Фольклорная игра на уроках хореографии

МБУДО ДШИ №2
Фольклорная игра на уроках
хореографии
Методическая разработка выполнена преподавателем Ершовой С.В.
Саров,2020
2
Содержание.
Введение………………………………………………………………………3
1. Что такое игра…………………………………………………………………4
2. Фольклорные игры на уроках хореографии…………………………………8
2.1. Особенности фольклорной игры
2.2. Выбор фольклорной игры
2.3. Этапы разучивания фольклорной игры
2.4. Репродуктивный метод на уроках хореографии
3. Условия успешного творческого развития учащихся на уроках
хореографии………………………………………….....................................14
Заключение……………………………………………………………………18
Библиография…………………………………………………………………19
Приложение…………………………………………………………………...20
3
Введение
Все мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети были разносторонне развитыми,
творческими людьми. Поэтому отдаем их во всевозможные учреждения
дополнительного образования. Данная система, при правильной ее организации и
ценностном подходе к проблеме воспитания имеет огромный потенциал для
создания той благотворной почвы, тех условий, которые необходимы для
свободного творчества растущей личности. Посещение детьми различных студий,
школ искусств определяется по принципу добровольности, поэтому необходимо
создать такую атмосферу, чтобы у ребенка появилось желание приходить снова и
снова.
Формирование личности ребенка - это, прежде всего, формирование его
характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт
личности, и на ее направленность, и на поведение человека в целом. Развитие
характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности
ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка таких
качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя
свобода и уверенность в себе являются занятия в хореографических коллективах
и школах.
Но, к сожалению, не всегда конечный результат нас радует. Существует
много причин, по которым ребенок не смог раскрыть свой потенциал. Одна из
причин - засилье репродуктивного метода, не создающего условий для
творческой свободы ребенка.
В данной методической работе рассматривается одно из возможных
решений этой проблемы: творческое развитие учащихся через фольклорную игру
на уроках хореографии.
В работе представлен подробный перечень условий, необходимых для
творческого развития детей, разработанный на основе многолетнего опыта
педагогической деятельности. В этом его новизна.
Работа содержит практические рекомендации и описание фольклорных игр.
Она может быть использована в работе школ искусств, хореографических
коллективов и студий. В этом ее практическая значимость.
Цель работы показать роль фольклорной игры в творческом развитии
ребенка на уроках хореографии.
Задачи:
1. Рассказать о фольклорной игре и ее особенностях.
2. Представить этапы разучивания фольклорной игры.
3. Показать значимость фольклорной игры на уроках хореографии.
4. Обосновать выбор фольклорной игры в зависимости от возраста
обучающихся.
5. Систематизировать задачи, стоящие перед преподавателем на разных
уровнях творческого развития ребенка в танце.
4
1. Что такое игра
Вначале работы мы кратко рассмотрим «игру» как общее понятие, так как
основные принципы и положения характерны и для фольклорной игры.
Игра, прежде всего, есть субстанция любой, в том числе русской культуры,
важнейшая часть досуга народа. Русская народная культура чрезвычайно богата
играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный
Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, игровые хороводы, кулачные бои,
состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения
человека.
Игра это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже, поэтому не
копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные
действия нечто свое, самобытное. Не потому ли игра всегда противостоит
сковывающей дидактике любого вида? Не потому ли, как считает А.Эйнштейн,
в игровом мироощущении присутствует истина более глубокая, чем в
рассудочном взгляде на мир?
Дети в игре все делают как бы втроем: их разум, их подсознание, их фантазия
все это участвует в игровом самовыражении как одна из существенных
потребностей растущего человека. Дети всегда играют всерьез. Почему? Потому,
что в игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом
развитие определенных, в ней реализуемых способностей, выявляется
потребность ребенка в саморазвитии.
