Сборник дидактических игр на уроках в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 20 имени Героя Советского Союза Алексея
Андреевича Лазуненко села Новомихайловского МО Гулькевичский район
Составила: Мартынюк Елена Владимировна,
учитель начальных классов:
Введение
Игра это жизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора ее была бы бес-
полезна для человечества. В игре, этой специ-
альной обработке жизненного материала,
есть самое здоровое ядро разумной школы
детства.
С. Т. Шацкий
Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью
обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной
направленностью.
Обучение детей младшего школьного возраста немыслимо без использования
дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому
ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя, использование
мыслительного процесса.
Данная тема является актуальной, поскольку дидактическая игра играет большую роль в
обучении младших школьников, без использования дидактических игр уроки становятся
менее интересными для школьников, снижается количество усваиваемого материала.
Целью данной работы является охарактеризовать дидактические игры на уроках в
начальной школе, их роль.
Достичь цели поможет решение следующих задач:
1. Характеристика дидактических игр как метода обучения.
2. Анализ роли дидактических игр в обучении.
3. Выявление видов дидактических игр.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней приводятся
различные виды дидактических игр, которые можно использовать во время проведения
уроков по различным темам в начальной школе.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, основной
части, состоящей из трех параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх
он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее
проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми и интерес к игре быстро угасает
1.Дидактическая игра как метод обучения.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое
количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы
нескольких учебных предметов. Как правило, они требуют от школьника умения
расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет.
Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая
цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно,
непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу
самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и
умениями.
В обучении и игре присутствует исследовательский, ориентировочный рефлекс. Игра, как
и обучение, процесс творческий. Многие дидактические игры построены именно на
необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать
гипотезы, на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет
наибольшей информацией.
Можно выделить следующие особенности игры для младших
школьников:
1. Игра по-прежнему является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности, его морально-
волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к
значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность
связана с работой всех психических процессов.
В начальной школе игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует
отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова
дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не
закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
Основными целями проведения дидактических игр являются следующие:
- расширение кругозора,
- познавательная деятельность,
- применение ЗУН в практической деятельности,
- формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической
деятельности;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- развитие трудовых навыков.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и
игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют
представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В
ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в
повседневной жизни, учителя должны широко использовать дидактические игры.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у школьников
знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия,
использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать
внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать
свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым
необходимо уделять большое внимание.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя, использования
мыслительного процесса.
В практике работы по формированию элементарных математических
представлений сложились следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр;
2) занятия в форме дидактических упражнений;
3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из
средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий
определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может
быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на
выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно
представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем
особенности проведения этих занятий.
Дидактическая игра - это:
- Один из лучших способов мотивации,
- Механизм, развивающий творческие способности учащихся,
-Механизм обучения детей выполнять действия по алгоритму,
- Механизм обучения работе в малых и больших группах,
- Механизм определения рейтинга учащихся,
- Механизм осуществления мягкого контроля и т. д.
Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать
методику их проведения.
В методику проведения игры входят:
- объявление названия игры;
- сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые
объединения) и порядке использования игрового материала;
- объявление хода игры (игровых заданий);
- показ учителем выполнение отдельных действий;
- подведение итогов игры и объявление победителя.
2. Роль дидактических игр в обучении.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с
ее помощью можно развивать его внимание, память, мышление, воображение.
Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать
способности, подчас не догадываясь об этом.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как
действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления
трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда
добровольно, без принуждения.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при
знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним
миром знания» и психикой ребенка.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и
поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей
обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели
урока и индивидуальных возможностей учащихся.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые
регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся,
дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения
и навыки для достижения целей игры.
Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи. Учитель как
руководитель игры направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости
активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре,
подбадривает отстающих.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры,
придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной
учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя
результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении
знаний, или в их применении.
Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо
составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры,
учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные
связи. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность
игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
3. Виды дидактических игр.
Существует три типа дидактических игр, используемых педагогами в процессе обучения
в начальной школе:
Игры - задания (социоигровое приобщение к делу);
Игры - разминки (ситуация успеха);
Игры - упражнения (художественно-исполнительский результат).
