Презентация "Народный костюм Русского Севера"

Подписи к слайдам:
Народный костюм Русского Севера
  • Связь народного костюма с национальным характером, историей, укладом жизни народа, духовными и нравственными ценностями.
  • Исследовательская работа выполнена ученицей
  • 9А класса МОУ «СОШ №23» г.Северодвинска
  • Юрьевой Натальей
  • Научный руководитель –Пичугина Н.В., учитель
  • русского языка и литературы МОУ «СОШ №23»
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
  • 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
  • 2. изучить многообразие комплексов народной одежды
  • 3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни
  • ЗАДАЧИ:
  • 1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования
  • 2. отобрать необходимый материал, проанализировать его
  • 3. описать результаты исследования
  • 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
  • 5. показать элементы народного костюма
Уклад жизни северян
  • «ХОРОМ», «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ
  • (древнеславянский язык)
  • Бани, овины стояли поодаль от дома, ближе к воде (считали, что там обитает нечистая сила)
  • Будни чередовались с праздниками.
  • ЗИМА – время прядения, вязания, вышивания.
  • Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.
  • Ткацкий стан стоял в каждом доме, ткани делали в домашних условиях: льняную, конопляную, суконную
  • Ремёсла Русского Севера:
  • Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
  • Гончарное ремесло (глиняная игрушка)
  • Иконопись
  • Несколько видов росписи (Мезенская, Оракульская, Пермогорская, Тоемская и др.)
  • Ткачество
  • Плетение из бересты
  • Кружевоплетение
  • Вязание
  • Золотошвейный промысел, и другие
Традиционный женский наряд Русского Севера
  • Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ», так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.
  • Женский костюм
  • I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд
  • Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд
  • Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд
  • Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье
  • Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье
Способы украшения тканей, бытовавшие на Русском Севере
  • - НАБОЙКА
  • - БРАНОЕ, УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
  • - ВЫШИВКА
  • - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
  • - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
  • ПРОМЫСЕЛ
  • Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити . Ажурное ткачество
  • Кружевоплетение Вологодская губерния
  • Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье
  • Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния
  • Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка
  • Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити
Головные уборы Русского Севера
  • - ДЕВИЧЬИ:
  • Подчелок
  • Плачея
  • Повязки (перевязки)
  • Обручи
  • Ленты
  • - ЖЕНСКИЕ:
  • Кокошник
  • Платок
  • Сорока
  • Сдериха
  • Коруна
  • Повойник
  • Плат золотой
  • Сорока кон.19 века. Каргополье
  • Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром
  • Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости
  • Девичий головной убор в современном исполнении
  • Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)
Символы в вышивке, ткачестве
  • ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ, ЧУДО-ПТИЦ, СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ, ОЛЕНЕЙ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
  • Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей словно живое существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает на зиму, просыпается по весне.
  • Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега, зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло.
  • Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается покровительством растениям, семенам, корням, всходам.
  • Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.
  • КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы, земное плодородие, стихию огня и солнца.
Мужская народная одежда
  • Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ, которую ещё называли ИСПОДНЯЯ, ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ), ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА, САПОГИ, КАТАНКИ (зимой), ЛАПТИ.
  • БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
  • На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
  • На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли покосница.
  • Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки
  • Зимой мужчины носили шубы, которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками, тулупы же были редкостью.
заключение
  • Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание».
  • СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
Список литературы
  • 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М., «Советская Россия», 1984
  • 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.», С.-Петб, 2006
  • 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века», открытки, 2003
  • 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера», Арх., 1999
  • 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда», Арх., 2003
  • 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья», Арх., 2000
  • 7. Журнал «Культура. Nord», 2006
  • 8. «Мастера Русского Севера», энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С., М, «Планета», 1987
  • 9. «Костюм: история, крой, шитьё, вышивка», журнал 2Чудесные мгновения», 2003