Сценарий тематического концерта класса с участием родителей

«Взаимодействие с родителями».
Сценарий тематического концерта класса
с участием родителей «Мы вместе.
Выполнила:
Никитина Арина Владимировна
Преподаватель
МБУДО "Районная школа искусств"
пгт.Андра
Пояснительная записка
Взаимодействие с родителями - один из важнейших элементов в
воспитательном процессе. Успех обучения ребёнка зависит не только от его
природных способностей и работы преподавателя на уроке, но и от
организации занятий дома, от помощи и поддержки юного музыканта
членами его семьи. Достигнуть взаимопонимания между педагогом и
родителями в наше время не всегда удаётся легко. Мешающими факторами
часто являются:
- пассивное отношение родителей к обучению;
- отсутствие у родителей времени для общения с детьми, ввиду
большой занятости на рабочем месте или в социальных сетях;
- низкий культурный или образовательный уровень родителей, который
сказывается не только на их отношении к музыкальной школе, как к секции
или кружку, но и на восприятии самим ребёнком знаний, получаемых на
уроках музыкальной школе, на его работоспособности.
Педагогу важно уметь находить индивидуальный подход не только к
каждому ученику, но и к членам его семьи, так как не последней целью в
процессе организации совместной работы с родителями является повышение
уровня их психолого-педагогических знаний, просвещение в культурном
плане. Одной из эффективных форм позитивного взаимодействия школы с
семьёй учащегося является тематический концерт класса с участием
родителей. Подобные мероприятия способствуют повышению уровня
самооценки учеников, мотивации к дальнейшему обучению, развитию
артистических наклонностей у детей, воспитанию умения работать в
команде, повышению родительского авторитета в глазах детей,
возникновению у родителей осознания важности совместной деятельности с
детьми.
Предлагаемый сценарий мероприятия по взаимодействию с
родителями разработан мной в соответствии с Законом РФ «Об
образовании», ФГТ, СанПиН и Уставом МБУДО "Районная школа искусств"
пгт.Андра. Его можно использовать в ДМШ и ДШИ при проведении
внеклассных мероприятий, таких как родительские собрания с участием
детей, концерты класса и творческие встречи с участием родителей.
Для включения родителей в образовательный процесс был использован
следующий алгоритм:
1. Заблаговременное оповещение родителей о сроках и времени проведения
мероприятия.
2. Информирование о содержании мероприятия.
3. Обсуждение предложений и дополнений, касающихся мероприятия.
4. Текущие консультации.
5. Непосредственное участие родителей в мероприятии.
В завершении мероприятия для его оценки родителям было
предложено выбрать одну из разноцветных нот (нота каждого цвета
соответствует определённой оценке) и закрепить её на плакате с
изображённым на нём нотным станом. Так педагог смог проанализировать
мнения родителей и сделать объективный вывод о результатах проведённого
мероприятия.
Цель мероприятия:
1. Повышение интереса родителей и детей к обучению через совместную
творческую деятельность.
Задачи:
1. Организация совместной творческой деятельности родителей и детей
2. Транслирование учащимися своего исполнительского опыта.
3. Ознакомление родителей с основными проблемами в обучении детей.
Основная часть
Добрый вечер, уважаемые родители!
Спасибо, что пришли порадоваться успехам наших дорогих детей,
потому что без вашего участия, внимания и поддержки успехов в обучении
достичь очень трудно, поэтому мы и назвали наш сегодняшний тематический
концерт «Мы вместе!».
Мы вместе будем слушать музыку, как на настоящем концерте. А так
как скоро наступит весёлый детский праздник - Новый Год, мы ещё и вместе
поиграем!
Итак, начнём! Давайте вспомним о правилах поведения на концерте:
перед началом концерта зрители выключают сотовые телефоны, а во время
исполнения произведения не разговаривают и не встают со своих мест.
Соня сыграет весёлую пьеску «Клоуны». Слушайте внимательно и
попробуйте определить, сколько клоунов будет в этом произведении?
Д.Кабалевский «Клоуны»
Клоунов действительно оказалось два: грустный и весёлый. А как вы
определили?
(Мажор и минор)
То есть на языке музыке вы смогли понять, что настроение у клоунов
разное.
Давайте поиграем в антонимы. Я буду называть определения характера,
настроения музыки, а вы – подбирать слова, противоположные по значению.
