Методическая разработка "Музыкальная культура дошкольников"

Методическая разработка
«Музыкальная культура дошкольников»
Подготовила: Данищук Наталья Алексеевна
Музыкальный руководитель
3
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования музыкальной культуры
дошкольников
1.1Характеристика музыкальной культуры: составляющие и основные условия
ее формирования …………………………………………………………………….6
1.2 Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальной
культуры на музыкальных занятиях........................................................................12
Глава 2. Развития певческой культуры детей старшего дошкольного возраста
2.1 Пение, как средство музыкального развития ребенка ……………………....18
2.2 Программа вокально-хорового кружка «Улыбка» детского сада 60
«Теремок» города Белово ……………………………………………………...19
Заключение ……………………………………………………………..………… 29
Список литературы ……………………………………………………...…………31
4
Введение
Гармоничное сочетание умственного и физического развития,
нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству
необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой
цели во многом способствует правильная организация музыкального
воспитания детей. Музыка в дошкольном учреждении источник особой
детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, её волшебную
силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой
творческий потенциал.
Актуальность исследования
Современные дети растут в окружающей их музыкальной среде, которая
достаточно противоречива. С одной стороны есть хорошая,
высокохудожественная музыка одновременно из сотовых телефонов, машин,
экранов компьютеров и телевизоров, плееров и т. д. тоже льется музыка, чаще
всего не высокохудожественная. Как приобщить детей к настоящей
музыкальной культуре? Какие необходимы для этого условия. Все эти вопросы
остро поставлены перед дошкольным образовательным учреждением.
ФГОС дошкольного образования дает четкую ориентацию: формировать
культуру детей, приобщая их к искусству. Музыка является одним из
важнейших средств воспитания духовности, культуры.
Основу музыкальной культуры, по мнению О. П. Радыновой, А. И.
Катинене, М. Л. Паланвандшивили[20], является эмоциональная отзывчивость
на высокохудожественные произведения музыкального искусства, который
играет для ребенка первоначальной положительной оценки и способствует
формированию интереса к музыке.
Вопросы развития музыкальной культуры детей исследовались в работах
Э.Е.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Радыновой О. П. и др. [1,2, 20]
Ими разработаны содержание музыкального воспитания детей дошкольного
возраста, выявлены формы и методы теоретического и практического
5
музыкально-эстетического воспитания детей, в которых подчеркивается важное
значение для личности ребенка формирования и развития собственной
музыкально-эстетической культуры.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий внимания, памяти,
развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у ребенка
дошкольного возраста пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка
разбираться в особенностях музыки как вида искусства сознательно
акцентировать его внимание на средства музыкальной выразительности, учить
различать музыкальные произведения по жанру, характеру, т. е. формировать
музыкальную культуру.
Гипотеза исследования
Формированию успешной музыкальной культуры дошкольников будет
способствовать
созданная в ДОУ музыкальная среда
проведение музыкально - дидактических игр на музыкальных
занятиях
вовлечение детей в вокально-хоровое пение.
Объект исследования музыкальная культура дошкольников.
Предмет средства формирование музыкальной культуры.
Цель исследования:
Характеристика средств и методов формирования музыкальной культуры
дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2. Рассмотреть основные пути формирования музыкальной культуры
дошкольников.
3. Показать роль музыкально-дидактических игр в воспитании
музыкальной культуры.
4. Разработать программу вокально-хорового кружка «Улыбка».
6
База исследования
МБДОУ детский сад №60 «Теремок» г. Белово
В своем исследовании мы применили метод анализа научной и
методической литературы над проблемой исследования, практический
создание программы по развитию певческой культуры.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
7
Глава 1. Теоретические аспекты формирования музыкальной
культуры дошкольников
1.1 Характеристика музыкальной культуры: составляющие и основные условия
ее формирования.
Музыка является для ребенка миром радости и творчества. Чтобы этот
мир полностью для него был открыт, необходимо развивать у детей
способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную
отзывчивость, а главное воспитывать музыкальную культуру.
Радынова О.П. пишет о том, музыкальную культуру детей можно
рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной
группы (дети дошкольного возраста). В ней она выделяет два компонента:
1) индивидуальная культура ребенка, включающая его музыкально-
эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в
результате практической музыкальной деятельности;
2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя
произведения народного и профессионального музыкального искусства,
применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и
разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и
удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания[21].
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды
музыкальной деятельности:
Восприятие;
Исполнительство;
Творчество;
Музыкально-образовательная деятельность.
Это, в свою очередь ставит перед педагогами детского сада
необходимость решения определенных задач:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке, одновременно развивая
эмоциональную отзывчивость и восприимчивость
8
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно
организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и
используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,
формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области
пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными
элементами музыкальной грамоты.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности,
ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и
приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление
и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На
основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется
сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым
произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой
доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх
и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений,
импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности,
инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный
репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие
проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного
возраста[4].
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания
музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого
репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной
деятельности и др.
Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе
музыкальной деятельности, таких ее видах, как слушание музыки, пение,
9
музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных
инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность[4].
При прослушивании музыки используется программная
инструментальная музыка
Особое место отводится певческой деятельности детей дошкольного
возраста. В результате ее происходит освоение элементарных вокально-
интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и
голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя
песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их
художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные
произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к
тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.
Основная задача музыкально-ритмической деятельности является
интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и
слухового восприятия звукового образа.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие
способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле, находят
эффективный путь приобщения детей к народной музыке.
Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового
восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп,
ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии[13].
Развитию музыкальной культуры способствует музыкальная предметно-
развивающая среда. Рассматривая музыкальное воспитание как процесс
организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о
музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве
приобщеия ребенка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная
среда становится одним из компонентов педагогической системы и
представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том
числе занятий и праздников.
В дошкольном образовательном учреждении необходимо создать
10
- среду организованной музыкально-творческой деятельности.
Она создается на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный
руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре
и т.п. Предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечиваю-
щих разнообразную музыкальную деятельность ребенка. Все компоненты
среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному
решению. Исходное требование к среде - ее проблемность и развивающий
характер: она через свое содержание должна создавать условия для музы-
кально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие
его креативности [15].
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную
роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды
(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и
дидактические материалы, костюмы и т.д.). К нему относится и репертуар,
который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой.
Все эти аудио, видео- и тактильные составляющие среды предоставляют
информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребенок
конструирует свой музыкальный мир.
Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и ее
компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая
деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руково-
дителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания,
носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и
сверстники ребенка, которые выступают в качестве партнеров в совместной
деятельности, но могут быть и образцами для подражания.
Эмоциональный фактор данной среды включает психологический ком-
форт, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно
требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например,
музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность ис-
полнения музыкальных произведений педагогом: ребенок должен получить
11
эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное
содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить
музыку - ею можно только увлечь.
- Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности
ДОУ.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэто-
му она имеет - должна иметь - потенциал для музыкального воспитания и
становления его креативности [15].
Информационный фактор обеспечивает преемственность с организован-
ной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и
инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же,
что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим
разнообразием, так как времени на нерегламентированную деятельность у
воспитателя больше.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется
совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкаль-
ного творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не
обучает детей - он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки,
высказывает свое отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музы-
кальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции т-
ренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и
т.п.).
Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью
музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным
руководителем. Музыкальное сопровождение разных мероприятий,
прослушивание музыкальных произведений, сказок и т.д. позволяют
познакомить детей с разно образными музыкальными произведениями
доступными им по стилю и оформлению способами подачи.
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения
следующих условий [15]:
12
- Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной
деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут
использовать в своей музыкальной деятельности.
- Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на
музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские
музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор и т.п.).
- Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель
специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кассет
с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.
Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются
и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для само-
стоятельной музыкально-творческой деятельности ребенка.
Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает
педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей
образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники
как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и
образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и
критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на
детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они
становятся своего рода катализаторами данного процесса.
Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-
творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными
способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и
стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка,
обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений
детей - такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой
протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.
Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная деятельность
ребенка.
13
При разработке оценки музыкальной среды необходимо опираться на
критерии ее качества.
1) Качество содержания.
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в
овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту
детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять
содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать
возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из
среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.
2) Качество структуры.
Структура должна быть трансформирующей и интересной для ребенка. В
ней должны быть представлены все виды детской музыкальной деятельности,
созданы условия для взаимодействия детей с любыми пособиями,
музыкальными инструментами.
3) Фундаментальный и эмоциональный комфорт детей.
В целом следует отметить, что при организации музыкальной среды
ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет
различные педагогические функции: проводит диагностику среды и
личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность),
проектирует цель и средства ее достижения, организует музыкально-
образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей,
обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты
процесса формирования музыкальной культуры дошкольников.
1.2 Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальной
культуры на музыкальных занятиях.
В педагогической практике с целью формирования музыкальной
культуры применяют музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя
на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и
14
двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в
целом.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально-
дидактических игр, которые можно рассматривать как:
игровой метод обучения, направлений на усвоение, закрепление и
систематизацию знаний о музыке;
одну из игровых форм обучения;
самостоятельную игровую деятельность;
средство музыкального общения и развития.
Назначение музыкально-дидактических игр:
формировать музыкальные способности;
в доступной игровой форме помогать разобраться в соотношении звуков
по высоте;
развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;
побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний,
полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми
впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к
восприятию, различению основных свойств музыкального звука. В процессе
игр дети приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются
такие качества, как чувство товарищества, ответственность.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н.А.
Ветлугина [4] разделяет игры на настольные, подвижные, хороводные.
Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной
деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л.Н. Комиссарова [12]
выделяет три группы: для различения характера музыки, для различения
элементов изобразительности и для различения средств музыкальной
выразительности.