Программа дополнительного образования в области хореографии "Подсолнухи"

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№3 г .ЛЬГОВА»
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Подсолнухи»
(возраст обучающихся 7-12 лет)
Срок реализации программы 3 года
ПОДГОТОВИЛА
Педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ№3 г.Льгова Курской области
Конюхова Татьяна Ивановна
ЛЬГОВ-2017
. Пояснительная записка.
Программа «Подсолнухи» разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- «Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020».
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
- Требования письма от 11декабря 2006 г., 06-1844 Министерства
образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
- Требования и нормы, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу
СанПин 2.4.4 3172 – 14.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации.
М., «Просвещение» 2009.
- Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. М., «Просвещение» 2010.
- Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на ступени начального образования, М.,
«Просвещение» 2012.
- Антипова О.Б. Образовательная программа дополнительного образования
детей художественно-эстетической направленности «Студия танца», 2012.
- Матяшина А.А. Образовательная программа «Путешествие с страну
«Хореография»».- В кн.: Фольклор. Музыка. Театр.- театр: Программы и
конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих
с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С И . Мерзляковой. -
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, с. 104-119. - (Воспитание и доп.
образование детей).
- Пряхина О.В. Программа «Пластика движений».- В сб.: Программы для
учреждений дополнительного образования детей. Вып. 2.- 2-е изд.- М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2003, с. 71-73.
- Программа «Хореографический кружок».- В сб.: Программы для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные
кружки.- М.: Просвещение, 1981. с. 171-199.
- Ионе Е.А. Образовательная программа «История балета».- В сб.:
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Методическое пособие для образовательных учреждений. Приложение к
журналу «Дополнительное образование и воспитание» № 4 (6) 2011, с. 7-39.
1. Актуальность данной образовательной программы характеризуется
тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на
образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают
заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители
справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается
быстрее и гармоничнее своих сверстников.
В образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах
танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое
мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций
концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные
композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата
(развлекательное, познавательное, патриотическое).
Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных
услугах художественно-эстетического направления привело нас к созданию
образовательной программы “Подсолнухи”.
Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами
художественного образования школьников, которые выдвигаются в
концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается
важность художественного образования, использования познавательных и
воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической
направленности, формирующих у обучающихся творческие способности,
чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких
физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на
развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной
выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и
познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры,
воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру,
углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях
природы.
Образовательная программа дополнительного образования детей
“Изюминка” предоставляет широкие возможности обучения основам
танцевального искусства, дает возможность ввести детей 67-и лет в мир
хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми
хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет
дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством
пластики, ритмики и импровизации.
У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в
рисунке, пластике. Дети впервые могут надеть сценический костюм,
подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным
участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах.
Все это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта,
проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.
Сегодня “развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым
чувством ответственности за судьбу страны” (из “Концепция модернизации
Российского образования”).
Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность
это именно те личностные качества, которые формируются у детей в
результате систематических занятий по танцевальным программам и
хореографией.
Необходимость разработки настоящей программы вызвана тем, что
танец, как один из видов искусства, воспитывает художественный вкус,
развивает детей физически и духовно, формирует интерес к танцевальной
культуре и потребности в ней как неотъемлемой части культуры в целом.
1.2 Новизна данной образовательной программы
Новизну данной программы по хореографической подготовке
определяет синтез классической, современной хореографии . Классический
танец является фундаментом для изучения всего комплекса танцевальных
дисциплин. Техники современного танца позволяют расширить
координационные возможности, учат правильному дыханию, умению
целесообразно распределять энергию, шире использовать природные
возможности тела.
Спортивная хореография объединяет элементы общей хореографии, а также
упражнения, направленные на совершенствование двигательной культуры,
на расширение арсенала выразительных средств.
Хореографическая подготовка - многолетний, круглогодичный , специально
организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания
обучающихся.
Данная программа намечает максимальный объем материала , который
может быть использован тренером-преподавателем с учетом в каждом
конкретном случае состава группы, физических данных и возможностей
учащихся.
Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера
педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление
самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся).
Педагогическая целесообразность образовательной программы
“Изюминка” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение
каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение
полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в
повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата,
на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию
обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а
развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более
тонкому восприятию хореографического искусства в этом и заключается
педагогическая целесообразность разработанной образовательной
программы по обучению хореографии.
Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы
мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в
исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе
(общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного
проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных
партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования
танцевального номера, с другой стороны.
1.3 Цель программы
- развитие творческих способностей посредством танцевального искусства.
1.4 Задачи
Воспитательные:
- воспитывать качества личности, востребованной в современном обществе:
трудолюбие, коммуникабельности, уважение к себе и окружающим людям.
Обучающие:
- формировать специальные знания и умения по данному курсу программы
"Изюминка";
- знакомить детей с историей возникновения и развития танца;
- обучать элементам музыкальной грамоты;
- обучать простейшим элементам классического и народного танца
Развивающие:
- развивать физические качества ребенка, совершенствовать их средствами
танца в гармонии с общим развитием;
- формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребёнка;
- развивать музыкальность, выразительность и осмысленность танцевальных
движений;
- развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные
движения для выражения характера музыки;
- развивать познавательный интерес, любознательность и умение творчески
мыслить;
- развивать художественный вкус.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы 712 лет. Прием детей осуществляется на основании
письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии
здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной
группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного
материала, так же усложнение или упрощение материала с индивидуальным
подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых
тем на другие этапы обучения.
