Литературно-художественный анализ произведения (сказки) "Два унта по кличке «Рыжий»" Т. Григорьевой

Литературно-художественный анализ произведения (сказки) «Два унта по кличке
«Рыжий» Т.Григорьевой.
В этой сказке говорится о мальчике Баире, его семье и мудром старце.
2.Сказка бытовая потому что в ней задействованы люди и животные.
3.Эта сказка учит детей уважать старших, беречь родную природу, любить животных и
верить в чудо.
4. а) Были у него мама, папа и старший брат - Арсалан. Брат был старше не на много, на
год, но все-таки старше. Мама была хорошей хозяйкой и рукодельницей, папа тоже
многое мог сделать своими руками и сыновей к этому приучал. Семья была дружная, но
не богатая. Деньги тратили разумно, на самое необходимое, а на чем могли, экономили.
Баир очень хотел, чтоб ему покупали новые вещи, а ему приходилось донашивать старые,
доставшиеся от брата.
б) Вдали на дороге показался путник: высокий седой старик в красивом, шитом золотом
дыгыле. Старик нес большой тяжелый мешок. Рядом со стариком шел большой рыжий
пес. Баир был вежливым мальчиком, он знал, что надо помогать пожилым людям.
5.Художественное своеобразие произведения
а) традиционное начало. Жил в селе один мальчик, и звали его Баир.
б) Диалог. Баир раскапризничался и стал родным выговаривать: Не нужны мне такие
подарки! Я же просил подарить мне унты?! Где унты?
Мама стала его утешать: – Ну, не обижайся, ну в другой раз. Нет у нас сейчас таких денег.
Отец рассердился: Столько времени потратил на змея этого воздушного. Лучше бы на
рыбалку сходил. А братец подлил масла в огонь: А может сшить тебе унты из твоей
любимой собаки Дымки?
в) Волшебные слова. Слова-то нехитрые. Буки-бака, буки-бака, будет из унтов собака. А
чтоб собака в унты превратилась, надо сказать: Буки-бака, буки-бака, превратись в унты,
собака. Сказал старик такие слова, и собака превратилась в унты. Забирай, носи на
здоровье, но береги!
( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка-
примеры из текста)
г) Мама догадалась: - Проводи ее, сынок, может, опять со старцем свидишься, спасибо
скажешь. Оделся мальчик и пошел за собакой. И действительно: на старой дороге
встретил старца. - Здравствуй, дедушка. Спасибо тебе огромное. Вот ваш пес, здоров и
весел. - И тебе - спасибо. Счастья тебе и здоровья. А унты из моей собаки тебе больше не
понадобятся. Твоя семья больше не будет бедствовать, вы будете хорошо жить.
Попрощался Баир со стариком и побежал домой с радостной вестью.
6. сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях взаимовыручку,
уважение к пожилым людям. Вызывает у детей чувства сострадания к героям сказки.
Литературно-художественный анализ на примере сказки « Петушок и
жерновцы».
1.Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» о животных и людях.
2.Сказка о том, как мужик нашёл чудесные жерновцы и петушка. Как
жадный боярин украл эти жерновцы, а петушок помог вернуть их.
3.Идея сказки - осудить жадность, зависть, воровство. Показать как
важны дружба и взаимовыручка.
4.Старик и старуха – бедные, работящие люди. Радушные хозяева «Ехал
мимо какой-то боярин и заехал к старику со старухой в хату.
- Нет ли, - спрашивает, - чего-нибудь поесть?
Старуха говорит:
6. - Чего тебе дать, родимый,- разве блинков?
7. Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пирожки».
8. Боярин – завистливый, жадный, вороватый. « Позавидовал боярин
чужому добру и украл у них жерновцы». Хоть и богат, а у бедняков
последнее отбирает.
9. Петушок – отважный. «- Постой,- говорит кочеток – золотой гребешок, - я
полечу и догоню».
10. Обладает смекалкой: «Как услыхал боярин, сейчас приказывает своему
слуге:
11. - Эй, малый! Возьми брось его в воду.
12. Поймали кочетка, бросили в колодец.
13. Он и стал приговаривать:
14. - носик, носик пей воду! Ротик, ротик, пей воду…- и вытянул весь
колодец…
15. Боярин велел бросить петушка в горячую печь. Поймали кочетка,
бросили в горячую печь- прямо в огонь. Он и стал приговаривать.
16. - Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду…
17. И залил весь жар в печи
18. 5.Традиционное начало сказки: «Жили- были…»; концовка - обобщающая
фраза: «…кочеток - золотой гребешок подхватил жерновцы и улетел к
старику и старухе».
