Картотека "Подвижные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Картотека
Подвижные игры
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: Жеребчук Т.В
Воспитатель 1 категории.
г.Надым 2020
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с
увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга
отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг
за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается
до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает
играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли
она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче
«Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит
на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются
по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором
спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
Подвижная игра «Передай – встань»
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.
Укреплять мышцы плеч и спины.
Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой.
В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится
черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По
сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади
сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч
передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и
т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.
Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи
мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает
игру.
Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.
Подвижная игра «Найди мяч»
Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий
становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в
руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается
угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав
«руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался
мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.
Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя
передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.
Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч
дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.
Подвижная игра «Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову).
Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома.
Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух
водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это
Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба
Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я -
Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие
отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на
противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться
рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до
окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они
присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит
раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз,
тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы
площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На
сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами.
Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого
связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят
стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все
бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу,
сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает:
«По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения,
говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой
рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише,
тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!».
Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети
опускают шнур на землю и расходятся.
Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять
место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо
согласно тексту, соблюдая ритм.
Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за
ним.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами,
ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу.
Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг-
«мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие
мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши
надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам
поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают
сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее.
По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают-
мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются
пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки.
Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка
захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети
будут бегать в двух.
Подвижная игра «Угадай, кого поймали»
Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в
прыжках.
Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на
полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика.
Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем
разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю.
«Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и
занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и
предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного
зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.
Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».
Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами
движения и стук колес).
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять
в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На
противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между
двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят:
«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три-
лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка
догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту,
считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится
пересчет пойманных и выбирается новый ловишка.
Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого
дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту,
ловить нельзя.
Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между
предметами.
Подвижная игра «Стадо и волк»
Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром
беге.
Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки:
телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на
противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает
одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове.
Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в
соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к
«дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит
все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют
траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»-
говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел
добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный
двор, где все размещаются по своим местам.
Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с
выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади
пастуха, волк уводит к себе.
Варианты: В игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.
Подвижная игра «Гуси – Лебеди»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться
в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на
противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место-
«луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают
гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их
«Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам
нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только
крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает,
пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных
гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем
назначается новый волк и пастух.
Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как
хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.
Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров,
который надо перепрыгнуть.
Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в
быстром беге, прыжках.
Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн
по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота
на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку
накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей
ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается
выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец,
а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д.
Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.
Правила: Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив
своей колонны.
Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см.,
под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через
которые надо перепрыгнуть.
Подвижная игра «Быстрей по местам»
Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу.
Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.
Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается
предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей
площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в
круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят « Ваня, Ваня, не
зевай, быстро место занимай!»
Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя
оставаться на месте после слова «бегите».
Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать
2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
Цель: Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать
ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.
Оборудование: мяч.
Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной
стороны площадки, остальные дети — «зайцы»
ОПИСАНИЕ Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной
стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев»,
потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья). На слова
воспитателя:
Зайчик прыг-скок. прыг-скок
В зеленый лесок
«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим
«норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает
с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает
мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».
Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой.
«Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Цель: Учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. развивать ловкость,
быстроту.
Описание: Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне
площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога.
Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2
неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи — в
берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической
стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и
забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст
сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших
спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные
медведи не участвуют в очередной игре.
Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы
дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.
Подвижная игра «Свободное место»
Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.
Описание : Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает
двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По
сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и
садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает
двух других детей. Игра продолжается.
Указания. Можно вызвать для бега и детей, сидящих в разных местах круга.
Подвижная игра «Волк во рву»
Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.
Описание: Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около
100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети
козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной
стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из
дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить
прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы
бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или
назначается другой водящий.
Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она
перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно
выбрать 2 волков.
Подвижная игра «Лягушки и цапли»
Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.
Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются
кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки
с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий)
стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к
болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли они
выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются
там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и
цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры
выбирается новая цапля.
Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть
их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны
равномерно располагаться по всей площади болота. В игре могут быть и 2 цапли.
Подвижная игра «Космонавты»
Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой
ориентировке в пространстве.
По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно
быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись
за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!
Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:
На какую захотим, Опоздавшим места нет.
С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не
хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно
рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра
повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять
различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.
Подвижная игра «Сокол и голуби»
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.
На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между
домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной
стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из
одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся
рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.
Подвижная игра «Птички и клетка»
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении
полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.
Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по
кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит:
«Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку
(в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети
опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг.
Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети
меняются ролями.
Подвижная игра «Самолеты»
Цели: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега,
соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.
I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны).
Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к
воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2-3
мин.
II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на
корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом
отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать
друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на
посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без
аварий. Игра повторяется 3-4 раза.
Подвижная игра «У кого мяч»
Цели: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.
Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно
придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается
угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен показать
обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.
Подвижная игра «Совушка»
Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции
поведения.
На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу
«День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все
замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается,
вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие
реакции на быстрое принятие решения.
Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы
располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от
охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в
кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин
воспитатель меняет охотника.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с
увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга
отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг
за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается
до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает
играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли
она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче
«Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит
на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются
по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором
спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: Выбираются 2 лисы.
Подвижная игра «Передай встань»
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.
Укреплять мышцы плеч и спины.
Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой.
В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится
черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По
сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади
сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч
передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и
т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.
Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи
мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает
игру.
Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.
Подвижная игра «Найди мяч»
Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий
становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в
руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается
угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав
«руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался
мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.
Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя
передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.
Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч
дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.
Подвижная игра «Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову).
Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома.
Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух
водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это
Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба
Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я -
Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие
отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на
противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться
рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до
окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они
присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит
раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз,
тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы
площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На
сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.
Подвижная игра «Быстро возьми».
Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг
предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один или два меньше, чем
детей. На сигнал: «Быстро возьми! » - каждый играющий должен взять предмет и поднять
его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра
повторяется 2-3 раза.
Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи».
Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а
остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер
- в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые
в тройках «шишки», вторые «жёлуди», третьи «орехи».
Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все
играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится
стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без
места, становится водящим. Если водящий скажет «жёлуди», меняются местами стоящие
в тройках вторыми, если «шишки» - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена,
водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: «шишки,
орехи». Вызванные также должны поменяться местами.
Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры:
1. Вызванным запрещается оставаться на месте.
2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок
становится водящим).
Подвижная игра «Караси и щука».
Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие распределяются на две группы.
Одна группа образует круг – это камешки, другая группа – караси, которые попадают
внутрь круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя: «Щука! » -
она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять
место за кем-то из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой
караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с новой щукой. По окончании
игры воспитатель отмечает самых ловких водящих.
Подвижная игра «Пятнашки».
Выбирается водящий, который получает цветную повязку, и встает в центр площадки.
После сигнала: «Лови! » - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать
кого-либо из играющих и коснуться его рукой. Если ему это удается, ребенок, которого он
коснулся, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду: «Стой!
», и игра останавливается, подсчитывают количество пойманных водящих. Игра
повторяется с новым водящим.
Подвижная игра «Чье звено скорее соберется?»
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа
выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Воспитатель раздает ведущим
ленточки разного цвета. По цвету ленточки звено получает наименование – «зеленые»,
«синие», «красные», и т.п. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие начинают ходить,
бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от
задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «на места» водящие
останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх.
Остальные быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стойке
«смирно». Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым.
Вариант. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: «Стой!» Все играющие
останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места,
поднимают ленточки и замирают. Воспитатель произносит: «На места!» Дети открывают
глаза и спешат построиться за своим водящим.
Указания. В игре можно использовать разные построения и положения: в шеренги, в
круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т.п. Можно ввести условие:
«Делай, как водящий», тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную
водящим.
Подвижная игра «Белые медведи».
Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое
место - льдина. На ней стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата»
произвольно размещаются по всей площадке.
Описание. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и устремляется ловить «медвежат».
Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого
два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.
«Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют
свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на
помощь!» «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие
двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех
пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный становится
«белым медведем». Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры:
1. «Медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не
осалил «медведь».
2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы
площадки.
Подвижная игра «Ловля бабочек».
Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно
место. Остальные дети - «бабочки». На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад
полетели» дети - «бабочки» летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя
«ловцы!» два ребёнка, держась за руки, стараются поймать бабочку: окружить его,
соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край
площадки, на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На
слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети - «бабочки» прыгают по всей площадке.
Их ловят другая пара ловцов. Когда будет поймано 4-6 бабочек, подсчитывают, сколько
поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы.
Подвижная игра «Выручай!»
Дети стоят в кругу лицом в центре. Два ребёнка, выбранных заранее, выходят из круга и
бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может
спастись, встав сзади у кого-нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать:
«Выручай!» Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать
сзади другого. Если ребёнок не успеет встать, её поймают. При повторение игры
выбирают следующую пару детей.
