Презентация "Подготовка к сцене. Часть первая. Язык тела"
Подписи к слайдам:
Подготовка к сцене. Часть первая.
Язык тела.
- Александрова Вера Владимировна учитель театральной деятельности ГБОУ СОШ №303 г. Санкт-Петербург Класс:8
- Возраст обучающихся: 14 -15 лет
- Год обучения: 2 год обучения
- Тема занятия: «Подготовка к сцене»
- Тип занятия: комбинированное
- Время занятия: 45 минут
- Проработка важнейших элементов актерской психотехники, формирование навыков актерского взаимодействия через двигательную активность и эмоционально-пластическую выразительность. Научить учащихся творчески активно применять на практике усвоенные теоретические знания и навыки.
- Задачи: Развивающая: Развивать речевое дыхание, выразительность речи, эмоциональность и артистичность, сконцентрированное произвольное внимания, фантазию и воображение.
- Воспитательная: Воспитывать культуру поведения детей на сцене, в коллективе, а также чувство сплочённости, трудолюбие, дисциплину.
- Образовательная: Разрабатывать быстроту реакции, координацию движений. Развивать умение чувствовать партнера на сцене, оправдывать свои действия.
- Технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Дифференцированный подход
- Игровые технологии.
- Развитие личности.
- Личностно ориентированные технологии
- Форма урока:
- Групповая.
- Тип урока:
- Изучение темы. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.
- Наглядность:
- Личный показ, карточки с эмоциональными смайликами, карточки с терминами, музыкальный центр
- Организационный момент (1 мин.)
- Целеполагание (2 мин.)
- Релаксация, снятие зажимов ( 3 мин.)
- Разминка мышц тела - упражнения. Ходьба. Растяжки в стороны. Работа плечевым поясом.(3мин.)
- 5. Баланс тела. (6 мин.)
- 6. Доверие к партнёру.(6 мин.)
- 7. Смешанно-диафрагмальное дыхание. ( 6 мин.)
- 8. Речевой тренинг (5 мин.)
- 9. Движение и сценическая речь- произношение в движении. Координация. Развитие мнемотехники. (7 мин.)
- 10. Развитие интуиции. (4 мин.)
- 11. Рефлексия. (2 мин.)
- 1. Организационный момент.
- Дети садятся полукругом. Традиционная улыбка друг - другу.
- 2. Целеполагание.
- Педагог:
- Мы продолжаем с вами погружаться в волшебный мир театра. Сегодня наше занятие будет посвящено психофизической подготовке человека к выступлению на сцене. Давайте попытаемся все вместе назвать элементы, необходимые актёру для работы. Какие основные дисциплины мы можем выделить? (Ответы студийцев).
- 1. Уверенно и свободно чувствовать себя на сцене
- 2. Обладать высоким уровнем внутренней энергии
- 3. Находиться в хорошей физической форме, быть выносливым
- 4. Правильно дышать
- 5. Чувствовать атмосферу зала
- 6. Обладать интуицией , фантазией и воображением
- 7. Уметь контактировать со зрителем, использовать различные техники – владеть паузой, работать с атмосферой, владеть психологическим жестом
- 8. Уметь двигаться по сцене в соответствии с поставленными задачами
- 9.Обладать чёткой дикцией и артикуляцией (произнесение звуков)
- «Сценическая речь»,
- «Сценическое движение»
- Также актёр должен владеть
- навыками режиссуры для самоорганизации работы в команде,
- знать основы техники гримирования.
- Грим, костюм и декорации также играют огромную роль в создании театральной постановки.
- Тело имеет свою память , и память тела фиксирует наши различные психофизические состояния, что может быть использовано как во благо наших целей, так и оборачиваться против нас. Стрессы, негативные эмоции, недомогание порождают «зажимы» - невозможность раскрепоститься. Зажимы проявляются не просто как барьеры, закомплексованность, но и отражаются на осанке, позе, мимике, жестах человека. Эту скованность тело начинает помнить, и чтобы снять «зажим» необходимо использовать средства для релаксации. Давайте выполним упражнение на снятие зажимов.
- Не быть зажатыми на сцене - наша первая задача.
- Учитель показывает элементы расслабляющего массажа головы и шеи на помощнике, затем с закрытыми глазами перемещает его по студии, таким образом, меняя его место, просит сесть на пол, обхватить колени руками, удобно потянуть руки, затем открыть глаза, медленно встать «круглой спиной». Присутствующие делятся на пары и выполняют тренинг.
- Теперь после расслабления надо немного взбодриться, чтобы потренировать координацию движений и концентрацию внимания. Настроиться на нужную волну помогает ходьба и обычная гимнастическая разминка.
- 5. Баланс тела.
