Сценарий концерта "Вечер ансамблей"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им.Р.Н.Розен»
Сценарий концерта
«Вечер ансамблей»
Подготовила и провела
Преподаватель, концертмейстер
фортепианного отделения
МАУДО «ДШИ им. Р.Н. Розен»
Т.И.Борисова
г. Кунгур, 2018
Дата проведения: 15.05.18
Место проведения: МАУДО «ДШИ им. Р.Н. Розен»
Цели и задачи мероприятия:
Цель - Познакомить слушателей различными стилями и жанрами музыкального
искусства; популяризация ансамблевого музицирования; ознакомление слушателей с
переложениями, обработками и оригинальными пьесами для фортепиано и других
инструментов.
Задачи формировать чувство ответственности за качество выполнения
коллективного дела; способствовать накоплению опыта концертных выступлений и
сценического поведения; создание ситуации положительного успеха и
стимулирование к творческой деятельности.
Ведущая:
Каждый год заполняется музыкой зал.
Музыкальная школа – начала начал.
Здесь мелодий чарующих бьют родники.
Мы еще не волшебники – ученики.
И, к великому чуду искусства причастны,
Мы мудрей и богаче от встречи с прекрасным!
-Добрый вечер дорогие ребята, уважаемые преподаватели, родители и все любители
музыки! Сегодняшний концерт посвящен ансамблевому исполнительству. В нем
примут участие учащиеся и преподаватели фортепианного, струнно-смычкового и
народного отделений. Прозвучат популярные переложения, обработки и
оригинальные пьесы русских и зарубежных композиторов для фортепиано, домры,
скрипки и виолончели.
- Само слово «ансамбль» в переводе с французского означает «единство». Любой
инструментальный ансамбль представляет собой объединение, содружество
нескольких солистов, воплощающих одну общую идею, замысел музыкального
произведения. От количества музыкантов зависит название ансамбля. Если вместе
играют два человека – это дуэт, если три – трио, если четыре – это квартет и так далее.
- А наш концерт открывает инструментальное трио в составе: Прохор Сарапулов,
Николай Романчук (виолончель) и Александра Малкова (фортепиано). В их
исполнении прозвучит «Песня пастушка», В.А.Моцарта, преподаватели
И.А.Калашникова и О.Н.Преловская.
- История коллективного музицирования уходит в далекое прошлое. Еще при
раскопках древних городов, археологами были обнаружены настенные рисунки,
изображающие группы музыкантов, играющих на различных инструментах. Шли
времена, изменялись музыкальные инструменты, но любовь к коллективному
музицированию сохранилась до наших дней.
- И в нашей школе на музыкальном отделении каждый преподаватель ведет
ансамблевую деятельность. Начиная с первого класса, сначала на уроке по
специальности, а затем на уроках по ансамблю, ребята учатся ансамблевой игре.
- И сейчас, ученица 1 класса Христина Тюрина вместе со своим преподавателем
Л.К.Скоп исполнят французскую народную песню «Большой олень», переложение
В.Игнатьева.
- Время и практика показали огромное значение ансамблевой игры в развитии и
воспитании юных музыкантов. Совместное исполнительство совершенствует не
только профессиональное мастерство, но и развивает культуру человеческих
отношений. Участники ансамбля должны согласовывать свои желания, действия
между собой, научиться понимать и чувствовать друг друга для достижения общей
цели, общей задачи.
- А на сцену я приглашаю фортепианный дуэт Ульяну Хозяшеву и Ольгу
Солодовникову. В их исполнении прозвучит «Молдавеняска», обработка
И.Кочуговой., проеподаватель Н.А.Новикова.
- Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы от Баха до
современных композиторов. Это фортепианные дуэты и ансамбли в 6, 8 и более рук, а
также ансамбли с другими различными инструментами. Помимо произведений
сочиненных специально для фортепианных дуэтов, существует множество
разнообразных транскрипций это переложения и обработки уже кем-то сочиненных
произведений. Обработки создаются с целью расширить концертный репертуар для
фортепианного ансамбля.
- И сейчас вашему вниманию будут представлены две обработки песен из
мультфильма и кинофильма. Е.Крылатов. «Колыбельная» из м/ф «Умка», обработка
Л.Г.Ташкиновой. Исполняют Анастасия Токмина и Влада Кустова, преподаватель
Л.Г.Ташкинова.