Подвижная игра «Пустое место».
Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков,
одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит
в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного
места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Правила. 1. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в
круг, и выбирается новый водящий. 2. Дети бегают только за кругом. 2. Стоящие в кругу
не должны задерживать бегущих.
Указания к проведению. Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где
можно бегать без помех. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг
от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга
играющих.
Подвижная игра «Платок».
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на
плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет
его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде
чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок,
отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг,
то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на
плечо, игра продолжается.
Правила. 1. Дети не должны перебегать через круг. 2. Во время бега не разрешается
задевать руками стоящих в круге. 3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. 4.
Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому
положить на плечо платок.
Указания к проведению. Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет
круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место.
Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.
Подвижная игра «День и ночь».
Играющие распределяются на две команды - «День» и Ночь». По середине зала
проводится черта или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к
другу становятся команды. Воспитатель говорит: «Приготовились!», затем дает одной
команде сигнал к бегу, например, произносит: «День!». Дети убегают за условную черту,
а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников,
стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает команда,
которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды.
Подвижная игра «Море волнуется».
Участники игры разбегаются по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии
1 м, и каждый свое место обозначает кружком. Водящий ходит между играющими,
выполняя разные движения. Он подходит к играющим и со словами «Море волнуется»
кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий, идут за ним, выполняя
те же движения. Так играющие все уходят со своих мест. Водящий уводит их как можно
дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и
быстро говорит: «Море спокойно». Водящий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто
не успел занять кружок, становится ведущим.
Подвижная игра «Удочка».
Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель держит в руках веревку, на конце которой
привязан мешочек с песком. Педагог вращает мешочек на веревке по кругу над самой
землей (полом, а дети подпрыгивают, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
Предварительно воспитатель показывает детям, как следует подпрыгивать: энергично
оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Воспитатель вращает мешочек в обе
стороны попеременно.
Подвижная игра «Не попадись».
На полу чертят круг (или выкладывают из шнура). Все играющие становятся за кругом на
расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится в круг в любом месте. Дети
прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то
время, когда они находятся в кругу. Ребенок, до которого водящий дотронулся, отходит в
сторону. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра
повторяется со всеми детьми.
Подвижная игра «Мяч водящему».
Играющие строятся в две-три колонны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с
большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий
бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и
бежит в конец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в
колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.
Варианты игры:
1. Использовать мячи разных размеров (малые - d= 100-120 мм, большие - d-200-250 мм).
2. Водящий, бросая мяч игроку, называет какое-нибудь обобщающее слово, например луг
(река, лес, транспорт, игрушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч,
должны произнести слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например
растение - это цветок, трава, ромашка и т.д.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Гори, гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой
тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость,
быстроту.
Ход игры:
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается
оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают
стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки.
Водящий, в свою очередь, старается поймать кого-нибудь из бегущих. Пойманный
становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим.
Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого-либо
поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.
«Солнце»
Цель: учить действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за
руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить
стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, Дети ходят
Лето будет жарче. по кругу.
Я зима теплее, Идут в центр.
А весна милее, Из центра обратно.
А зима теплее, В центр.
А весна милее. Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
«Ворон»
Цель: учить двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать
содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и
разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок ворон (он стоит в кругу вместе
со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг,
дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок,
до которого дотронулись, становится вороном.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой
образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и
поют:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги,
легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: кап!
- Ой, промокнут сорок лап!
- Идут «паровозиком» пружинным шагом.
- лёгкий бег.
Насморк мне не нужен,
Обойду я лужи.
Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу.
Идут, высоко поднимая ноги
- стоя, трясут правой ногой
- левой ногой
Шла сороконожка
По сухой дорожке
И затопала потом,
- Ой, какой от лапок гром!
- Идут «паровозиком» пружинным шагом.
- Идут топающим шагом
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать
движение и заканчивать его.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь,
Мы к тебе пришли,
Мы к тебе пришли,
Медку принесли.
«Медведь» ходит вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.
Медведь, медведь,
Получай-ка мёд,
Получай-ка мёд,
Угадай, кто зовёт?
«Медведь» кушает мед.
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя.
Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь!». «Медведь» старается угадать того, кто его
позвал.
«Колечко»
Цель: воспитывать любовь к фольклору, развивать саморегуляцию и произвольность
поведения.
Ход игры:
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают
ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в
ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
«Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте-ка, ребята, где золото упало?».
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько
шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие
рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не
пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо
ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.