Этапы работы над чтением с листа

Этапы работы над чтением с листа.
Работу над чтением с листа можно разделить на два этапа:
1) начальный этап сводится к проигрыванию произведения от начала до
конца, к общему ознакомлению обучающимся с музыкальным
произведением в целом;
2) ко второму этапу относится более тщательное изучение всех деталей
пьесы, работа над отдельными эпизодами, фразами, оборотами.
При изучении навыков чтения с листа нас, прежде всего, интересует первый
этап работы, то есть общее ознакомление с музыкальным произведением. На
начальном этапе разрешается делать некоторые отступления от авторского
текста, не соблюдаются оттенки, трудные или непонятные места можно
повторить. Однако такие отклонения правомерны и допустимы лишь тогда,
когда они сделаны сознательно, в целях упрощения или облегчения
исполнения, и совершенно недопустимы на последующих этапах
ознакомления с произведением.
Второй ступенью в этом процессе является прочтение произведения от
начала до конца без остановок. Темп может быть замедленным по
отношению к авторскому, но игра должна быть непрерывной и близкой к
оригиналу.
Последняя стадия проигрывания предполагает исполнение, по которому
можно судить о музыкальном произведении в целом.
Систематическое чтение с листа поможет обучающимся преодолеть все
предварительные этапы и сделать уже первичное исполнение близким к
авторскому замыслу.
Способность видеть, прочитывать и запоминать нотный текст несколько
ранее его исполнения существенно влияет на качество чтения нот с листа.
Овладение этим навыком в конечном итоге дает возможность играть с листа
без остановок, так как все встречающиеся особенности нотного текста
заранее фиксируются нашим сознанием, а исполнительские средства
приспосабливаются к ним. Степень охвата зрением нотной записи зависит от
фактуры произведения, ее характера, сложности изложения материала, от
музыкального предложения и от ряда других индивидуальных черт
музыканта. И поэтому в одном случае исполнитель зрительно опережает
свою игру на такт, два и более; в других случаях ему удается прочесть
заранее только один аккорд или несколько звуков.
Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а
является результатом систематической тренировки. Для овладения
искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа,
прежде всего необходимы систематические знания. Практика показывает,
что после продолжительного перерыва в чтении с листа дальнейшие занятия
в этой области временно затрудняются.
Чтением с листа следует заниматься самостоятельно в ежедневном порядке
по 15-20 минут или под руководством педагога. При регулярном чтении с
листа у исполнителей вырабатываются навыки читать музыкальное
произведение, ориентируясь часто на его графический рисунок. Сущность
этого заключается в том, что исполнители читают нотный текст не ноту за
нотой, а следя за контуром движения мелодии. И если в начале обучения это
распространяется на простейшие мелодические обороты с постепенным
движением или на прочтение несложных аккордовых последовательностей,
то в дальнейшем такие навыки способствуют прочтению и более сложных
музыкальных оборотов.