Грустно (радостно)
Медленно (быстро)
Вяло (активно)
Мрачно (светло)
Грубо (нежно)
Тяжело (легко)
В исполнении Таис и Даши прозвучит греческий танец. Он написан в
мажоре, звучит очень весело и у него есть одна особенность яркое средство
музыкальной выразительности, которое так же нам помогает понять язык
музыки, представить настроение, картинку или целую историю! Слушайте и
будьте внимательны!
М.Теодоракис «Сиртаки»
Скажите, пожалуйста, кто из вас узнал ещё одно яркое средство
музыкальной выразительности, о котором я говорила вам?
(Темп)
Конечно, это скорость исполнения - темп, который к концу
произведения так ускоряется, что ноги сами рвутся в пляс. И здесь на языке
музыки мы прекрасно понимаем, что настроение хорошее, прямо отличное!
Послушайте несколько произведений в исполнении Ангелины,
Варвары и Софьи. Мы предлагаем подобрать определения к настроению,
характеру музыки. Сначала можете подглядывать в список, который вы
видите на мониторе, а потом – самостоятельно, кто больше.
сердечно
оживлённо
в стиле марша
с любовью
воодушевлённо
искромётно
замирая
певуче
капризно
с жаром
с огнём
с движением
нежно
печально
героически
выразительно
блестяще
траурно
мягко
весело
строго
точно
величественно
грациозно
повелительно
гневно
просто
слёзно
В следующем произведении, которое вы сейчас услышите, очень
поэтичная, певучая мелодия и яркая, красочная гармония. А что такое
мелодия и гармония, напомните мне?
(Это всё - средства музыкальной выразительности)
Я не случайно выбрала в качестве концертного номера произведение
моего любимого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Дело в
том, что в детстве он был весёлым, резвым мальчиком, и был период, когда
вместо уроков он с великим удовольствием убегал кататься на каток. Но как
только занятия были должным образом организованы, он достиг огромных
успехов.
С.В.Рахманинов «Элегия»
Дети наши уже давно ходят в музыкальную школу, много времени
проводят здесь. А какие чувства вызывает у вас, уважаемые родители, и у
вас, дорогие дети, классическая музыка? Чтобы выяснить это, я предлагаю
вам сыграть в игру «Ассоциации». Мы все по очереди будем называть слова,
которые связаны с вашим отношением к музыке.
Продолжаем наш концерт! Следующая «музыкальная загадка». Сейчас
в исполнении Вари вы услышите фортепианное произведение, название
которого вам нужно определить, выбрав из представленных на мониторе:
- «Бегемотик»
- «Бабочки»
- «Цыплята»
- «Паровоз»
Варвара сыграла пьесу «Цыплята» композитора Александра
Николаевича Холминова. Узнали вы её название, конечно, по способу
исполнения – по штриху. А как называется этот штрих?
(staccato)
Только что мы услышали, как точно с помощью штриха исполнитель
может передать характер произведения, а слушатель - нарисовать мысленно
картинку, представить образ. А теперь давайте изменим штрих staccato на
legato. Послушайте, что получилось, в кого превратились наши цыплята, как
изменилась музыка? Маленькие, пушистые, легко прыгающие жёлтые
комочки превратились в кошечек. Вот как! Мы не только изучаем новый
язык, а ещё и учимся волшебству!
А теперь вспомним про важнейший элемент музыкальной
выразительности, который можно исполнить не только на барабанах, вёдрах
и кастрюлях, но даже на коленке ладошками и на крышке стола пальцами!
Прослушав следующий номер нашей концертной программы, вы мне
скажете, что это за элемент такой.
О.Хромушин «Слоны и тигры»
Конечно, это - ритм. Кто из вас помнит, что же это такое?
(Сочетание долгих и коротких длительностей)
Все мы знаем, что учиться играть на музыкальном инструменте трудно,
а исполнять музыкальное произведение на сцене - тем более! Во время
выступления мы не можем остановиться, подумать, что-то исправить,
добавить или убрать. Всё происходит в непрерывном движении, без
остановки. Чтобы ощутить сложность такого мыслительного процесса, мы
все по очереди поиграем в игру «Я знаю десять имен девочек». Вернее,
попробуем поиграть. Непрерывно ударяя мячом об пол, нужно назвать
сначала десять имён девочек, потом, если вы не остановились, не
повторились и не выронили мяч, надо продолжить и назвать десять имён
мальчиков, названий цветов, городов и т.д.