Направленность программы - художественная
Программа направлена на:
• на приобщение детей 712-и лет к основам хореографического
искусства;
• выявление одаренных детей с целью развития их творческих
способностей;
• формирование гармонично и всесторонне развитой личности в
процессе овладения искусством танца,
• развитие художественной одаренности в области танцевально-
исполнительского мастерства;
• развитие и совершенствование специальных музыкальных
способностей.
1.6 Сроки реализации образовательной программы дополнительного
образования детей (продолжительность образовательного процесса,
этапы).
Срок реализации программы – 3 года
Год разработки программы – 2016 г.
1.7 Комплектование учебных. Режим занятий:
Подготовительная и начальная ступени обучения являются базовыми,
позволяют заложить основы танца. В этих группах занимаются до 16 человек
включительно.
Программа творческого объединения «Изюминка» рассчитана на:
68 часов – первого года обучения,
68 часов – второго и 68 часов третьего года обучения.
Занятия проводятся по 1 академическому часу 2 раза в неделю.
Учебный час для обучающихся среднего школьного возраста составляет 40
минут. Для младшего школьного возраста 30 минут.
Перерыв между занятиями 10 минут, что соответствует требованиям СанПин
2.4.4 3172 14.
1.8 Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы «Изюминка» обучающиеся должны
овладеть ключевыми образовательными компетенциями:
Личностные:
-проявление устойчивого познавательного интереса к занятиям
хореографией;
-самоопределение;
-нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные:
-умение организовать свою деятельность;
-подготовить своё место занятий – хореографический зал;
-прогнозирование;
-планирование;
-самоконтроль;
-корректировка танцевальных работ;
-самооценка
Познавательные:
-придумать танцевальные композиции по собственному замыслу;
-исследовать хореографические элементы танцевальных композиций;
-анализировать предлагаемые танцевальные композиции, сюжеты, образы;
-выделять известное и неизвестное;
-создавать мысленный танцевальный образ;
Коммуникативные:
-участвовать в совместной творческой деятельности;
-осуществлять сотрудничество;
-слушать и понимать речь других.
Завершением курса обучения является итоговый концерт, призванный
показать достижения детей за год.
Общие ожидаемые результаты обучения
Общие ожидаемые результаты первого года обучения:
дети должны знать:
простейшие элементы партерной гимнастики;
навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
правила постановки корпуса;
правила поведения на занятиях и на концерте.
дети должны уметь:
передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок,
акцентировать шаг на первую долю;
распознавать характер танцевальной музыки;
творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным
материалом;
правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с
носочка;
чувствовать характер музыки;
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
строить отношения со сверстниками.
1. Коллективно-порядковые навыки и умения:
принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно), сохранять правильные дистанции в
колонке парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковому и музыкальному сигналам;
наблюдать темп движений, обращая внимание на музыку;
ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала;
строиться в колонну «по два»;
перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»;
строиться в круг из шеренги и из движения в рассыпную.
2. Музыкально-ритмические навыки и умения:
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
контрастными построениями;
отмечать в движении сильную долю такта;
реагировать сменой движений на смену характера музыки;
самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений;
самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент;
реагировать на темповые и динамические изменения в музыке.
3. Навыки и умения выразительного движения:
легко, естественно и непринужденно выполнять шаг польки, переменный
шаг, высокий шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, подскоки с ноги на ногу,
легкие подскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги
вперед и все плясовые движения;
ритмично, легко и непринужденно действовать с мячами, скакалками и
другими предметами под музыку;
ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой
музыки;
самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой
музыкального произведения и музыкальными фразами;
выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне
на месте, с продвижением вперед и в кружении;
выразительно передавать игровые образы в инсценировании песен;
самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не
подражая друг другу;
придумывать варианты к играм и пляскам;
самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа;
выполнять элементы классического и народно-сценического урока;
выполнять элементы русской пляски;
русские народные танцы;
исполнять хореографические композиции;
приветствовать учителя и друг друга («Поклон приветствие»), приглашать
на танец («Поклон – приглашение»).
Общие ожидаемые результаты второго и третьего года обучения:
дети должны знать:
-простейшие элементы классического и народного танца;
-элементы партерной гимнастики;
-правила поведения в обществе.
дети должны уметь:
-музыкально, выразительно и осмысленно исполнять танцевальные
движения;
-фантазировать и находить свои оригинальные движения для выражения
характера музыки;
-творчески мыслить на занятиях;
-самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
-отличать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный
ритмический рисунок;
-выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
-распознавать характер танцевальной музыки;
-исполнять простейшую танцевальную композицию на изученных
танцевальных движениях;
-исполнять упражнения в более быстром темпе;
-работать в коллективе.
В конце обучения появляется возможность создания танцевального
репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца.
Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети
должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь
представление о народных танцах.