Рассмотрим их подробнее.
1. Игры - задания.
В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников
друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то или
перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной
педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым
учебным материалом. Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной
ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны,
работают на достижение основных образовательных целей.
Примеры игр-заданий.
«Видимо - невидимо»
(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).
Технология.
1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.
2. Учитель вывешивает или располагает на столе плакат, на котором разными цветами,
крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении
времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все
запомнившиеся слова
3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений, защита
записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).
Примеры:
русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные; парные согласные;
литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
окружающий мир - растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных
пунктов.
«Волшебная палочка»
(Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).
Технология.
1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников,
выбранная по жребию или другим способом.
2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик
продолжает и передает палочку дальше.
3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.
4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.
«Шапка» вопросов.
(Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий
общения и взаимосвязи детей друг с другом).
Технология.
1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста;
вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать; вопрос, по выяснению
мнения в сравнение со своим).
2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего, не знающего.
3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.
4. Идет обсуждение: интересный, неинтересный вопрос (ответ).
5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить
суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.
«Разрезанная открытка»
(Ненавязчивая жеребьевка, объединение в группы)
Технология.
1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и
дети выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части
перемешиваются).
2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и
объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом,
чтобы получить задание для совместной деятельности.
«План – карта», «Слепой капитан»
Технология.
1. Учитель дает детям план-карту, в котором указан порядок выполнения заданий,
действий, входе которых найдется или откроется нечто важное.
2. Такие план-карты дети в последствии могут составлять сами.
«Пишущая машинка»
(Диктант в группе)
Технология.
1. Учитель диктует текст или слова. Дети записывают на листочке по очереди слово за
словом или фразу за фразой, передавая листочек по кругу.
2. Взаимообмен листочками. Проверка. Оценивание. Выводы. Устранение
недоразумений.
«Ключ»
(Один из видов шпаргалок)
Технология.
1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с
определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)
2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт
целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.
«Слухач»
(Словарный диктант)
Технология.
1. Цветовые карточки (слово или предложение разрезается на слоги, слова и отмечается
одним цветом). 2. Выходят дети «слухачи» по одному от каждой команды. 3. Каждая
команда получает по одной части карточки и проговаривает вслух - вместе эту часть
(слово или слог). 4. «Слухач» обходит все группы. Слушает. Воссоздает услышанное,
доносит до своей команды и диктует. Дети записывают. 5. Взаимопроверка, обсуждение,
оценивание.
2. Игры - разминки.
Эти игры всеобще доступны, азартны, порой смешны, несерьезны. В них доминирует
механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от
формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от
одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоемкой работы, в снятии
ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и
снятия психической напряженности.
Примеры игр-разминок:
«Руки-ноги»
(Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции. Преимущество: крупная
смена поз).
Инструкция.
1) Один хлопок - команда рукам (их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда
ногам (нужно сесть или встать)
2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется
на ходу, идет моментальное включение.
«Японская машинка»
Инструкция
1) 2 хлопка в ладоши,
2 хлопка перекрест по плечам 2 хлопка перекрест по коленям 2 перешагивания, поворот в
прыжке (увеличивая темп).
2) Произносится задание учителя, называется номер ученика (каждый заранее знает свой
номер). Ученик выполняет задание и называет другой номер. Пример: одушевленные
существительные № 11.
«Встать по пальцам»
Инструкция.
1) Исходное положение - все сидят. Учитель, отвернувшись, поднимает над головой
пальцы.
2) Дети на каждом ряду должны посчитать, сколько человек должны встать. И молча
встают.
3) Учитель считает: «Раз, два, три, замри». Поворачивается. На каждом ряду должны
стоять показанное количество человек.
«Заводные человечки»
Инструкция.
Это заводные человечки. Они делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Ученики,
глядя на схему, повторяют позы несколько раз по порядку номеров. Потом учитель
называет номера вразброс, а дети повторяют позы по названным схемам.
3. Игры - упражнения.
Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой
практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой
насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее
знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и
общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и
приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.
