Коллективный способ обучения с использованием игровой деятельности

1
Бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Русско-Полянский аграрный
техникум»
Реферат на тему:
«Коллективный способ обучения с
использованием игровой деятельности»
Подготовила
Преподаватель Жиенбаева М.К.
р.п. Русская Поляна
2015
2
Коллективный способ обучения с использованием
игровой деятельности.
Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в
образовании, и те, кто отдал этой работе не один десяток лет, задает
себе вопрос как сделать, чтобы годы учения, годы детства,
отрочества и юности стали для каждого обучающегося точкой
опоры на всю последующую жизнь?
Точка опоры это, прежде всего обретение достоинства,
высокого представления о человеке и его предназначения на земле,
это утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни
которой честь, совесть, правда. Чувство достоинства не возникает
на пустом месте и в один момент, а взращивается в ежедневной,
упорной работе каждую минуту и на каждом сантиметре жизни, в
повседневном сотрудничестве педагога и обучающихся. Все
действия, поступки педагога, большие и малые находки, средства и
приемы обучения не будут ничего значить, если они не
одушевлены этим главным стремлением и не вытекают из
воспитательной задачи.
С непостижимым постоянством обнаруживается, что
некоторые предметы ничего, кроме непонимания, а порой и
неприязни у обучающихся не вызывает.
Перед педагогом всегда стоит вопрос: «Как учить?» и надо
сказать, что решение этого вопроса всегда находится в полной
компетенции самого педагога. Сейчас никого не удивляет, что
с помощью домкрата человек может приподнять тяжелый
автомобиль, ведь домкрат многократно увеличивает усилие
человеческих мышц. Но где же «домкраты», помогающие
обучающимся с наименьшими затратами времени и сил
овладеть довольно сложной, современной учебной
программой? Какими приемами улучшить технологию труда
обучающегося и поднять его КПД?
Осознав эту проблему, я стала апробировать в своей работе
различные методические и дидактические приемы, руководствуясь
следующими принципами:
во-первых, никакие знания, даже фундаментальные, не могут
быть просто «переданы» в ходе преподавания. Передать (или
3
преподать) можно лишь некоторую информацию. Приобретение
знаний неотделимо от усвоения способов их добывания;
во-вторых, не только постижение самой природы, но и
многообразных знаний о ней, содержащихся в учебниках,
телепередачах, лекциях педагога и т.п., требует выработки
определенных подходов, способов их изучения. При этом возможен
следующий, самый общий путь:
подготовка обучающихся к восприятию материала с
помощью познавательных личных средств;
постановка данной проблемы в «чистом виде»;
прояснение собственного видения ее каждым
обучающимся;
собственное решение проблемы на доступном
обучающемуся уровне;
знакомство обучающихся с историей борьбы идеей в
данной области;
соотнесение всех точек зрения, включая и
ученическую;
переосмысление проблемы на новом качественном
уровне;
выход на усвоение методологии научного познания и
личное видение основ наук;
в-третьих: использование на различных этапах занятия
всевозможных игровых ситуаций одно из направлений поднятия
интереса обучающихся к учению, к занятиям. Игра, учение и труд
являются основными видами деятельности человека. При этом игра
готовит обучающего как к учению, так и к труду, сама, являясь
одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто
считает, что игра лишь забава и развлечение.
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней
заложены огромные воспитательные и образовательные
возможности. В процессе игры обучающиеся приобретают самые
различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Игра развивает наблюдательность и способность различать
отдельные свойства предметов, выявлять их существенные
признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на
умственное развитие, совершенствуя мышление, внимание,
творческое воображение.
4
В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность,
которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение
преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей
независимо от возраста привлекает игра. Интерес к игре как к
занимательному занятию постепенно переключается на учебное
занятие. Слово «интерес» можно расшифровать следующим
образом:
И индивидуальная
Н напряженная
Т творческая
Е ежедневная
Р работа
Е естественно
С с юмором
Лирическое отступление и юмор необходимые элементы занятия,
помогающие поддерживать активность группы, снимать
умственную усталость и напряжение. Комфортному состоянию
обучающихся, способствует так же атмосфера непринужденного
общения.
Изучив требования, предъявляемые педагогической наукой к
организации игр в процессе учения, выделила для себя следующие.
Игра должна основываться на свободном творчестве и
самодеятельности обучающихся. Это не значит, что участники
игры не имеют никаких обязанностей. Обучающиеся чаще всего
относятся к этим обязанностям более ответственно, чем к учебной
или трудовой деятельности.
Игра должна вызывать у обучающихся только
положительные эмоции. Это значит, что игры должны быть
довольно-таки доступны и привлекательны, т.е. цель игры должна
быть достижимой, а ее оформление как можно красочнее и
разнообразнее.
В игре обязателен элемент соревнования между командами
или отдельными участниками. Это значительно повышает
самоконтроль обучающихся, приучает их к четкому соблюдению
установленных правил, а главное, хорошо активизирует
деятельность. Как показывает опыт, завоевание победы или какой-
либо выигрыш, очень сильно побуждает обучающегося к
дальнейшим действиям. Интересно, не всегда победителем игры
5
становятся хорошо успевающие обучающиеся, часто много
терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств
не хватает для систематического приготовления занятий.
Следует отметить, что для любой игры очень трудно
подобрать учебный материал, который отвечал бы всем
требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и
поддерживал бы интерес обучающихся в течение всей игры.
Поэтому дидактические игры должны быть очень разнообразными
как по содержанию, так и по форме проведения. В связи с этим
нужно создать игротеку физических игр. Такая игротека
представляет собой совокупность физических игр, различных по
ряду параметров:
- по игровой цели (лото, домино, квартет, квинтет и т.д.);
- по темам курса предмета;
- по уровню подготовки обучающихся;
- по интересам обучающихся;
- по цели методического использования.
Так как основная задача всех учебных игр на занятиях не
развлечение обучающихся, а повышение эффективности обучения
за счет усиления их интереса к занятию и придания ему
эмоциональной окраски, то темы и содержание игр, используемых
в учебном процессе, должны быть не случайными, а
соответствовать изучаемому материалу. Поэтому нужно
разрабатывать систему применения учебных игр на различных
этапах занятия.
Эта система имеет следующие графы:
раздел или тема программы (согласно тематическому
планированию предмета);
дидактическая цель использования игры (например: по
иностранному языку: контроль понимания основных
моментов текста, закрепление навыка применения
лексики в речи, повторение изученного материала и
развитие умения их применять, обобщение и
систематизация знаний и т.д.);
место игры в учебном процессе (на занятии при опросе,
при изучении нового материала, при закреплении знаний,
на итоговом занятии по теме);
6
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра на
занятиях по предмету позволяет педагогу, как
индивидуализировать работу на занятиях, давая задания, которые
посильны каждому обучающемуся, так и коллективизировать
познавательную деятельность обучающихся. Кроме того, игра
способствует развитию наблюдательности, умения видеть
необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех
явлениях, с которыми встречаются в жизни.
7
Список использованной литературы
1. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного
процесса и её развитие. М.: Педаг гика, 1989.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.:
Просвещение, 1991.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий:
в 2-х т. Т.1. М: НИИ школьных технологий.- 2006.