1. Коллективно-порядковые навыки и умения:
-маршировать в соответствии с метрической пульсацией;
-чередовать ходьбу с приседанием, со сгибами коленей, на носках, широким
или мелким шагом, на пятках, держа ровно спину;
-рассчитаться на 1, 2, 3 для последующего построения в 3 колонны, шеренги;
соблюдать правильные дистанции в колонне «по и в концентрических
кругах;
-перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и
концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг
вперед, другой на шаг назад;
-перестроение из общего круга в кружочки по 2, 3. 4 человека и обратно в
общий круг;
-самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движения, руководствуясь музыкой;
-выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих
группах.
2. Музыкально-ритмические навыки и умения:
-ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
-передать хлопками ритмический рисунок мелодии;
-повторять любой ритм, заданный учителем;
-задавать самим ритм и проверять правильность его исполнения хлопками и
притопами);
-выполнять ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана,
упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц;
-выполнять упражнения с детскими инструментами;
-передавать в игровых движениях различные нюансы музыки.
3. Навыки и умения выразительного движения:
-легко, естественно и непринужденно выполнять элементы танца по
программе: -шаг на носках, шаг польки, широкий и высокий бег, сильные
поскоки, боковой галоп;
-передавать в игровых, плясовых движениях различные нюансы музыки -
напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
-выразительно действовать с воображаемыми предметами;
-придумывать варианты к играм и пляскам;
С-амостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа;
-выражать свои впечатления от танцевальной музыки в движениях или
рисунках;
-сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении
танцевальных движений, правильно распределяя дыхание;
-исполнять танцевальные движения индивидуально и коллективно, с
сопровождением и без него;
-выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный
музыкальный ритмический рисунок;
-самостоятельно начинать движение после музыкального вступления;
-активно участвовать в выполнении творческих заданий;
-выполнять танцевальные движения:
-шаг с притопом;
-приставной шаг с приседанием;
-пружинящий шаг;
-боковой галоп;
-переменный шаг;
-национальные присядки;
-простейшие дроби;
-вертушки и кружения;
-выразительно и ритмично исполнять танцы согласно репертуарного плана;
-выразительно и ритмично исполнять движения с предметами (шарами,
обручами, мячами, цветами, ложками, веерами и др.);
выполнять упражнения народно-сценического и классического экзерсиса;
-выполнять «Поклон – приветствие», «Поклон – приглашение»;
-выполнять элементы классического и народно-сценического урока;
-выполнять элементы русской пляски, русские народные танцы ;
-исполнять: «Фигурный вальс», «Самба», «Полонез», «Рок-н-ролл», «Танго»;
-исполнять хореографические композиции.
В конце обучения появляется возможность создания танцевального
репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца.
Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети
должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь
представление о народных танцах.
2. Учебно-тематический план занятий первого года обучения.
п/п
Наименование разделов и
тем
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
-
2
Азбука музыкального
движения
6
30
3
Играя, танцуем
-
24
4
Основные танцевальные
движения
2
18
5
Репетиционно-
постановочная работа
2
38
6
Выступления
2
20
Итого часов
14
130
Учебно-тематический план занятий второго года обучения.
п/п
Наименование разделов и
тем
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
-
2
Азбука музыкального
движения.
2
18
3
Играя танцуем
2
16
4
Основные танцевальные
движения
6
26
5
Современный танец
6
30
6
Народно-характерный танец
6
36
7
Классический танец
6
30
8
Выступления
-
30
Итого часов
30
186
Учебно-тематический план занятий третьего года обучения.
п/п
Наименование разделов и
тем
Теория
Практика
1
Вводное занятие
3
-
2
Азбука музыкального
движения
3
18
3
Играя танцуем
3
15
4
Основные танцевальные
движения
6
18
5
Современный танец
3
39
6
Народно-характерный танец
3
42
7
Классический танец
3
42
8
Выступление
-
18
Итого часов
24
192
3. Содержание программы первого года обучения
1.Вводное занятие 2 ч.
Теория 2 ч.
Знакомство с детьми. Техника безопасности. Знакомство с искусством танца.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации,
инструкции по ТБ.
2.Азбука музыкального движения 36 ч.
Теория 6 ч.
1.Музыкальные жанры( марш, песня, танец );
2.Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый).
Понятие о характере музыки (грустная-веселая, громкая-тихая; гордая,
торжественная, легкая, светлая);
3.Динамические оттенки (громко, умеренно, тихо).
4.Так, длительности в музыкальных произведениях;
Комбинированное занятие.
Практика 30 часа
1.Определение музыкальных жанров;
2.Определение темпа и характера музыки;
3.Движение в характере мелодии;
4.Отсчет тактов.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
Пряхина О. В. Программа «Пластика движений» - В сб.программы для
учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 2-2- е изд. М:
ГОУ ЦРСДОД, 2003
музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
3.Играя танцуем 24
Практика 24 ч.
Постановка корпуса.
Правила исполнения упражнений головы, рук, ног.
Для чего развивать отдельные группы мышц.
Положения рук и ног в танце.
Техника исполнения шпагата.
Упражнения на развитие эластичности мышц ( как правило исполнять).
Правила исполнения танцевальных шагов.
Техника исполнения прыжков.
Рисунок танца.
Движение для головы;
-поворот направо, налево, вперед, назад;
-смещение вперед, назад;
-круговое движение головой;
Движение плеч (вверх-вниз, вперед-назад, круговое вперед-назад);
Движение для кистей рук (сжатие и разжимание кулака, движение кисти
вперед, назад по кругу, вниз - вверх, сгибание в запястье)
Движение для локтевого и плечевого суставов:
- сгибание руки в локтевого и плечевого суставов:
-сгибание руки в локте;
-круговые движения от локтя вперед - назад, от плеча всей рукой вперед-
назад;
-рывки руками;
-натяжение и расслабление рук -деревянные, тряпичные руки,
-различные положения рук вверх- вниз, в стороны;
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
Пряхина О. В. Программа «Пластика движений» - В сб.программы для
учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 2-2- е изд. М:
ГОУ ЦРСДОД, 2003.
музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
4.Основные танцевальные движения 20.
Теория: Знакомство с основными танцевальными движениями. 2 ч.
Практика 18 ч.
1.Свободные позиции рук: подготовительная 1,2 позиции, руки на юбочку,
руки на талию;
2.Движения корпуса: наклоны корпуса вперед, в стороны, круговые
движения корпусом;
3.Движения для тазобедренных и коленных суставов (подъем, сгибание ног,
вращательные движения, приседания);равновесие на одной ноге,, журавлик,,
4.Движения для стоп (подъем на полупальцы, развороты, упражнения на
развитие подъема);
5.Упражнения для мышц живота;
6.Шпагат прямой и поперечный;
7.Упражнения на развитие эластичности мышц;
8.Свободные позиции ног 1,2,3,4 позиции;
9.Танцевальные шаги: бытовой, танцевальный (с носка), шаг на полупальцах,
легкий бег, подскоки, боковой галоп;
10.Прыжки (мячик, маятник – из стороны в сторону, с продвижением вперед-
назад, с поворотом 90, с поджатием ног, сочетание разных прыжков);
11.Упраждения на ориентировку в зале (повороты вправо и влево, движения
по линии танца и обратно, по диагонали);
12.Упражнения на координацию (различные комбинации)
13.Построение рисунков (круг, колонки, шеренги, диагональ, речек);переход
из одного рисунка в другой.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
Пряхина О. В. Программа «Пластика движений» - В сб.программы для
учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 2-2- е изд. М:
ГОУ ЦРСДОД, 2003
музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
5.Репетиционно-постановочная работа 40.
Теория 2 ч.
Теоретическое и практическое закрепление изученного на занятиях,
приобщение танцоров к самостоятельному творческому поиску, выработка
навыков взаимопонимания в танцевальном коллективе.
Практика: 38 ч.
Танцоры коллектива пробуют использовать танец для построения
концертных номеров, пропагандируют своими выступлениями свой вид
танцевальной деятельности.
Концертные выступления.
6.Выступления. Первый год обучения 22час.
Теория: 2 ч.
Беседа о правилах поведения на концерте
Практика: 20 ч.
Праздники:
Праздник осени
Новогодний карнавал
Линейка – «Здравствуй, это – я!», «День открытых дверей!», участие в
мастер-классах.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
1.Барышникова Т. «Азбука хореографии», М. «Просвещение», 1986.
2.Бекина С и др. , «Музыка и движения»,М. Просвещение, 1999.
3 Белая К . «Триста ответов на вопросы». 2004.
Музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
Содержание учебно-тематического плана второго года обучения.
1.Вводное занятие 2 ч.
Закрепление знаний, полученных на 1-ом году. Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2.Азбука музыкальных движений 20час.
Теория 2 ч.
Длительности и ритмический рисунок (сочетание различных длительностей);
Понятие такт и затакт;
Понятие танцевальной музыки (полонез, вальс, полька, гавот);
специфичность метроритма различных танцевальных жанров;
Разнообразие характера и темпа танцевальных жанров; (на примере вальса,
польки);
Мелодия, аккомпанемент (вальс, полонез, полька);
Пунктирный ритм(пример полонеза)
Практика 18 ч.
1.Определение музыкального размера, дирижирование;
2.Прохлопывание длительности (целая, половинная, четверть) и
ритмического рисунка.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Специализированная литература:
1.Барышникова Т. «Азбука хореографии», М. «Просвещение», 1986.
2.Бекина С и др. «Музыка и движения»., М. «Просвещение», 1999.
3.Белая К . «Триста ответов на вопросы» 2004.
Музыкальное обеспечение, аудио материал, тетради, ручки.
3.Играя танцуем 18 ч.
Теория 2 ч.
Техника исполнения упражнений разминки.
Правила исполнения танцевальных шагов.
Правила этикета.
Техника исполнения упражнений в паре, четверка, и т.д.
Практика 16 ч.
Продолжается работа над постановкой корпуса, позициями рук, ног
(упражнения для рук и ног по 1,2,3 свободным позициям);
Повторяются и усложняются упражнения для головы, плечевых и локтевых
суставов, кистей рук(комбинированные упражнения, движения с разным
ритмическим рисунком);
Упражнения для корпуса выполняются с большой нагрузкой и амплитудой;
Упражнения для ног(движения классического тренажа на середине по
свободным позициям:1,2,3,c работой стопы носок-каблук;(перекат с п/п по 1
2 3 позициям)
Упражнения для мышцы спины(увеличивается нагрузка и объем движений);
Упражнения на пресс(увеличивается количество движений);силовые
движения для мальчиков(на мышцы спины, рук, ног);
Шпагаты: увеличение амплитуды и время растяжки.
Колонетика: увеличение время исполнения движения, повышение
сложности.
- Танцевальные шаги, беговые движения: переменный шаг, бег с
отбрасыванием ног назад, вперед. Подскоки в разном темпе. Галоп с
поворотом на 180.
- Прыжки: исполняются с большой амплитудой, с поворотом на
90,180,комбинируются два, три вида прыжков.
- Рисунок танца(стоит аккуратно, соблюдая центр и интервалы),переход из
одного рисунка в другой (плетень, улитка, змейка);
Работа над ансамблем: согласованное движение в паре,4-ке,6-ке;
- Правила этикета- умение вести девочку в танце, поворачиваться в паре,
исполнять поклон дамы и кавалера; уважительное, внимательное,
доброжелательное отношение друг к другу, в ансамбле.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Специализированная литература:
1.Барышникова Т., «Азбука хореографии», М. «Просвещение», 1986.
2.Бекина С и др. «Музыка и движения»., М. «Просвещение», 1999.
3.Белая К ., «Триста ответов на вопросы» 2004.
Музыкальное обеспечение, аудио материал.
4.Основные танцевальные движения 32.
Теория: Знакомство с основными танцевальными движениями. 6 ч.
Практика 26 ч.
1.Упражнения для ног (движения классического тренажа на середине по
свободным позициям 1, 2, 3
2.Движения корпуса: наклоны корпуса вперед, в стороны, круговые
движения корпусом;
3.Движения для тазобедренных и коленных суставов (подъем, сгибание ног,
вращательные движения, приседания); равновесие на одной ноге,, журавлик,,
4.Движения для стоп(подъем на полупальцы, развороты, упражнения на
развитие подъема);
5.Упражнения для мышц живота;
6.Шпагат прямой и поперечный;
7.Упражнения на развитие эластичности мышц;
8.Свободные позиции ног 1,2,3,4 позиции;
9.Танцевальные шаги: бытовой, танцевальный носка),шаг на полупальцах,
легкий бег, подскоки, боковой галоп;
10.Прыжки (мячик, маятник – из стороны в сторону, с продвижением вперед-
назад, с поворотом 90, с поджатием но, сочетание разных прыжков);
11.Упраждения на ориентировку в зале(повороты вправо и влево, движения
по линии танца и обратно, по диагонали);
12.Упражнения на координацию (различные комбинации)
13.Построение рисунков танца (круг, колонки, шеренги, диагональ, речек);
переход из одного рисунка в другой.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
Пряхина О. В. Программа «Пластика движений» - В сб.программы для
учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 2-2- е изд. М:
ГОУ ЦРСДОД, 2003
Музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
5. Современный танец 36 час.
Теория 6 ч.
Что такое современный танец(историческая справка)
Постановка корпуса, позиция рук и ног.
Техника исполнения движений современного танца.
Практика 30 ч.
Разделы урока:
- Разогрев
- Изоляция
- Упражнения для позвоночника
- Уровни
- Перемещение в пространстве
- Комбинация или импровизация.
Разогрев.
Задача - привести двигательный аппарат в рабочее состояние,
разогреть все мышцы. В отличие от классического тренажа с определенной
последовательностью упражнений в современном танце существуют
различные способы разогрева. Группа связана с поворотами и наклонами
торса
Изоляция. Изоляция подразумевается, что каждая часть тела, центр
двигается независимо от другого центра. Эта, на первый взгляд, простая
задача достаточно сложна для начинающих, т.к. по анатомическим
особенностям нашего тела и все центры связаны между собой, и движения,
например, головой, естественно вызывает напряжение в плечевом поясе или
в грудной клетке. Однако, изоляция-это основной технический прием, с
которого начинается обучение джаз танцу. Изоляции подвергаются все
центры- от головы до ног. Однако, возможны комбинации, когда
последовательно исполняется одно движение головой, одно плечами, одно
грудной клеткой и т.д. На последующем этапе обучения соединяются
движения нескольких центров.
Виды движений
Голова: наклоны вперед, назад, влево, вправо, из стороны в сторону.
Плечи: движения вверх- вниз, вперед-назад, твист плеч, шейк плеч.
Бедра: движение из стороны в сторону, вперед-назад, спиральные
скручивания.
Руки: основные позиции (аналогично классическому танцу) и варианты:
параллельное положение и ин-позиция. Изменения (динамика, сокращенной
стопой, координация с движением классического экзерсиса.
Упражнение для позвоночника.
Главная задача - развить подвижность позвоночника во всех его отделах.
Виды движений:
- наклоны,
- спирали,
- твист торса,
- волны,
- тилт.
Уровни.
Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и
лежа.
Задачи использования уровней многообразны. В уровнях сидя и лежа много
упражнений, для торса спиралей и торса. И наконец, сама смена уровней,
быстрый переход из одного уровня в другой, дополнительный тренаж на
координацию.
Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и
лежа. В различных уровнях выполняются упражнения на изоляцию
(особенно это эффективно в нижних уровнях.
Передвижение в пространстве. Задачи этого раздела - развить
танцевальность, приобрести манеру и стиль современного танца. Виды
движений: шаги, прыжки и вращения, сочетания этих элементов.
Комбинация или импровизация.
Завершающим разделом урока современного танца является
комбинация. Главное требование к комбинации - ее танцевальность,
использование определенного рисунка движений, т.е.использование всех
средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность
исполнителя. Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 уроков,
шлифуется и отрабатывается. На первом этапе обучения комбинации должны
быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна
превышать 32 или 64 такта. В них должен быть использован весь арсенал
выразительных средств современного танца.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Специализированная литература:
1.Барышникова Т. «Азбука хореографии», М. «Просвещение», 1986.
2.Бекина С и др. «Музыка и движения»,М., «Просвещение», 1999.
Музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
Просмотр.
6. Народно-характерный Танец 42ч.
Теория 6 ч.
1.что такое Народно-Характерный танец.
2.Позиции рук и ног
3.Постановка.
Практика 36 ч.
Народно-Характерный танец в значительной степени расширяет и обогащает
исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки.
На занятиях групп театра современного танца изучение элементов народно-
характерного танца носит обзорный характер и используется как
составляющий элемент урока классического танца. В программу обучения
входят знакомство с основными характерными стилями и изучение
элементов следующих танцев:
-Национального
-Украинского
-Польского,
-Грузинского,
-Итальянского,
-Цыганского,
-Русского и других танцев народов мира.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе, Киев, 1998.
Музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
Просмотр
7.Классический танец 36 час.
Теория 6 ч.
Что такое классический танец(историческая справка)
Постановка корпуса, позиции рук и ног.
Техника исполнения движений классического экзерсиса.
Техника прыжка.
Практика 30 ч.
Позиции рук:подготовительная,1,2,3.Позиции ног:1,2,3,4.
Движение на середине: -по 1,2,3 позициям;
-в сторону(1 позиции);
-вперед (1 позиции);
-в сторону(1 позиции);
-на полупальцы (по 1,2,3позиции),с вытянутых ног
Основной задачей освоения танца на этом году обучения является
постановка корпуса, рук, ног, головы в процессе изучения основных
движений на середине, развитие координаций движений.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
1. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. С- П Б, 1999.
Музыкальное обеспечение, иллюстрации, зеркала, видеоматериал.
8.Выступления. Второй год обучения 30час.
Практика: 30 ч.
Праздники:
День открытых дверей.
Праздник осени.
Новогодний карнавал.
Линейка «Здравствуй, - это я!».
Просмотр, выступления детского коллектива.
Содержание программы третьего года обучения.
1.Вводное занятие 3 ч.
Теория 3 ч.
Знакомство с программой на новый учебный год.
Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение: Образовательная программа,
инструкция по ТБ.
2.Азбука музыкального движения 21 ч.
Теория 3 ч.
Закрепление знаний, полученных на втором году обучения.
Расширяется представление о танцевальных жанрах в музыке.
Прослушивание классической балетной музыки.
Практика 18 ч.
Слушание, анализ музыкальных произведений. Определение характера,
темпа, динамики, музыкального размера, жанра муз. произведения.
Методического и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература,
1.Барышникова Т. «Азбука хореографии» М. «Просвещение», 1986.
2.Бекина С и др. «Музыка и движения», М. «Просвещение», 1999.
Музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
Просмотр.
3. Играя танцуем 18.
Теория 3 ч.
Повторение правил исполнения упражнений разминки.
Правила исполнения движений ансамблем, рисунки в танцевальных
композициях.
Правила этикета.
Практика 15 ч.
Усложняются упражнения для головы, рук, корпуса:
Комбинированные упражнения, движения с разным ритмическим рисунком;
-смещения корпуса в стороны, вперед, назад;
-волны(корпус, руки, голова)
Упражнения для плечевого пояса, рук, кистей: волны (различные
виды),круговые движения. Движения комбинируются, исполняются в разном
темпе.
-Упражнения для ног (увеличивается объем маховых движений).
-Упражнения на мышцы спины, живота, силовые движения(для мальчиков)
усложняются качественно и количественно.
Колонетика пражнения усложняются по длительности и сложности)
-Прыжки: проучиваются прыжки большой амплитуды, комбинируются с
танцевальными движениями, исполняются в различных темпах.
-Танцевальный шаг: добавляются движения рук, корпуса. Танцевальные
шаги исполняются в различном рисунке и разных темпах.
Рисунок танца (построение рисунка, движение в рисунке и переходы из
одного в другой): прочее; движение в нескольких кругах, звездочка,
мельница.
Работа над ансамблем:
-синхронность вращений соло, в паре;
-одинаковая степень поворотов-2 х,3х,4х пар и т. д;
-закрепление правил этикета.
Силовые упражнения(потягивание, отжим от пола, упражнения на развитие
силы мышц с использованием гантелей).
Методическое и дидактическое обеспечение:
1.Барышникова Т. «Азбука хореографии», М. «Просвещение», 1986.
2.Бекина С и др. ,,Музыка и движения», М. «Просвещение», 1999.
3.Белая К . «Триста ответов на вопросы» 2004.
Музыкальное обеспечение, аудио материал, коврики, лавочки.
4. Основные танцевальные движения 24 час.
Теория: 6 ч.
Расширение знаний по народному, классическому и современному танцу.
Практика: 18 ч.
Упражнения классического танца усложняются за счет усложнения
комбинаций и ускорения темпа. К разученным ранее упражнениям
добавляются дробные выстукивания каблуком, подушечкой стопы и всей
стопой в характере испанских и мексиканских танцев. Упражнения для рук,
подготавливающие к исполнению разучиваемых танцев. Медленные и
быстрые шаги вперед, назад и в сторону. Полу-квадрат с продвижением
вперед и назад.
Методическое и дидактическое обеспечение:
1.Белая К. «Триста ответов на вопросы» 2004.
2.Костровицкая В. «Сто уроков классического танца», С- П Б, 1999.
Музыкальное обеспечение, аудио материал.
5. Современный танец 42 час.
Теория: 6 ч.
Первоначальные сведения о выразительных особенностях языка
современных танцев.
Практика: 39 ч.
Основной шаг, поворот на месте, шаг вперед с поворотом, шаг в сторону с
поворотом, поклон. Линейный, построен на шагах с выносом ноги, движение
«ножницы», ходе вперед с поворотом, шассе назад и полу-воротах.
Построение на каблучном шаге с приставкой, движение, «замок», галоп,
стержневой поворот. Линейный шаг с хлопками. Медленный и быстрый
поворот, четвертной поворот.
Методическое и дидактическое обеспечение:
1.Белая К., «Триста ответов на вопросы» 2004.
2.Костровицкая В. «Сто уроков классического танца», С.- П Б, 1999.
Музыкальное обеспечение, аудио материал.
6. Народно-характерный танец 45 час.
Теория: 3 ч.
Повторение пройденных движений. Подъем руки вверх в 3-ю позицию,
вторая на поясе характере русского и украинского женского танца).
Открывание рук в стороны, одна- несколько выше, с поворотом головы и
легким наклоном корпуса в сторону (в характере украинского танца).
Практика:42 ч.
Припадание. Припляс (па де баск) Веревочка (простая). Присядка , «мячик»
для мальчиков. Присядка с выставлением ноги на низ с продвижением
вперед и в сторону для мальчиков. Шаг полонеза с продвижением вперед.
Полька по 3-ей позиции вперед, в повороте по одному и в парах. Дорожка
вперед и назад. Поворот вправо по одному и в паре.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе», Киев, 1998.
Музыкальное обеспечение: СД диски, интернет ресурсы.
Просмотр
7. Классический танец 45 час.
Теория: 3 ч.
Знания и навыки. Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки,
опоры, выносливости, эластичности и крепости суставов. Позиции и
положения ног и рук.
Практика: 42 ч.
Постановка корпуса, позиции ног- 1, 2, 3, 5. Постановка рук- 1, 2, 3 на
середине; держась за одну руку, стоя боком к стене.
Батман тандю- движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене,
подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног.
Деми плие- складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность
бедра, эластичность и силу ног; изучается по позициям 1, 2, 3, 5-ой.
Деми рон де жамб- круговое движение, развивает подвижность
тазобедренного сустава; изучается с первой позиции по точкам- вперед в
сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад.
Положение ноги сюр лек у де пье- обхватное (обхватывает щиколотку
опорной ноги)-развивает выворотность и подвижность ноги; условное-
сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной (спереди и
сзади).
Батман фраппе- сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость,
быстроту и подвижность колена.
Батман релеве лян на 45- медленное поднимание ноги, развивает силу и
легкость ног в танцевальном шаге.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература:
1. Костровицкая В. «Сто уроков классического танца». С- П Б, 1999.
Музыкальное обеспечение, иллюстрации, зеркала, видеоматериал.
8.Выступления. Третий год обучения 18 час:
Теория: 3 ч.
Беседа о правилах поведения на концерте.
Практика: 18 ч.
-Праздники:
-День открытых дверей.
-Праздник осени.
-Новогодний карнавал.
-Линейка «Здравствуй, - это я!».
Просмотр, выступления детского коллектива.
4. Методическое обеспечение программы
Формы занятий:
• традиционное занятие;
• комбинированное занятие;
• практическое занятие;
• игра, праздник, конкурс, фестиваль;
• творческая встреча;
• репетиция;
• концерт, открытый урок.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
• фронтальная;
• в парах;
• групповая;
• индивидуально–групповая;
• ансамблевая.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих
заданий:
• музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
• пляски: парные, народно-тематические;
• игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
• хороводы;
• построения, перестроения;
• упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
• задания на танцевальное и игровое творчество.
Количество детей в группе:
8-11 лет - 12-15 человек;
11-17 лет;
14 лет - 10-12 человек.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Основная форма проведения занятий - групповая. Занятия проходят по
следующей схеме:
- организационный момент;
- повторение пройденного материала;
- изложение нового материала;
- вывод, подведение итогов;
- оценка работы обучающихся.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом
возрастных и психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить
необходимые коррективы разделов и тем в программе, с учетом
психофизических особенностей детей.
В процессе изучения программы обучающихся знакомится с основными
ключевыми понятиями курса: хореография, танец, ритмика, разминка,
классический танец, народный танец.