Представляем описание некоторых дидактических игр с учетом их типологии,
используемых при обучении младших школьников. Данные игры универсальны. Их
можно применять не только на учебных занятиях, но и во время занятий группы
продленного дня, динамических часов.
«Загадки» (придумывание загадок на определенную тему, по определенному типу,
алгоритму).
«Творческие задачи» (по теме урока дается задача, выходящая за рамки учебного
материала, решается группой.)
«Сценки с пропусками» (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят
действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены
глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называют их, а другие -
записывают).
«Замри, запомни, повтори» (запоминается ряд слов, понятий, отличий,
особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).
«Повтори, дополни, отличись»
(Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).
«Так и не так»
(Ученики анализируют два продукта противоположных по изображению, объяснению,
написанию и определяют «так или не так». Или сами создают два продукта, которые
противоположны и можно сказать «так или не так»).
«Спецы» (Вариант усложненного коллективного сочинения).
1) Учитель рассказывает историю, только делает пропуски. В эти пропуски дети должны
вставить слова на заданную тему (только глаголы, существительные, прилагательные,
словарные слова и т.д.).
2) Главное - не ошибаться.
«Федот, да не тот»
1) Учитель кладет в «шапку» записки с названием предмета, понятия.
2) Один ученик тянет записку и опрашивает 3-х по желанию. «На что похоже?»
3) После того, как все скажут свою гипотезу. Читается слово в записке. Каждый из 3-х
доказывает, что действительно похоже на то, что он сказал.
4) Кто не может ответить - Федот, да не тот - ищет признак, на что похоже и водит в игре.
«Растеряхи»
1) Одна группа готовит текст или правило, или алгоритм с пропущенными элементами по
теме или свободные пропуски.
Игра «Выиграй миллион».
Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать
внимание, усидчивость, умение удерживать знания. Эту игру можно проводить на уроках
закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.
Оборудование: карточки.
Играющий берет карточки по порядку. За каждый правильный ответ дается бонус.
Условия игры: Выбери верное утверждение
1 карточка: Сколько ног у стрекозы?
2, 4, 6
2 карточка: У каких животных тело покрыто чешуей?
Птицы, Рыбы, Насекомые.
3 карточка: Какие птицы не летают?
Воробей, Голубь, Страус
4 карточка: Чем покрыто тело птиц?
Шерсть, чешуя, перо.
5 карточка: На что похожа наша планета?
Тарелка Шар Обруч
Все виды тематических пауз: «Летает, не летает», «Хлопни, если услышишь», «Не
подведи».
Игровыми могут быть не только ситуации на уроке, но и весь урок в целом. Занятие,
проводимое в игровой форме, требует определенных правил.
1. Предварительная подготовка. Обсуждение вопросов и форма
проведения. Распределение ролей.
2. Оформление кабинета. Подготовка атрибутов.
3. Обязательная констатация результата игры.
4. Определение компетентного жюри.
Таковы основные виды дидактических игр, которые можно использовать на уроках в
начальной школе. Такие игры интересны детям, они с удовольствием принимают в них
участие.
4. Игры на развитие мышления.
Как говорилось выше, ведущей деятельностью младшего школьника является учебная
деятельность. Выделяясь из игровой и практической деятельности ребенка, учение
начинает строиться в школе в форме особой, учебно-познавательной деятельности. В связи
с этим и психические процессы в младшем школьном возрасте начинают постепенно
менять свой характер, например мышление, приобретает форму связного логического
рассуждения. Мышление детей младшего школьного возраста всегда тесно связано с
речью. Развитию мышления способствуют различные игры и упражнения.
«Полезные предметы»
Педагог называет какой-либо предмет, хорошо знакомый детям. Ребенок должен
придумать различные способы его применения, помимо традиционного. Чем больше
способов он предложит, тем лучше. Если в игре несколько участников, побеждает самый
находчивый. Например:
Педагог: «Все знают, что книга нужна для того, чтобы ее читать. А что еще можно с ней
делать?»
Ребенок: «Можно использовать книгу как подставку»
Другой ребенок: «Можно использовать книгу как пресс для аппликации»
и т.д.