19. Главный герой петушок (животное) действует по образу и подобию
человека (антропоморфизм), например: Вспорхнул, влетел в боярские
палаты и опять кричит:
20. - Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые!
21. Кумулятивность: трижды просит петушок: «Кукареку! Боярин, боярин!
Отдай наши жерновцы, золотые, голубые !».
22. Диалог, раскрывающий характеристику героев и мотив их поступков:
23. Боярин «- Эй малый! Возьми брось его в воду…».
24. Петушок «- Постойте, не горюйте, - говорит петушок-золотой гребешок,-
я полечу, догоню!».
25. Старуха « Чего тебе, родимый, дать – разве блинков?».
26. Антитеза – жадность и зависть противопоставляются доброте и отваге.
27. Эмоциональный язык: «…стали горевать», «…Отдай наши жерновцы,
золотые, голубые…».
28. 6. Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает
воспитывать в детях отвагу и взаимовыручку, уважение к пожилым
людям, смекалку. Учит тому, что чужое брать не хорошо.
29. Вызывает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и
неприятие отрицательных качеств других.
Два унта и Рыжик
Русская народная сказка (волшебная)
Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего
волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять
перстень с Елены Прекрасной.
Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с
волшебными способностями.
Характеристики главных героев:
Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не
любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь
смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»
Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог
жует ,вора дожидается».
Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:
«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда
больше не есть и не топтать».
«Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам... Фыркнул
конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»
Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за
печку, в уголок,и сидит там».
В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как
выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего
испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е.
обладание волшебным предметом – перстнем.
Сивка-Бурка:
Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь
–одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей
дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»
Исполняет все приказы своего хозяина:
-Что угодно ,Иванушка?
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает
Иванушка
-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай
Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра
молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о
строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения
подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного
зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны
земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха входя в
зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку,
надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти
справа.!
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала
первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему
спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на
сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти...».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за
перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом.
гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед
травой.»
3. Антропоморфизм: « Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе
за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной,
как лист перед травой!»
5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка.
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! отвечает
Иванушка.
—Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»
6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое
вылез и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке
сказать, ни пером описать!
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое
ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»
7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки
рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели,
и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не
узнаешь!»
8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует,
получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду:
Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.
«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»
Характеристика языка:
Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»
«Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»
Разговорный: «экий», «дурень»
Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»
Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»
Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и
культурно –нравственное значение. Сказка проводник культуры в сердце
ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в
сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика -
это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого
русского языка.
Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать
правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки:
она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за
справедливость
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лиса и тетерев».
Русская народная сказка(о животных)
Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался
смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с
басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно
никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не
трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.
Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.
Характеристика главных героев:
Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой
дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса
льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала
твой голосочек.
Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром
слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять
и «поговорить со мной то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев
спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить
по земле».
Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на
землю она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой
дружочек,нынче указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж
звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот
это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить надо(дает
понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».
Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела
сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить
тетерева на землю.Сама испугалась.
Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая ,что она
льстит ему( «спасибо на добром слове»)
Тетерев наделен такими человеческими качествами
как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и
понимает ,что не с добрыми помыслами подошла она к дереву на котором
он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.
-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.
-Или ты меня боишься?-сказала лиса.
-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери
бывают.
Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их
поступков.
Художественные особенности сказки:
В этой сказке нет традиционного начала .
В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и
тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости
тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их
знает!»)
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию
человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом
языке,ведут диалог.
Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их
знает?».
Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает
воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно
доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть
продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лисичка-сестричка и волк
Русская народная сказка (о животных).
Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика.
Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса
прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.
Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.
Характеристика главных героев:
Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед
слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая.
«- Эх, куманек, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а
у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».
Обманщица «- Здравствуй, кумушка! - Здравствуй, куманек - Дай мне
рыбки! - Налови сам, да и ешь. - Я не умею.
- Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не
наловишь».
Волк глупый «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то
было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и
приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» - думает он.
«- И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на
меня, я тебя довезу».
Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки :
жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию
человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да
потихоньку и говорит:
- Битый небитого везет, битый небитого везет.
- Что ты, кумушка, говоришь?
- Я, куманек, говорю: битый битого везет.
- Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из
текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их
поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется
хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», «
бежать без оглядки», « погоревал он немного»,встречаются устаревшие
слова ( куманёк,кумушка,)
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает
воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно
доверчив”.
Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.
Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и
неприятие отрицательных качеств к другим.