Типы сказок для психокоррекционной работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №2 имени Героя Советского Союза
Олега Петровича Матвеева»
Статья: «Типы сказок для психокоррекционной работы»
Выполнила:
педагог-психолог
Прокофьева Анастасия Сергеевна
г. Тула 2020
Типы сказок для психокоррекционной работы
п/п
Тип сказки
Характеристика
1.
Художественные
сказки
В этих сказках заложена многовековая народная
мудрость и житейский опыт. К данному типу также
относятся авторские истории. В художественных сказках
происходит сочетание таки аспектов как: дидактический,
психотерапевтический, психокоррекционный,
медитативный.
Целью создания художественных сказок не был процесс
психоконсультрования, однако они успешно
применяются в данной области. В процессе восприятия
сказочного сюжета ребенок на бессознательно-
символическом уровне усваивает философскую
подоплеку произведения, модели взаимоотношений,
нравственные ценности и т. д. В дальнейшем он может
осмысленно проигрывать сюжеты сказок или отдельные
эпизоды с друзьями и семьей.
2.
Народные сказки
Народные сказки содержат множество полезной
информации. В них заложены различные ценностные
идеи.
1. Мир вокруг в любую секунду может ожить и начать
общаться с нами. Данная идея закладывает в ребенка
способность внимательно и бережно относиться к
окружающему миру, представленному в многообразии
людей, животных, растений, рукотворных изделий и т. д.
2. Оживающие объекты окружающего мира живут
самостоятельной жизнью. Они могут говорить, думать,
взаимодействовать, чувствовать. Эта идея важно для
развития у ребенка эмпатии и рефлексии.
3. Нравственные понятия добра и зла, торжество сил
добра. Данный аспект важен для развития у ребенка
таких качеств личности как сила воли,
целеустремленность, бодрость духа, стремление к
саморазвитию, вера в собственные силы и др.
4. То, что для нас является самым ценным, не достается
даром. А если и достается, то часто утрачивается. Через
испытания приходит осознание ценности того, к чему мы
стремимся. Данная идея сказки учит детей планированию
и постановке целей, выбору средств для их достижения, а
также терпению и моральной стойкости.
5. В мире вокруг нас много помощников, но трудности
они помогают преодолеть только тогда, когда мы
исчерпали все свои возможности и не в состоянии с ними
справиться. Смысл этого аспекта народных сказок в
формировании у ребенка самостоятельности и базового
доверия к окружающему миру.
В народных сказках присутствует несколько сюжетов.
Это бытовые сказки, сказки о животных и
взаимоотношениях животных и людей, волшебные и
страшные сказки.
3.
Авторские
художественные сказки
В авторских сказках присутствует большая проработка
образов героев, чем в народных. Данные сказки помогают
клиенту осознать свои внутренние переживания. Для
продуктивной работы желательно подбирать
произведение с большим количеством личностных
проекций. Например, сказка Л. Пантелеева «Две
лягушки» подходит для работы и с детьми, и с
взрослыми. Данное произведение служит прекрасным
инструментом при работе с целью, или при утрате
человеком смысла жизни и потери всякой надежды на
благополучное разрешение ситуации. Сказка
демонстрирует, что за свое благополучие, жизнь,
здоровье, мечту необходимо бороться изо всех сил и не
сдаваться. У каждого человека существуют внутренние
ресурсы, которые в нужный момент помогают
справляться с жизненными проблемами.
4.
Дидактические сказки
Дидактические сказки создаются педагогами с целью
комплектования учебного материала в удобную для детей
форму. Абстрактные символы (буквы, цифры,
математические действия и др.) становятся
одушевленными, совершают различные действия, живут
в сказочном мире. Благодаря дидактическим сказкам
можно донести до ребенка информацию о важности и
ценности знаний.
Структура дидактической сказки-задания:
1. Погружение в волшебную страну сказки, в которой
живет одушевляемый символ. Рассказ о правилах и
обычаях жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя
могут выступать злые сказочные персонажи (дракон,
Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое
эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие
друзей).
3. Обращение педагога к ребенку. Только смелый
человек, обладающий определенными знаниями, может
спасти волшебную страну от разрушения. Чтобы вернуть
в нее мир и процветание, нужно выполнить некоторые
задания.