«Разгадай картинку»
Эта игра предполагает наличие группы участников. Педагог берет коробку с картинками,
на которых изображены различные предметы или животные. Затем среди участников
нужно выбрать участников нужно выбрать водящего. Он должен подойти к педагогу, не
глядя достать из коробки картинку и, не показывая ее другим игрокам, попытаться описать
то, что изображено на рисунке. Задача остальных участников отгадать, какой предмет
нарисован на картинке. Тот, кто первым справится с заданием, назначается водящим.
«Найди персонаж»
Педагог выдает каждому участнику по игрушке. Затем из группы детей выбирается
водящий. Он на две-три минуты выходит из комнаты, а в это время дети вместе с
педагогом придумывают историю, главным действующим персонажем которой является
одна из игрушек. Когда входит водящий, участники игры по очереди рассказывают ему
историю. При этом дети не должны называть главный персонаж ни используют
местоимение «он» или «она»). Задача водящего отгадать, какая игрушка выступает в
роли героя придуманного рассказа, и показать ее остальным игрокам.
«Придумай предложение»
Участники игры рассаживаются полукругом. Педагог показывает им 2 картинки из
детского лото. Задача каждого игрока за определенное время придумать предложение,
содержащее названия обоих предметов, изображенных на картинке. Все участники по
очереди высказывают свои варианты. Далее педагог откладывает обе картинки в сторону, и
игра продолжается, но уже с другими рисунками.
Если дети без труда составляют предложения с двумя заданными словами, рекомендуется
использовать большее количество картинок.
«Да и нет»
Это универсальная игра, способствующая развитию остроумия и логического мышления.
Смысл ее сводится к следующему. Ведущий задумывает какое-либо слово или ситуацию, а
игроки должны отгадать, о чем или о ком идет речь, задав по очереди определенное
количество наводящих вопросов. Каждый из них предполагает только два варианта ответа
- «да» или «нет».
Ситуации, например, могут быть такими:
«Одна девочка очень любила шоколадные конфеты, но после одного случая она перестала
их есть. Что это был за случай
«Один мальчик разбил стекло в чужой квартире, за что его поблагодарили. Почему?»
Героев сказок, басен, рассказов можно «зашифровать» в такие предложения:
«Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность».
«Ее вытаскивали всей семьей, но у них ничего не получились, если бы не маленький
зверек».
«Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда»
«Сравни предметы»
Это упражнение в игровой форме учит детей давать характеристики различным предметам,
развивает способность к анализу. Можно показать ребенку две любые вещи и предложить
объяснить их сходство и различие. Например, яблоко и абрикос: что между ними общего,
чем они не похожи друг на друга? Если ребенку трудно самостоятельно выполнить
задание, целесообразно задавать ему наводящие вопросы.
«Учимся классифицировать»
Вариантов подобных игр можно придумать множество, но суть их всех заключается в
следующем. Ученик должен научиться классифицировать изображенные на карточках
предметы по тому или иному признаку. Самый простой способ – разложить на столе
картинки и предложить ребенку разделить их на две группы (большое маленькое, твердое
мягкое, живое неживое и др.)
«Шифровальщик»
Это упражнение направлено на развитие у детей способности к анализу. Смысл игры
состоит в следующем. Ребенку предлагается «закодировать» любую известную сказку или
историю, представить ее в схематичном виде. С дидактической точки зрения намного
более эффективно использовать в качестве заместителей персонажей геометрические
фигуры. Необходимо вырезать из плотной бумаги или картона несколько фигур (круги,
квадраты, треугольники и др.) различного размера. Ребенок должен сам выбрать из них те,
что будут действовать в качестве персонажей сказки. Уже в этом проявляется его
способность рассуждать и мыслить логически. Так, ребенок поступит разумно, если
выберет для сказки «Курочка Ряба», например, два больших квадрата (дед и бабка), круг
меньшего размера (курочка) и самый маленький треугольник (мышка). После
распределения ролей можно разыграть сказку, а затем предложить ребенку в схематичном
виде нарисовать все это на бумаге.
4. Игры на развитие внимания.
Внимание у детей младшего школьного возраста развито еще в недостаточной степени.