- Давайте проверим, удалось ли нам достичь состояния внутреннего равновесия и спокойствия. Владение собой, своим телом, своими эмоциями помогают управлять энергией и концентрировать внимание, что необходимо в работе актёра.
- Выполнение упражнения «Бутыль на голове».
- 6. Доверие к партнёру.
- Актёр должен чувствовать своего партнёра по сцене. Развитое «чувство локтя» – это одно из условий чёткой командной работы. Для этого необходимо уметь полностью довериться.
- Сейчас мы выполним упражнение на парный баланс и поддержку. Эти элементы эстетичны и могут иметь практическое применение на сцене.
- Упражнения «Парный баланс», «Поддержка».
- Актёр должен уметь правильно дышать. Это позволяет не только распределять энергию по телу, но способствует повышению эффективности работы с голосом. Смешанно-диафрагмальное дыхание позволяет сохранять голосовые связки, делает голос глубоким и красивым.
- Диафрагма (лат. diaphragma, от др.-греч. διάφραγμα перегородка) — непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер. Образована системой поперечнополосатых мыщц, которые, по-видимому, являются производными системы прямой мыщцы живота. Свойственна только млекопитающим и крокодилам. Возникновение диафрагмы в процессе эволюции позволило резко интенсифицировать вентиляцию лёгких.
- Приёмы дыхательных техник известны с глубокой древности (например, гимнастика ци-гун – это целая философская система, направленная на умение управлять энергией человека). Мы выполним лишь несколько упражнений, необходимых нам для перехода к речевому тренингу, и в итоге, к речи в движении – наиболее сложной техники сценической подготовки.
- Упражнения – «хам», «насос». Бросание камня голосом.
- Разминка речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика, скороговорки.
- Лицо человека условно делится на 2 части - верхнюю и нижнюю. Нижняя челюсть тяжёлая. Самое сложное «разжать» нижнюю челюсть. Лицо должно преображаться (пусть искусственно). На сцене необходимо включать мимику. Таким образом, речевой тренинг улучшает дикцию актёра и активизирует работу мышц лица.
- 1. Раскрытие нижней челюсти (пальцы за уши -в ложбинку-звук «а»)
- 2. Разминка губ- поднять верхнюю губу, нижнюю- опустить ,растянуть, собрать. Натягивание верхней губы на верхние зубы. Покусывание губ.
- 3. Упражнение «Хоботок» - губы тянем в разные стороны.
- 4. Язык - жало, язык – лопата. Прокалывание щёк. Чистка дёсен языком. Язык – присоска, цоканье. Произнесение гласных – а, и, э, о ,у. Произнесение согласных –должен быть определённый раствор и положение челюсти.
- Раскладывание скороговорки на движение. Развитие мнемотехники.
- Говорить и двигаться одновременно очень сложно.
- Упражнения «Бык – тупогуб», «мяч в круге». Скороговорка «На дворе дрова».
- 10. Развитие интуиции.
- Мысленный процесс-это техника (актёр должен знать всё, что он делает). Владение этой техникой характеризует степень его профессионализма. Сцена - это энергия. Актёр – эффект лампочки. Необходим настрой на вхождение в образ и пребывание в нём.
- Упражнение «Сила мысли».
- Заключительный этап. Подведение итогов.
- Комментарий педагога: - Сегодня мы изучили лишь основные этапы подготовки к работе на сцене. Помимо языка тела, существует язык души, язык образов, мир эмоций, язык тишины, гипноз паузой и многие другие составляющие актёрского мастерства.
- По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. - Всем спасибо! До следующей встречи!
- 1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – Спб., 2007
- 3. Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов.» М., , НИИ художественного воспитания,1990.
- 4. Ершова А.П., Букатов В.М. Театральные подмостки школьной дидактики / Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). М.: ИХО РАО, 2001.280 с. С. 191-207.
- 5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.,1978
- 6. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.
- 7. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
- 8. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.
- 9. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
- 10. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
- Изображения людей:
- https://www.google.ru/search
- 305342_1223226594750_b.jpg,
- selling_gaming_system_400_clr_6078.png,
- people_puzzle_800_clr_4253.png,
- BIG_IMG_1337276455710.jpg,
- Extrae-todo-el-potencial-del-marketing-y-haz-famoso-tu-negocio.-¡Tú-puedes-conseguirlo.jpg,
- konak-evler-sitesi.jpg
- Изображения людей:
- http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/lud.html
- ludy11.jpg,
- ludy18.jpg,
- ludy20.jpg,
- ludy56.jpg
- Изображения клоунов:
- http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/klo2.html
- klown21.jpg,
- klown22.jpg,
- klown43.jpg
- Изображение солнца:
- https://www.google.ru/search
- XO0nigwbBdI.jpg