Презентация "Развитие творческого воображения через театрализованные игры"

Подписи к слайдам:
Театр-это чудо, игра, волшебство, это сказка!
  • Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. При этом,игра -понятие многообразное. Среди многочисленных игр у детей появляются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, произведения или театральные представления. Ни один вид игровой деятельности не влияет так на развитие творческого воображения, развитие артистизма, выразительности движений и речи, как театрализованная игра.
  • Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.
Цель:
  • научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
  • “ Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место”-психолог Б.М. Теплов.
Задачи и содержание:
  • 1. формировать положительное отношение детей к театральным играм. Это означает углубление интереса к образу героев, сюжету, наличие интереса к театрализованной деятельности;
  • 2. приобщение детей к театральной культуре, то есть знакомство со значением театра, историей его возникновения, устройством здания ( сцена, партер, балкон…), деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей);
  • 3. углубление театрально-игрового опыта- это происходит за счет освоения различных видов игр-драматизаций и режиссерских игр.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
  • 1. режиссерские игры
  • К режиссерским играм можно отнести различные настольные театры, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
  • Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.
2.Игры-драматизации
  • Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация-это деятельность, требующая у детей необходимых способностей, умений и навыков.
Процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
  • - имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысления;
  • -имеет опыт взаимодействия с театральным искусством ( знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, владеет специфическим языком театрального искусства);
  • включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям.
  • Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1.Как творчество продуктивное
  • - Сочиняем сказку (Педагог называет первое предложение, например: “На лесной полянке, на красивом цветочке жила-была бабочка…”, далее дети по очереди придумывают следующее предложение, связанное по cмыслу.) или сочиняем продолжение знакомой сказки. Записываем, придумываем название ;
  • - Издаем: рисуем иллюстрации к сюжетам, изготавливаем обложку;
  • -Постановка сказки: составляем сценарий, распределяем роли, репетируем, изготавливаем атрибуты и декорации;
  • - Спектакль – выступаем.
Игра: “Допридумаем сказку…”
  •  Начинает воспитатель:
  • -Муха, Муха-Цокотуха,
  • Позолоченное брюхо…
  • — Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.(Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:
  • — Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, не самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник...
  • Или:
  • Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?).
2.Как творчество исполнительское
  • речевое и двигательное –( актерские способности), то есть умение адекватно воплощать художественный образ с помощью различных средств выразительности (интонации, мимики, пантомимы, позы, жесты, движения)для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил).
Развитие актерских способностей. Мимика и жесты. - -- --
  • Покажи, как Лисичка:
  • -смотрится в зеркало:
Покажи, как лисичка:
  • Пробует любимое блюдо
  • Пробует нелюбимое блюдо
  • Выслушивает комплементы
  • Выслушивает замечания
Жесты.
  •  ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».
  • УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».
  • СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
  • НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
  • ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
  • ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
  • ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.
  • ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
  • КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».
  • ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.
  • “Одно и тоже, но по-разному”
  • 1. задание «сидеть» а) сидеть у телевизора; б) сидеть в цирке; в) сидеть в кабинете у зубного врача; г) сидеть у шахматной доски;
  • д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
  • 2.задание «идти» а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь; б) идти по горячему песку; в) идти по палубе корабля; г) идти по бревну или узкому мостику; д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
  • 3.-задание «бежать» а) бежать, опаздывая в театр; б) бежать от злой собаки; в) бежать, попав под дождь; г) бежать, играя в жмурки и т. д.
  • 4.  задание «размахивать руками» а) отгонять комаров; б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметил в) сушить мокрые руки и т. д.
  • 5.— задание «Ловить зверюшку» а) кошку; б) попугайчика; в) кузнечика
  • Показать частями тела:
  • как твои плечи говорят: «я горжусь». как твоя спина говорит: «я старый, больной человек». как твой палец говорит: «иди сюда». как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…» как твое ухо говорит: «Я слышу птичку». как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»
  •  
  • Этюды на развитие творческого воображения:
  • Дети сидят на стульях и смотрят передачу. Предлагается по выражению лица угадать, что показывают по телевизору.
  • Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это: королевский трон, аквариум с экзотическими рыбками ,костер, куст цветущих роз.
  • Передать книгу друг другу так, как будто это: кирпич, кусок торта, фарфоровая статуэтка.
  • Взять со стола карандаш так, как будто это: червяк, горячая печеная картошка, маленькая бусинка.
  •  
  •  
3.Как творчество оформительское
  • изготовление книжных обложек, декораций, костюмов, атрибутов, афиш, программок.
Инсценирование сказкок:
  • “Маша и медведь”
  • “Доктор Айболит”
Потешек и стихотворений:
  • “Вышла курочка гулять”
  • “Маша-растеряша”
Песен:
  • “Губки бантиком, бровки домиком…”
  • “Эх, аты-баты…”
Литературных произведений и отрывков из текста.
  • “Дедушка Женя солдатом ведь был…”
  • “Кто шагает дружно в ряд…”
Вывод:
  •  Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
  • Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
  • Через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь , её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
  • Дети стали раскрепощаться и творить.
  • Каждый ребенок талантлив от природы, каждому необходимо помочь раскрыть свои способности.
  • Используя в работе с детьми театрализованные игры, необходимо помнить, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует не в результате, не в продукте творчества, а в том, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
  • Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.