Продолжая наш концерт, мы предлагаем вам очень внимательно
послушать ещё одну яркую пьесу.
Г.Галынин Медведь
А теперь мы узнаем: кто из вас слушал внимательно, а кто нет! Я
буду задавать вам вопросы, а вы будете хлопать, вместо ответа «да» и топать,
вместо ответа «нет». Начнём!
Эта пьеса про малюсенького хорошенького медвежонка?
Она медленная?
Она весёлая?
Она звучит в низком регистре?
Она нежная?
Она громкая?
С помощью ваших ответов кого можно нарисовать?
Правильно очень большого, неторопливого, медведя, который
сначала приближается, а потом удаляется. Вы поняли язык музыки и сделали
своеобразный перевод звуков в краски, в рисунок.
Наши дети несколько раз в год сдают экзамены, а сегодня экзамен
будут сдавать родители! Сейчас мы закроем занавес и спрячем рояль и наших
юных исполнителей, а вы, уважаемые взрослые, должны узнать
произведение, которое дома играл (или должен был играть …) ваш ребёнок.
Будьте внимательны!
С первым экзаменом все справились легко. Значит, дети дома хорошо
занимались, а родители слЫшали и слУшали их игру. Но вот второй экзамен
гораздо сложнее. Причём, придумали его для вас ваши же дети! Чтобы вы не
очень испугались, мы для начала проведём небольшую разминку.
Все мы знаете порядок следования двенадцати месяцев в году. А мы
усложним задание. Называйте в быстром темпе месяцы:
- через один;
- через два;
- по порядку, но в обратном направлении;
- через один в обратном направлении;
- через два в обратном направлении.
Это была разминка. На экзамене же вам предстоит то же самое
проделать с названиями нот. Дети, проверяйте, знают ли ваши родители
ноты. Для начала вспомним, как они называются…
Я думаю, что родители в полной мере ощутили, как же сложно учиться
в музыкальной школе. Но дети уже многое умеют. Правда, свои ошибки они
ещё не всегда слышат, но чужие замечают сразу! Может быть, и у родителей
получится? Попробуем! Я играю знакомые вам и не знакомые произведения,
вы слушаете и, как только я ошибаюсь, громко хлопаете.
Р.Глиэр Прелюдия Des-dur,
И.Бах Маленькая прелюдия C-dur,
К.Черни Этюд C-dur
Сейчас Даша исполнит пьесу под названием «Багатель». Перед вами на
мониторе показаны картины русских художников. Выберите среди них ту,
которая передаёт настроение музыкального произведения. Возможно, кто-то
из вас даже знает авторов и название картин.
И.Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
А.Саврасов «Грачи прилетели»,
В.Поленов «Заросший пруд»,
И.Айвазовский «Девятый вал».
А.Лядов Багатель
А теперь давайте поиграем в Незнайку я буду исполнять известные
детские песни неправильно, а вы должны узнать их в изменённом варианте и
сказать, что я сделала не так: изменила темп, динамику, штрихи, ритм или
регистр, мелодию, гармонию или лад?
К.Красёв «Маленькой ёлочке»,
Г.Гладков «Песенка друзей»,
В.Шаинский «Облака»,
РНП «Во поле берёза стояла».
Сегодня мы с вами попробовали применить свои знания о музыкальном
языке на практике. Давайте подытожим: какие же основные средства
выразительности применяются в музыке?
Мелодия
Лад
Гармония
Фактура
Темп
Метр
Ритм
Тембр
Регистр
Динамика
Штрихи
Дети, давайте же будем продолжать изучать музыкальный язык. Ведь
он очень необычный и полезный! А вас, дорогие родители, я прошу выразить
своё мнение по поводу нашей сегодняшней встречи с помощью этих нот.
Выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашей оценке и разместите
её на нотном стане:
Красная - «пять»
Жёлтая - «четыре»
Синяя - «три»
Чёрная - «два»
Наш концерт окончен, до новых встреч!
Список литературных источников
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. М.;
«Владос», 2000г.
3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.
4. Профессиональный стандарт. Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
5. Финкельштейн Я. Музыка от А до Я. Я.Финкельштейн СПб:
«Композитор», 2004.