Это мешает им сосредоточиться на выполнении скучной и утомительной работы, какой
является, например, выполнение домашнего задания в группе продленного дня. Дети
постоянно отвлекаются, переходят от одного вида деятельности к другому, не могут долго
сидеть на одном месте. Чтобы помочь ребенку научиться концентрировать внимание,
полезно ввести в процесс обучения игровой элемент.
«Отыщи слово»
Нужно написать на бумаге набор букв, среди которых «затеряно» слово, и предложить
ребенку за определенное время найти и подчеркнуть его. Сделать задание более сложным
можно, увеличив объем текста и количество слов. Например:
ВПЫЛОАВРДВЕРЬЕЛОЖУКФНАЖАБАЖЭВАДАРВАЛДР
«Таинственные квадраты»
Педагог чертит квадрат 3 × 4 и вписывает в него 12 двузначных чисел, расположенных в
случайном порядке, а рядом рисует другой квадрат таких же размеров. Ученик должен за
определенное время заполнить пустой квадрат этими же числами, но расставив их в
порядке убывания или возрастания.
«Запомни и повтори»
Прекрасным упражнением для тренировки внимания является одновременное выполнение
двух или нескольких различных действий.
Вариантов подобных заданий может быть множество, их легко придумать самостоятельно.
Приведем некоторые примеры.
1. Педагог читает вслух предложение и одновременно с этим постукивает по
столу ручкой или любым другим примером. Задача учеников состоит в том,
чтобы запомнить текст и повторить его, а также назвать количество ударов.
По мере тренировки рекомендуется увеличивать длину и число
предложений.
2. Педагог засекает время и начинает хлопать в ладоши, ученики при этом
рисуют на бумаге квадраты. По прошествии минуты он должен назвать
число хлопков. Чем больше квадратов малыш успел нарисовать за это
время, чем лучше.
3. Ученику дается минута. В течение этого времени он рисует правой рукой
треугольники, а левой круги. Цель игры – начертить как можно больше
аккуратных геометрических фигур.
«Арифметика для внимательных»
Педагог диктует ребенку арифметический пример и предлагает решить его в уме.
Результаты вычисления записывать не разрешается. Ответ можно записать только после
соответствующей команды. Диктовать следует довольно быстро, но так, чтобы у ребенка
была возможность подумать и произвести необходимые вычисления.
Задания для 1-го класса.
Даны числа: 4 и 8. Сложи их, затем вычти из полученной суммы 3. К этому числу прибавь
6. Записывай! (15)
Даны числа: 37 и 56. Сложи вторые цифры обоих чисел и вычти из полученной суммы 10.
Затем прибавь 4. Записывай! (7)
Задания для 2-го класса.
Даны числа: 52 и 28. Найди произведение первых чисел обоих чисел. Из полученного
результата вычти вторую цифру второго числа. Записывай! (2)
Даны числа: 24 и 87. Прибавить ко второй цифре первого числа первую цифру второго
числа. Полученную сумму раздели на первую цифру первого числа. Записывай! (6)
Задания для 3-го класса:
Даны числа: 36 и 42. Умножь первую цифру первого числа на вторую цифру первого
числа. Затем раздели полученное произведение на вторую цифру второго числа.
Записывай! (9)
Даны числа: 94 и 63. Раздели первую цифру первого числа на вторую цифру второго числа.
Полученное частное умножь на первую цифру второго числа. Записывай! (18)
«Китайская грамота»
Педагог записывает случайный набор букв и предлагает ребенку за короткое время
переписать этот текст. Цель упражнения заключается в том, чтобы сделать как можно
меньше ошибок. Можно использовать, например, следующие тексты:
1) аполдвокаториванирпаемсапуныесуцири
2) юопавиленмисыбудапярол
3) наоярротмонвастинпынугболитою
«Недопустимые слова»
Педагог договаривается с детьми, какое слово говорить нельзя. Лучше, если это будут
прилагательное, обозначающее, например, цвет или величину. Предположим, выбраны
слова «зеленый» и «большой». Далее взрослый бросает ребенку мячик и быстро задает
вопросы: «Небо голубое?», «А трава какая?», «Какого цвета помидор?», «Муха
маленькая?» «А корова?» и т.д. Ученик должен ловить мячик и одновременно отвечать на
вопросы. Необходимо, чтобы ответы были правдивыми, но запрещенное слово
произносить нельзя. Вместо него можно говорить что-нибудь другое, например
«абракадабра».
«Недопустимое движение»
В этой игре также нужно предварительно договориться, какое движение совершать
недопустимо. Предположим, это будет прыжок на одной ноге. Затем педагог выполняет
зарядку, а ребенок копирует все его движения, за исключением запрещенного.
«Следопыт»
Педагог прячет в классе какой-нибудь предмет и говорит ребенку: «Ежик спрятал в лесу
яблоко, но забыл, куда его положил. Помоги ему отыскать это место по оставленным
следам». Ученик должен найти предмет по особым знакам. Указатели могут быть любыми:
нарисованная еа бумаге стрелка, какой-либо предмет.
«Магическое слово»
Педагог договаривается с учениками о том, какие слова являются «магическими».
Предположим, это все слова, начинающиеся на букву «с» и обозначающие домашних
животных и птиц. Затем педагог читает вслух сказку, рассказ или просто произносит ряд
словосочетаний. Услышав «магическое» слово, ученик должен подать условный знак
(хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, поднять руку и т.п)
5.Игры на развитие памяти.
Младший школьный возраст возраст интенсивного интеллектуального развития.
Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и
произвольность. Как указал Д.Б. Эльконин «память в этом возрасте становится
мыслящей…». Для того, чтобы память ребенка успешно развивалась, можно использовать
различные игры.
«Сколько предметов?»
Цель игры запомнить количество названных предметов, придумав к ним так называемый
визуальный код. Например, если загадан один стакан, следует представить себе стакан,
стоящий на столе.
Пусть ученик попробует запомнить и повторить:
- Один автомобиль.
- Две кошки.
- Три плюшевых мишки.
- Четыре чашки.
- Пять фломастеров.
- Шесть коров.
- Семь мальчиков.
- Восемь рубашек.
- Девять кресел.
- Десять воздушных шариков.
«Очередь»
Для проведения игры следует взять несколько игрушек и поставить их друг за другом.
После этого можно попросить ученика отвернуться и поменять несколько игрушек
местами. Пусть ребенок вставит игрушки в первоначальном порядке.
«Спички»
В данной игре могут принимать участие несколько учеников. Перед началом задания
следует разделить их на пары и каждому выдать по 6 спичек. Затем ведущий (педагог)
выкладывает из них определенную композицию, показывает на несколько секунд детям и
предлагает им воссоздать такую же по памяти.
В данной игре в качестве инвентаря можно использовать не только спички, но и любые
другие доступные предметы, например пуговицы, ручки или счетные палочки.
«Запомни и опиши»
У игры есть несколько вариантов.
Вариант 1. Он самый простой. Ученик должен смотреть в течение нескольких секунд на
изображение какого-либо предмета, а затем как можно подробнее описать его.
Вариант 2.
Игру нужно проводить с большим количеством детей. Из их числа следует выбрать одного
участника, которого дети должны хорошо запомнить. Затем он должен выйти из комнаты и
изменить что-то в своей внешности. После его возвращения участки должны найти
изменения.
«Запомни фразу»
Цель игры заключается в том, чтобы ребенок запомнил ряд фраз, представив себе их с
закрытыми глазами.
- Капли росы, которые сверкают на солнце.
- Мама, которая варит варенье.
- Мальчик, который рисует картинку.
«Повтори за мной»
Педагог должен провести ряд действий, например, сесть на стул, взять в руки тетрадь,
открыть тетрадь, зевнуть и т.д. ученики должны повторить движения педагога в точности.
Затем можно предложить детям повторить движения в обратном порядке.
6.Игры на развитие воображения.
Ведущая деятельность младшего школьника, учебная деятельность, побуждает,
прежде всего, развитие репродуктивного воображения в этом возрасте. В первом классе
образы воображения приблизительны и бедны деталями. Воссоздающее (репродуктивное)
воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем
формирования у детей умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и
состояний.
При научном рассмотрении вопроса оказалось, что воображение достигает своей зрелости
только у взрослого человека. Дело в том, что деятельность воображения зависит от опыта,
комбинаторных способностей и интересов личности (Л.С. Выготский). Своеобразие
комбинаций, которые возникают у детей, богатство фантазии объясняются психологами
как проявление слабости критической мысли ребенка. Именно поэтому учителю
начальных классов необходимо проводить работу с детьми по формированию у них
воображения и фантазии, поскольку младший школьный возраст является сензитивным
для развития этого познавательного процесса.
«Придумай животное»
Перед началом игры следует разрезать несколько картинок с изображениями животных на
5-6 частей. Картинки следует перемешать, дать ученикам клеящий карандаш и лист
бумаги и попросить учеников составить из разных частей придуманное им животное.
Когда картинка будет готова, пусть каждый ученик расскажет историю своего животного,
его название, характер и т.д.
«Как это выглядит?»
Следует предложить детям пофантазировать, как выглядит то или иное несуществующее
животное, птица или рыба.
«Дорисуй предмет»
На листе бумаги следует нарисовать простые геометрические фигуры или линии и
предложить ребенку дорисовать к ним детали, чтобы получились предметы, животные.
«Новые сказки»
Можно предложить ученикам придумать новый поворот к хорошо известной сказке.
Например, что было бы дальше, если бы Золушка не ушла с бала?
4.Заключение
Таким образом, дидактические игры очень важны для обучения детей. В этих играх у них
развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и
логическое мышление, смекалка и сообразительность, а также формируется привычка к
умственному труду.
Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью,
назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного
задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования
представлений.
Существуют различные виды дидактических игр, используемых педагогами в процессе
обучения в начальной школе. В частности к таким играм относятся игры-задания, игры-
разминки, игры-упражнения. Их использование на уроках позволяет в простой,
доступной, интересной форме закрепить полученные знания, умения, навыки, лучше
понять изучаемый материал.
Кроме того, дидактические игры, помимо обучающей роли, которая, естественно, является
основной, играют также воспитательную роль, помогая объединить класс, сплотить
учеников.
5.Список использованной литературы
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения Богуславская,
З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская,
Е.О. Смирнова.
2.Вайнер, М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа.
3.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //
Запорожец, А.В. Проблемы психологии детской игры.
4.Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 286 с.
5.Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И.
Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012. – 428 с.
6. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений,
физкультминуток (1-4 классы)..
Рецензия
на методическое пособие
«Дидактические игры в начальной школе»
Составленное Мартынюк Еленой Владимировной,
учителем начальных классов
МБОУ СОШ № 20 с. Новомихайловского.
Е.В. Мартынюк представляет методическое пособие «Дидактические игры в
начальной школе» для использования в работе с детьми младшего школьного
возраста.
Данная тема является актуальной, поскольку дидактическая игра играет
большую роль в обучении младших школьников, без использования
дидактических игр уроки становятся менее интересными для школьников,
снижается количество усваиваемого материала.
Целью данной работы является охарактеризовать дидактические игры
науроках в начальной школе, их роль.
Достичь цели поможет решение следующих задач:
- Характеристика дидактических игр как метода обучения.
- Анализ роли дидактических игр в обучении.
- Выявление видов дидактических игр.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней
приводятся различные виды дидактических игр, которые можно
использовать во время проведения уроков по различным темам в начальной
школе.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из:
- Введения
- Основной части, состоящей из трех параграфов,
- Заключения,
- Списка используемой литературы
Методическое пособие содержит много информации о возможностях
дидактических игр в начальной школе. Игровая технология строится как
целостное образование, охватывающее определенную часть учебного
процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее
включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение
выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать,
сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным
признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников
развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр,
воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух смекалку и др.
Данное методическое пособие соответствует возрастному уровню и может
использоватьсяв качестве учебного задания, упражнения, направленного на
выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Использование на уроках дидактических игр позволяет в простой, доступной,
интересной форме закрепить полученные знания, умения, навыки, лучше
понять изучаемый материал.
Кроме того, дидактические игры, помимо обучающей роли, которая,
естественно, является основной, играют также воспитательную роль, помогая
объединить класс, сплотить учеников.
12ноября 2015 г.
Рецензию составила:
Руководитель РМО начальных классов,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2: Л.Л. Скоморохова