Таким образом, можно рассматривать игровую деятельность как своеобразную
сферу человеческой жизнедеятельности, имеющую свои особые формы и
проявляющуюся в других видах деятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть,
что игра, являясь одним из важнейших пластов досуга, служит, с одной стороны,
моделью, образцом жизни, социальной взрослости; с другой источником
веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, мажорного тонуса жизни.
Удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации.
Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории
истории и искусства термин "игра" имеет разные толкования.
Мы выделяем из них ряд общих положений, отражающих сущность феномена
игры:
1. Игра многогранное понятие. Она означает занятие, отдых,
развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в
процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся
их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и
самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей
деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их
жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни
и неигровой деятельности.
5
2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их
деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир,
открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного
творчества, активности, самопознания, самовыражения.
3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны
иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным
явлением. Игра первая ступень деятельности ребенка-дошкольника,
изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность
младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере
взросления учащихся.
4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта,
биологического фонда Игра - специфический, чисто детский мир жизни
ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что
развиваются, и развиваются, потому что играют.
5. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом
обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру
прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики,
доступной пониманию.
6. Игра свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество. Продукт игры наслаждение ее процессом, конечный
результат — развитие реализуемых в ней способностей.
7. Игра главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы
межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы,
товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт
взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и
непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения,
проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной"
практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения
ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Ребенок должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Для того
чтобы поднять ребенка на новый уровень произвольности, необходимо, опираясь
на его эмоциональное отношение, интересы, желания найти такое средство,
которое станет побудителем собственной активности ребенка, и будет
мотивировать его действия, связанные с расширением знаний, формированием
нужных умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельной
творческой деятельностью. Именно таким стимулом и является фольклорная игра.
6
Народная игра игра, реализующаяся на принципах добровольности. Являясь
феноменом народной культуры, служит одним из средств приобщения детей к
народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект
воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в
современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам
является весьма своевременным.
Благодаря своей образности народная игра увлекает не только детей,
подростков, но и взрослых.
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это важнейшее
требование к условиям ее формирования реализуется в процессе фольклорной
игры.
Что даёт игра детям?
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя,
только добровольно.
Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с
ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность. Игра дает
выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек
свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра
снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной
жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и
физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно
нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в
нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет
тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент
неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно
вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и
глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и
после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум,
настраивает на поиск оптимальных решений.
7
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым
интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы
победа была одержана по всем правилам. Игра дает понятие о самоограничении и
самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный"
коллектив добьется успеха и совершенства в танце.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки,
исполняя танцевальные номера.
Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых
танцевальных образов.
Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить
интригу и реализовать ее.
Игра дает развитие психологической пластичности. Игра - это театральное
искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
Игра дает радость общения с единомышленниками.
Игра дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности,
который так высок сейчас у родителей и передается детям.
Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах
она предполагает обучение.
8
2. Фольклорные игры на уроках хореографии
2.1 Особенности фольклорной игры
1. Содержит минимальное количество правил, которые не трудно соблюдать.
2. Прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».
3. Дает не только знания, но и учит бережному отношению к природе, к людям.
4. Представляет большое поле деятельности для творчества.
5. Все фольклорные игры добрые и несущие радость.
6. Может занимать то количество времени, какое необходимо педагогу.
7. Объединяет детей, обеспечивает целостность.
8. Изначально игры просты в исполнении, что дает возможность усложнять их,
отрабатывать на них танцевальный материал.
9. В основном фольклорные игры сопровождаются словом. Дошкольникам,
младшим школьникам, даже иногда и подросткам сложно весь урок «держать
язык за зубами». А здесь предоставляется такая возможность, не отвлекаясь от
урока.
10. Обычно в свою игру дети неохотно допускают взрослых. Здесь же участие
взрослого естественно.
11. Фольклорная игра благодаря образности увлекает не только детей,
подростков, но и взрослых людей.
12. Почти всегда фольклорная игра исполняется под аккомпанемент, что делает ее
особенно привлекательной для использования на уроках танца.
9
2.2. