Методы, приемы изучения и освоения учебных программ в ДМШ и ДШИ

Шишкина Анна Анатольевна
преподаватель вокально-хоровых дисциплин
МБУДО «Детская музыкальная школа №3»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Методы, приемы изучения и освоения учебных программ в
ДМШ и ДШИ
Методы и приемы, которые рекомендуется использовать в любых
учебных программах, тщательно отобраны, проверены. Они направлены на то,
чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись, поняли усвоили основное
содержание изученных произведений.
Важнейшие из них следующие:
1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному
материалу. В педагогике этот метод принято называть методом перспективы и
ретросперпспективы. Перспектива связана с задачами предвидения,
ретроспектива - с умением видеть прошлое, ранее встречавшееся в новых
условиях, уметь использовать и оценивать его в новых ситуациях. Три
положительных момента:
во-первых, освоение новой темы на уже знакомом материале,
становится более легким;
во-вторых, при таком повторении пройденный материал
поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень
большей сложности большей содержательности;
в-третьих, при таком сочетании новой темы со знакомым
материалом подчеркивается единство и непрерывность процесса
овладения музыкальной культурой.
2. Метод обобщения. Суть его состоит главным образом в том, что
каждый новый вывод должен опираться на предварительный опыт, дающий
возможность привести к суммированию (обобщению) накопленных
впечатлений.
Метод включает как бы два компонента. Первый - подготовительный
этап, заключающийся в предварительном накоплении музыкального опыта,
музыкальных впечатлений. Он может быть различным по времени и зависит от
степени сложности задач, которые учитель перед собой ставит. Второй -
собственно обобщение, то есть объединение в сознании учащихся многих
различных примеров с позиции их тождества, единства. Причем подвести ребят
к обобщению необходимо так, чтобы они его сделали сами.
Ценнейший элемент урока, особенно в младших классах, - игра. Создание
игровой ситуации служит одной из важнейших целей - увлечь не развлечь!)
ребят чем-то важным, нужным, хорошим, в данном случае - музыкой.
Игровые приемы служат «надежными предпосылками для увлеченности
ребят музыкальными занятиями и, следовательно, для успешности этих занятий
и создания на них той атмосферы творческой заинтересованности, в которой
процесс обучения будет процессом не только логически понятным, но и
эмоционально увлекательным».
Таким образом, первый метод - «забегания» и «возвращения» - готовит
базу для второго - «размышления», обобщения. Один метод как бы логически
продолжает другой.
3. Принципы построения урока.
Урок должен быть эмоционально насыщенным. Учитель обязан
постоянно ощущать эмоциональный контакт с учащимися. Сама форма
общения учителя с ребятами скорее напоминает форму беседы, рассуждений,
размышлений, споров, в процессе которых делаются необходимые для учебных
целей выводы, обобщения, формируются нужные навыки, умения и пр. Но
самое важное при этом - не упустить главного: все время стараться увлечь
ребят музыкой. Делать это нужно, разумеется, очень тонко, осторожно, без
искусственной возбужденности.
Цель программы - не только сформировать у учащихся исполнительские
хоровые навыки, но и научить их играть на разных простых музыкальных
инструментах: треугольнике, барабане, бубне, деревянных ложках,
погремушках, звучащих палочках; можно также хлопать в ладоши, легко
притопывать ногой, маршировать и т. д.