- А.Петров «Я шагаю по Москве» из одноименного кинофильма. Переложение
Л.Коршуновой. Исполняют Елена Закарина со своим преподавателем Л.К.Скоп.
- Не каждый ученик, выступая сольно на сцене, может показать себя уверенно и
убедительно, но играя с преподавателем в ансамбле, дети становятся смелее и
стабильнее. Послушайте несколько фортепианных дуэтов с преподавателями.
- А.Дюбюк «Полька-блины», исполняют Ксения Тютикова и Т.И.Борисова.
- А.Варламов «Красный сарафан», исполняют Николай Костарев и И.В.Савинцева.
- Чешский народный танец «Редовак», исполняют Алина Избудинова и М.Б.Калинина.
- Существует ошибочное мнение, что хорошо подготовленный для сольных
выступлений пианист с легкостью справится с игрой в ансамбле. Однако практика
показывает другое, знание партии еще не делает пианиста хорошим партнером. Им
можно стать только в процессе совместной работы с другими участниками ансамбля.
Даже для того чтобы исполнить унисон, передать аккордовую пульсацию или пассаж
из одной партии в другую нужна дополнительная работа, где партнеры координируют
свои действия, отрабатывают необходимые технические приемы.
- Прежде всего, начинающим музыкантам необходимо овладеть основными
элементами ансамблевой техники: синхронным движением, уравновешенностью
динамики, соответствию тембров и игровых приемов. В процессе репетиций
определяется роль каждого партнера в реализации исполнительского замысла,
ведущие и ведомые партии, их значение и функции.
- Очень важно научиться живо и непосредственно общаться с партнером, найти
неразрывный артистический контакт и стремиться к четкому сопереживанию музыки.
Это поможет участникам ансамбля найти «общее дыхание» в исполнении
музыкального произведения.
- О.Тактакишвили «Утешение», исполняют Светлана Зеленкина и Елена Белоглазова,
преподаватель М.Б.Калинина.
- Белорусский народный танец «Полька-Янка», обработка С.Дементьевой-
Васильевой., исполняют Мария Коллякова и Юлия Калашникова, преподаватель
Н.А.Новикова.
- Э.Вила-Лобос «Разбитая гитара», исполняют Валентина Фатеева и Анна Кожухова,
преподаватель Т.В.Грязных.
- На нашем отделении есть такой вид ансамбля, где учащиеся выступают в роли
концертмейстера, т.е. учатся аккомпанировать другому инструменту. Этот вид
деятельности, наряду с основными навыками ансамблевой игры, развивает особые
качества исполнения: ученик учиться слышать и понимать тембральную звуковую
краску, штриховые приемы игры того инструмента, с которым он играет.
- В исполнении И.А.Калашниковой (виолончель) и концертмейстера Егора Чарнцева
прозвучит «Юмореска» М.Букина, преподаватель Т.А.Просвирнина.
- И вновь дуэты с преподавателями. Композиция на темы А.Рамиреса и П.Карли
«Карнавал», исполняют Евгения Полушкина и М.Б.Калинина.
- Ж.Металлиди «Иван-дурак», исполняют София Козицына и О.Н.Преловская.
- В исполнении фортепианного дуэта учащихся Виктории Котляр и Дианы Хамитовой
прозвучат две пьесы М.Шмитца «Меланхолический вальс» и «На солнечной стороне
жизни», преподаватель Т.А.Просвирнина.
- Наш концерт продолжает дуэт с народным инструментом домрой. В исполнении
М.С.Пановой и концертмейстера Нушик Алексанян прозвучит обработка И.Тамарина
шуточной народной песни «Чижик-Пыжик», преподаватель Т.В.Грязных.
- Музыка В.Гаврилина, слова А.Шульгина «Мама», исполняют трио в составе:
И.А.Калашниковой (вокал), Софии Корелиной (скрипка) и Софии Козицыной
(фортепиано), преподаватели И.А.Калашникова и О.Н.Преловская.
- И в заключении нашего концерта вновь дуэт с домрой. Дж.Хелтон «Воспоминание о
цирке», исполняют М.С.Панова, концертмейстер Андрей Долгов, преподаватель
Т.В.Грязных.
- В конце хочется сказать, что совместное музицирование развивает не только
профессиональные качества исполнителя, но и тесно связано с моментами дружеского
общения, рождает теплые чувства совместного переживания. Любите и цените время
совместной работы в ансамбле.
- Наш концерт окончен. Всего доброго. До новых встреч!