Знания учащихся оцениваются тремя уровнями:
- P (репродуктивный уровень)- решение творческих задач по образцу;
- Э (эвристический, ассоциативный)- решение творческих задач с элементами
рационализаторства и изобретательства;
- К (креативный, творческий, продвинутый)- творческое воплощение
собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
Критерии оценки: техника исполнения, музыкальность, терминология
хореографических движений, исполнительское мастерство.
- общекультурной - развитие художественной одаренности в области
танцевального - исполнительского мастерства.
- учебно-познавательной - воспроизведение танцевального материала
наглядно-образной форме; в форме устного изложения.
- информационной - дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
это создает прочную информационную базу для формирования умений и
навыков.
- социально-гражданской - воспитание любви и уважения у детей к своей
малой родине, чувство ответственности за происходящее в школе, в ДДТ, в
семье.
- коммуникативной - дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
- личностной - педагог ставит проблемную задачу и предлагает решить
самостоятельно. Это эффективный метод, который способствует глубокому
усвоению танцевального мастерства.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. По длительности 1/3 часть общего
времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности 2/3 общего времени
занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса
вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса
целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.
Способы определения результативности обучения и формы подведения
итогов реализации дополнительной образовательной программы
«Подсолнухи»
Формы контроля полученных знаний
Система определения результатов деятельности обучающихся при
переходе со ступени на ступень осуществляется через различные формы
зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений, навыков по
полугодиям используются следующие формы:
открытое занятие;
творческое занятие.
Для фиксации результатов используется информационная карта, описанная
в методическом приложении.
Критерии оценочной деятельности обучающихся.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся,
конечно, должен быть сам педагог, который осуществляется с помощью
метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую
деятельность. Оценка деятельности детей в танцевальном объединении
происходит по трем направлениям:
1) акробатические упражнения: спортивный элемент «шпагат»,
спортивный элемент «колесо»;
2) нормативные данные: упражнение «кузнечик», упражнение «рыбка»;
3) специальные данные: способность к артистизму, способность к
импровизации.
Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью
«Сравнительной таблицы». Которые помогают выявить уровень развития
творческих способностей и личностного роста обучающихся. На каждом
году обучения свои рамки (свой уровень) - это вызывает стремление
ребенка подняться в своих знаниях, умениях и навыках на более высокую
ступень.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
В ходе реализации программы регулярно проводятся отчетные концерты для
родителей и сверстников, дети выступают на открытых мероприятиях
(календарные праздники) и городских площадках (День города, День защиты
детей). Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными,
развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к
раскрытию творческого потенциала.
Итоги своей деятельности дети презентуют на вечерах кружковцев, 100%
детей участвуют в концертах и выступлениях в образовательном учреждении
МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» и в ОУ, в которых
обучаются.
По результатам деятельности в течение года трижды проводится диагностика
освоения программы (начальная, промежуточная, итоговая), выявляется их
уровень успешности, что позволяет анализировать эффективность методов и
приемов, применяемых в работе с детьми, проводить их корректировку.
Анкета для педагога
Информационная карта освоения учащимися образовательной
программы
Название программы, ее длительность______________________________
Фамилия, имя, отчество педагога___________________________________
Фамилия, имя воспитанника_______________________________________
Года обучения по программе_______________________________________
Параметры результативности
освоения программы
Оценка педагогом
результативности освоения
программы
1 балл
(низкий
уровень)
2 балла
(средни
й
уровень
)
3 балла
(высоки
й
уровень)
1.
Опыт освоения теории
2.
Опыт освоения практической
деятельности
3.
Опыт творческой деятельности
4.
Опыт эмоционально-ценностных
отношений
5.
Опыт социально-значимой
деятельности
Общая сумма баллов:
Обработка анкет и интерпретация результатов:
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом
(оценивается по общей сумме баллов):
1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
• фронтальная;
• в парах;
• групповая;
• индивидуально–групповая;
• ансамблевая.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
• словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
• наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ
педагогом);
• практический (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Приемы:
• игра;
• беседа;
• показ видеоматериалов;
• показ педагогом;
• наблюдение.
Дидактический материал, используемый в процессе организации
занятий:
- фотографии,
- литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу,
- видео – аудиозаписи,
- правила поведения на сцене,
- словари терминов.
Список литературы:
1.Программа воспитания и обучения школьников. под ред. М. А. Васильевой.
В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой- 2 е издание. Испр. и доп. Мозаика- синтез,
2005, с 3- 13, 123- 129, 163- 166, 199- 202.
2.Матяшина А. А. Образовательная программа «Путешествие по стране
Хореография»- в кн. Фольклор. Музыка. Театр- Театр Программы и
конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, 2006.
3.Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003, с 104- 120 (воспитание и доп.
образование детей).
4.Пряхина О. В. Программа «Пластика движений» - В сб.программы для
учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 2-2- е изд. М:
ГОУ ЦРСДОД, 2003, с 71- 73- в сб: Программы для общеобразовательных
школ. Художественные кружки- М: Просвещение, 1981 с 171-199.
Специализированная литература:
1.Барышникова Т. Азбука хореографии. М., Просвещение, 1984.
2.Бекина С и др. Музыка и движения- М., Просвещение, 1999.
3.Белая К . Триста ответов на вопросы. 2004.
4.Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе., Киев, 1998.
5.Возростная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность М:
Академия- 2000, с 38.
6.Костровицкая В. Сто уроков классического танца, С- П Б, 1999.