20 минут.
Дайте название вашей работе.»
После того, как все закончили, участники по кругу показывают и
рассказывают о своих морских рисунках и названиях, которые они
дали своим рисункам. Пихолог по ходу задает уточняющие вопросы.
Следует заметить, что это упражнение позволяет участникам проявить
свое настроение и отреагировать через творчество свои переживания.
4. Прощание. Можно сделать аналогичным приветствию, т.е. участники
хлопают в ладоши и хором кричат: «До свидания!».
5 занятие.
1. Приветствие.
Для приветствия можно использовать упражнение «Комплименты»
Ведущий: «Ребята, давайте поприветствуем друг друга следующим обазом:
глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то
похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень
приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится
по кругу
Предупреждение:
Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно
вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное»,
«молочное» слово.
Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его
сосед, скажите комплимент сами.
2. Упражнение «Групповое рисование по кругу» (20 мин)
Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал: Бумага, карандаши.
Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую
картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему
участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается
к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается
первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах.
Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная
выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной
работе в «чужом пространстве».
Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому
психолог должен предупредить участников о бережном отношении к работам
друг друга.
3.Упражнение «Достань звезду»(15 мин)
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Представь
себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой – темное ночное небо, все усыпанное
звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита
мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно
загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя
достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным
взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает?
Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко
вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто:
тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты
уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих
руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся,
глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного
отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще
звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то
внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза,
вдохни и тянись к своей новой цели!»
4.Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает
каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня,
свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку то, что
получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в
ладоши и кричат ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет
задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также
завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
6 занятие.
1. Приветствие. Ведущий: « Давайте поздороваемся друг с другом без
слов. Пусть каждый придумает любой жест для приветствия и покажет
его, начнем с меня и по кругу… »
2. Упражнение «История игрушки». (20 мин)
ПсихологРассмотрите предметы. Выберите тот, который по каким-
либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите его
внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он
сделан. Придумайте небольшую историю предмета от его рождения
(создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от
первого лица – так, как будто этот предмет говорит вашими устами.
По ходу рассказов каждому предмету надо задать вопрос: «На что или на
кого тебе приходилось в жизни обижаться?»……
Это упражнение позволяет снять напряжение, пробудить творческий
потенциал, отразить переживания и обиды.
В заключение нужно, чтобы все участники «вышли из ролей игрушек».
3. Попрощаться , поблагодарить друг друга за придуманные истории.
7 занятие.
Материалы: репродукции картины «Последний день Помпеи» для
каждого участника.
1. Приветствие. (5 мин.)
2. Напоминание о правилах (5 мин.)
3. Работа с картиной «Последний день Помпеи»(20-25 минут)
Психолог: «Сегодня мы с вами обратимся к одной картине «Последний день
Помпеи». Ее автор Карл Брюллов. Работа над картиной длилась 6 лет. Для
того, чтобы написать картину о событиях, произошедших много сотен лет до
того, как Карл Брюллов решил написать картину, художник изучал
литературные источники, посещал развалины, оставшиеся после гибели
города Помпеи в Италии, участвовал в археологических раскопках.
Посмотрите некоторое время на картину…
-Ваше первое впечатление о картине,
-Что происходит в городе?
-Что делают люди?
-Какие это люди?
-Что они чувствуют?
Затем участникам предлагается «исследовать» всю картину. Начинаем
двигаться с левого нижнего угла по отношению к смотрящим на картину.
Здесь изображены группы людей:
- Молодой человек, поддерживающий девушку, которая потеряла сознание.
На голове у девушки надет венок из цветов – свадебный венок.
- Молодой мужчина уговаривает свою мать идти и спасаться. Вероятно, мать
предлагает сыну спасаться самому.
- Двое сыновей (мальчик и воин) пытаются вынести из погибающего города
больного отца.
Участникам предлагается определить, какие выражения лиц у этих
персонажей, обсудить.
Далее, почти в центре картины, но как бы на втором плане изображена
погибшая женщина и рядом с ней маленький ребенок.
Вопрос к ребятам: Что выражает лицо ребенка? Из рук выпала и разбилась
шкатулка с драгоценностями, которые она пыталась спасти.
Здесь же отец пытается укрыть плащом двух своих детей и жену.
В левом нижнем углу мать и двое ее дочери пытаются найти спасение у
священника. Священник держит в руках утварь из храма, то ли пытаясь
спасти ее, то ли похищая ее в сумятице гибнущего города…
За ними, на лестнице храма царит неразбериха: часть людей пытается войти в
храм, а часть хочет его покинуть. Возможно, тем, кто хочет войти, храм, как
святое место кажется им безопасным убежищем. Тем же, кто выходит из
храма, уже стало понятно, что он может разрушиться, и тогда все они
погибнут под руинами храма. Один из мужчин, видя, как храм начинает
разрушаться, прикрывает голову рукой. Люди, находящиеся на лестнице не
смотрят друг на друга, и это усиливает столпотворение. Еще один из мужчин,
вероятно, надеясь на спасение, пытается подобрать рассыпанные кем-то
монеты и тем самым так же усложняет выход и вход в храм.
На ступенях храма Брюллов изобразил и себя. Этот способ художники
используют для того, чтобы представить себя участником описываемого
события тем, кто впоследствии будет смотреть картину. Участникам группы
предлагается найти художника на картине.
На втором плане изображен мужчина, несущий изделия из драгоценных
металлов.
Упавший из разбившейся колесницы мужчина, пытается удержать
напуганных лошадей. Еще один мужчина пытается управлять лошадью,
которая напугана и мчится, не разбирая дороги.
Почти в самом центре картины Брюллов изобразил колесо от повозки.
