Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

Подписи к слайдам:
Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Подготовила воспитатель Макарова Светлана Владимировна Величина  «Клумба» Задачи:  закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. Материал: предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук), карточки с 2 свободными полосками. Содержание. На доске в 2 ряда точно один под другим расположены по 6 рисунков маков и астр. Восптатель говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Сейчас я пересажу маки и астры» Воспитатель размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак). Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше)? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? (меньше:6 или 7? ) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр? «Где чей дом» Задачи:  развитие комбинаторных способностей. Содержание. Раздать детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей).   «Кто какого роста?» «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. Содержание. Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи. 1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?  2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите.   «Посадим ели» Задачи: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз. Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели. Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора. Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?» Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)» Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели». Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой. Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

«Кто быстрее подберет коробки»

Задачи: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Материал. 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

«Что шире, что уже»

Задачи: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.

Содержание. Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

 

Ориентировка во времени

«Успей вовремя»

Задачи: Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

«Назови сутки»

Задачи: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

 

«Живая неделя»

Задачи: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

«12 месяцев»

Задачи: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

 

«Назови скорей»

Цель: формирование знании о днях недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

 

«Какой сегодня день»

Задачи: закрепить знания о последовательности дней недели.

Содержание. Воспитатель предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.»

«Назови пропущенное слово»

Задачи: закрепить знания о днях недели.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

 - Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

Ориентировка в пространстве

«Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д/сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д/сада до участка, используя пространственные понятия.

«Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.                                                                                                               

Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д.

«Расскажи про свой узор»

Задачи: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.

«Путешествие»

Задачи: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.2. «Куда бросим мяч?»

 «Найди нужную картинку»

Задачи: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. Дети отыскивают картинку с указанными В. предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним мартышка, последним - мишка», или «В середине большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - розовая чашка» и т. д.

«Что изменилось»

Задачи: учить понимать выражение «до» и « после»

Содержание. В. объясняет игровые действия: «Надо внимательно по порядку, начиная с центра, рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены, а затем определить, что изменилось» (Воспитатель меняет местами сразу по 4 фигуры, например, квадраты и прямоугольники).

Геометрические фигуры и формы

«Подбери фигуру»

Задачи: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

 «Кто быстрее найдет»

Задачи: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Материал. На полочках подставки размешены модели геометрических фигур. На 3 полосках - модели этих же фигур, но меньшего размера. Подносы закрыты салфетками.

Содержание. На подставке расставлены модели геометрических фигур. В. говорит детям: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Те, кого я вызову, должны найти на ощупь под салфеткой такую же фигуру, на какую я укажу. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее». (Вызывает сразу по 3 человека).

«Сложи из палочек»

Задачи: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Материал: счетные палочки на каждого ребенка.

Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

 

Почини одеяло

Задачи: составление геометрических фигур из данных

Материал: геометрические фигуры

Правила игры: с помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. Жил – был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса – Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Дерево

Цель: формирование классифицирующей деятельности

Материал: 24 фигуры (4формы, три цвета, две величины) Каждая фигура – носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия этих трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый маленький круг; зеленый, большой квадрат; красный маленький треугольник и т.п. Перед использованием этих наборов фигур, необходимо хорошо их изучить.

Правила игры: на рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Фигуры нужно двигать по указателям до разветвлений.

Количество и счет

«На зарядку становись»

Задачи: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

«Назови «соседей» числа»

Задачи: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10). Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

«Сосчитай правильно»

Задачи: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры: Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

«Угадай, какое число пропущено»

Задачи: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. На доске 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки др цвета) флажки.

Содержание. Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

«Поставь столько, сколько услышишь»

Задачи: упражнять в счете на слух.

Содержание. воспитатель объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.

Покажи столько же

Задачи: упражнять детей в счете предметов и соотнесении количества предметов и цифры

Материал: карточки с изображением разного количества предметов и карточки с цифрами.

Ход: воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети должны показать карточки с соответствующим количеством предметов. Второй вариант – воспитатель показывает карточку с предметами, а дети показывают карточку цифрой.

Сколько вместе?

Цель: формирование у детей представлений о натуральном числе, усвоение конкретного смысла действия сложения.

Материал: набор карточек с числами, набор геометрических фигур.

Правила игры: играют двое. Ведущий кладет в зеленый и красный круги определенной количество фигур (круги, треугольники, квадраты). Второй играющий должен пересчитать фигуры в этих кругах, заполнить соответствующие квадратики карточки с числами, между ними положить карточки со знаком «плюс»; между вторым и третьим квадратиками поместить карточку со знаком «равно». Затем надо узнать количество всех фигур, найти соответствующую карточку и закрыть ею третий пустой квадратик. Дальше игроки могут поменятся ролями и продолжить игру. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.