5.
Психокоррекционные
сказки
Данные сказки создаются педагогом для аккуратного,
ненавязчивого воздействия на поведение ребенка с
целью исправления (коррекции) негативной модели
поведения на более продуктивную. Ребенку нужно
пояснять смысл происходящего. Педагогу при создании
сказки важно знать истинную причину отклоняющегося
поведения ребенка.
Для психокоррекционных сказок существует ограничение
по возрасту (до 11-13 лет) и типу корректируемых
проблем (различные отклонения в поведении).
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1. Сначала педагог создает героя, схожего с ребенком
внешностью, возрастом и чертами характера.
2. Затем герой помещается в сказочную страну таким
образом, чтобы ребенок увидел сходство со своей
жизнью.
3. После этого герой попадает в проблемную ситуацию,
которая схожа с реальными жизненными трудностями
ребенка. Героя наделяем всеми переживаниями, что есть
у ребенка.
4. Герой сказки ищет пути решения своих трудностей.
Или сам педагог моделирует сказку таким образом, чтобы
герой начал производить активные действия. Персонаж
может встретить в сказки других существ со схожими
затруднениями и наблюдать, как они выходят из
ситуации. Герой также может встретить мудрого
наставника, под образом которого скрывается психолог.
Он помогает, направляет главного героя. Задача педагога
помочь ребенку увидеть собственную ситуацию под
другим углом, рассмотреть альтернативные модели
поведения, получить позитивный опыт.
5. Главный герой осознает собственную неправоту и
встает на путь позитивных изменений.
6.
Психотерапевтические
В основе психотерапевтических сказок лежат проблемы
жизни и смерти, приобретения и потери, любви и пути,
сказки
цикличности событий. Подобные сказки применяются,
когда все остальные психологические техники не
приносят должного результата, а также если требуется
переход сознания в область межличностных отношений и
философии событий.
Психотерапевтические сказки моделируются в процессе
поиска решений проблемных ситуаций и обретения
смысла происходящих событий. Героями сказки могут
быть дети или спонтанные реальные и вымышленные
образы. В подобном случае сказка трансформируется в
притчу, которой присущ символизм. Через
символическую интерпретацию можно выразить
происходящие в жизни человека события.
Психотерапевтические сказки могут быть адресованы
детям, если ребенок не знаком с вопросами жизни и
смерти. Например, объяснить смерть близкого человека.
Также сказки применимы и в других
психотравмирующих ситуациях: болезнь близких людей,
развод родителей и т.д. Таким образом,
психотерапевтические сказки могут применяться, когда
нужно объяснить смысл происходящих событий и помочь
клиенту изменить к ним отношение.
В образ главного героя мы вкладываем черты личности
клиента и создаем мир и события, в которых он мог бы
находиться. Задача психолога помочь клиенту принять
ситуацию и разобраться в смысле происходящего. Если
ситуация того требует, следует продемонстрировать, что
даже негативные события могут в конечном итоге
принести благо, поскольку помогают нравственно
развиваться и укреплять силу духа.
К психотерапевтическим сказкам также относятся
произведения, сочиненные сами клиентом, продукт
совместного творчества психолога и клиента, а также
ветхозаветные притчи и истории.
Сказки могут быть домашним заданием для клиента, он
может изучать их самостоятельно или во время работы с
психологом. Психотерапевтические сказки можно
сопровождать декорациями, рисунками или
изготовленными фигурами героев.
7.
Медитативные сказки
Для накопления позитивного образного опыта, снятия
психоэмоционального напряжения, улучшение
существующих отношений и развитие потенциала
личности создаются медитативные сказки.
Медитация это погружение сознания в определенный
процесс. Когда человек увлечен какой-то деятельностью
(рисование, игра, чтение, приготовление любимой еды и
т. д.), то можно сказать, что он находится в состоянии
медитации. Только полное погружение в процесс без
переключения на другие действия и занятия является
основой для личностного развития. Назначение
медитативных сказок продемонстрировать нашему
бессознательному существование альтернативных,
«идеальных» моделей взаимодействия с другими людьми
и окружающим миром. Отличительной чертой
медитативных сказок является отсутствие в них
отрицательных персонажей и конфликтов между
героями.