Значение коллективного музицирования в развитии учащихся ДМШ и ДШИ

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЛУХОВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ»
Значение коллективного музицирования в развитии учащихся
ДМШ и ДШИ.
Нотное приложение:
С. Бредис «Папин автомобиль» - переложение для ансамбля аккордеонов и
баянов, инструментовка Соколовой Н.В.
А. Спадавеккиа «Добрый жук» - переложение для ансамбля народных
инструментов, инструментовка Соколовой Н.В.
Преподаватель:
Соколова Наталья Викторовна
г. Луховицы
2017 г.
Введение
На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового
культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в
мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация
заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности
и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося
современного российского общества осуществление данной цели требует
новых идей и подходов в сфере образования.
Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя
традиции общего музыкального образования, решать задачу расширения
своего воздействия, обучая практически всех желающих. Охватывая
значительный пласт детей, школа в последнее время часто сталкивается с
психологическими трудностями у ряда обучающихся детей. Эти ученики в
своем большинстве проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко
у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере. Задача педагога
в этих случаях становится двоякой: с одной стороны, это
общеэмоциональное влияние на ученика с помощью репертуара, с другой
психокорректирующее воздействие на него всем процессом
обучения. Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми
природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим
развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке
несомненно.
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением
глухих от рождения, обладают в той или иной мере музыкальностью и
способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и
чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в
построении педагогического процесса в музыкальных школах мы
недостаточно различаем понятия общее музыкальное воспитание и
обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и
степени, а воспитывать профессионалами музыкантами не только не всех,
но лишь очень немногих».
Эффективным средством воспитания личности является
непосредственное участие в коллективной деятельности, каковыми являются
ансамбли и оркестры. В коллективе с огромной силой проявляется действие
одной из важнейших социально психологических функций музыкального
искусства коммуникативной. Участник совместного музицирования
воспитывается на лучших традициях коллектива. В творческом общении
формируются такие качества как умение дружить, взаимная выручка,
трудолюбие. При этом каждый участник коллектива проникается чувством
ответственности перед товарищами, познает радость согласованной
деятельности. В процессе совместного творчества устанавливаются особые
взаимоотношения, построенные на понимании общественных обязанностей,
преодолении последствий индивидуализма и эгоизма, изменении самооценки
и устремленности к наиболее высоким художественным результатам в
исполнении.
Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде
выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими
людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к
взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях
обмена информацией. Коллективное музицирование издавна известно не
только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и
форма обучения музыке.
Согласно данным детской психологии, только яркий
эмоциональный тонус создает условия для образования устойчивых
рефлекторных навыков. Совместное музицирование вызывает у учащихся
неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным
стимулом в работе. Так, ансамблевое и оркестровое музицирование
способно значительно повысить заинтересованность учащихся,
способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на
занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных
произведений. Это положение особенно актуально для учащихся младших
классов, участие в концертах является одним из мощнейших стимулов
поддержания интереса к дальнейшему обучению.
Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии
учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть, что
исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить
об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в
связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К
таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности
подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками),
способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все
эти особенности делают подростков восприимчивыми к коллективному
музицированию как виду совместной деятельности.
Таким образом, чем больше ребенок будет общаться с педагогом и
сверстниками на почве музыкального творчества, тем легче будут
преодолеваться неизбежные возрастные кризисы, особенно кризисы
подросткового возраста. Музыкальная школа предоставляет такую
возможность. Коллективное музицирование развивает коммуникативные
способности, дает платформу для конструктивного, созидательного,
культурного, успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни
необходим каждому как воздух!
Далее я приведу примеры собственных переложений для
ансамблей, различных по составу. По своему усмотрению можно добавить
ударные инструменты. Надеюсь, что данный музыкальный материал будет
полезен для работы с творческими коллективами. Желаю успехов!
Список литературы:
1. Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное
воспитание важно»
2. Полякова Т.В. «Методика работы с оркестром русских народных
инструментов», РЗИ(ф)МГУКИ, 2008
3. Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности
ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008г.