Вопрос к участникам: что может означать колесо, если ему отведено
центральное место в картине?
Колесо это символ времени. Оно круглое, и, стало быть, не имеет начала и
конца, так же как и время. Оторвавшееся, испорченное, не вращающееся
колесо символ остановившегося времени. В данном случае это колесо
может означать,что автор показывает нам один момент из жизни
погибающего города. Или это колесо может означать конец города Помпеи.
Таким образом, можно заметить, что образы, используемые художником
можно трактовать по-разному.
Верхняя часть картины изображает столкновение мрака, т.е. пепла,
вылетающего из вулкана и света, в виде молнии. Также автор изобразил
падающие скульптуры Богов. Раньше люди ждали от них спасения, а сейчас,
падая, они несут гибель.
Вопросы к ребятам:
-Какие цвета в основном использовал Брюллов?
-Что важного в картине для каждого?
Следует обратить внимание на то, что эта картина выделяется особенностями
изображения героев, вернее, их поступков. Действиями героев руководит в
данном случае не долг, а личные чувства : любовь, привязанность, жажда
наживы.
4. Прощание( 5 мин.)
8 занятие.
5. Приветствие.
6. Для создания позитивного настроя психолог проводит упражнение «Тихое
озеро» (15 мин)
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Лягте, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное
солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно
лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас
чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи
согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы
абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете
всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая
клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы
отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова здесь, в этой комнате, мы хорошо
отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в
течение всего дня».
7. Упражнение «От сердца к сердцу» (10 мин.)
Материалы: Сердце, вырезанное из красного картона.
Инструкция: « Я думаю, что каждый из нас время от времени бывает робким,
неуверенным, чего-то боится или стесняется. Когда мы чувствуем стеснение,
мы, как правило, оставляем то, что хотели сказать при себе, и пытаемся сами
с этим разобраться. Мы не уверены, что других заинтересует то, что мы
хотели бы сказать, или что другие нас любят настолько, что помогут нам. Я
знаю одно хорошее лекарство от застенчивости поговорить об этом в кругу
близких хороших друзей. Этого застенчивость не любит она уменьшается.
Поэтому я хочу вам предложить поговорить о застенчивости, которую мы все
временами испытываем, и сделать это следующим образом...
Я принесла с собой одно большое сердце. Тот, кто держит это сердце,
рассказывает нам о своей застенчивости: когда он ее чувствует, каким
образом он ее ощущает, что он с ней делает и т.д. Все остальные очень
серьезно и по-дружески слушают его. Тот, кто в данный момент говорит,
может рассказывать все, что приходит ему в голову, а когда он закончит, то
передаст сердце следующему человеку, и тот будет говорить про себя.
Сердце должно проходить по кругу столько времени, сколько это
необходимо, чтобы высказались все. И после этого каждый сможет
проверить, верно ли я сказала, что стеснительность не любит, когда про нее
говорят.»
Разговор в кругу начинает сам психолог.
Анализ упражнения:
Как ты чувствовал себя в начале игры? Как чувствуешь себя сейчас?
Есть ли здесь дети, которые переживают почти так же, как ты?
Удивило ли тебя что-нибудь?
8. Упражнение « Послание».(10 мин.)
В последний день работы участникам группы предлагается сделать послания
друг другу. Каждый участник должен выполнить послание для всех
остальных участников группы.
Инструкция: « Сейчас у вас будет время, чтобы могли выполнить послания
для всех, с кем работали вместе эти дни. Вы что-то узнали друг о друге, о
том, кто и что любит, что ему хотелось бы. Поэтому сейчас каждый получит
листы бумаги и карандаши и на отдельных листах сделает открытку с
пожеланиями для каждого и для себя тоже. Готовые открытки отдаются тем
участникам, для которых они сделаны. Потом все читают и рассматривают
послания себе, благодарят друг друга.Сохраните эти послания, пусть они
напоминают о наших занятиях, помогают и придают нам силы »
9. Прощание.
Психолог просит по кругу поделится участников :
- Какими для вас были все эти занятия?
-Что было особенно важным?
Психолог желает всем детям добра и хорошего настроения.
Таким образом, данная программа, разработанная в рамках арт-
терапевтического подхода, может помочь реализовать задачи
психопрофилактического, развивающего и коррекционного направлений в
работе с переживаниями детей, вызванными ситуацией болезни; развитие
навыков самопознания, умения преодолевать жизненные трудности; поиск
ресурсов для адаптации и самореализации в сложившихся условиях.
Следует заметить, что программа может оказаться полезной и для детей с
другими заболеваниями, находящихся на лечении в клиниках соматического
профиля.
Список используемой литературы:
1.Бадалян Л. О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие
мозга ребенка//Методологические аспекты науке о мозге. М., 1983
2.Воробьев В. М. Психическая адаптация как проблема медицинской
психологии и психиатрии/Журн. Обозрение психиатрии и медицинской
психологии. 1993. № 2. С. 3339.
3.Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое
руководство. Новосибирск, 1995.
4. Мамайгук И. И., Маленков Н. Н. Учет психологических факторов в
системе комплексного лечения детей с параличами ЭрбаКлюмпке/В сб.
Реабилитация детей с поражениями опорнодвигательного аппарата. Труды
НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1987. С. 2528.
5. Мамайгук И. И. Психологическая служба в детской ортопедической
клинике//Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 2.
6. Мамайгук И. И, Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с
церебральным параличом. Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1992.
7. Мамайгук И. И.Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в
развитии. СПб., 1997.
8. Баканова А.А., Королева Т.Ю. Психологическая помощь детям с
онкологическими заболеваниями, - Спб., 2006. – 112 с.
Упражнения и задания подготовлены с помощью сайта -
http://www.trepsy.net/korrek/stat.php?stat=2233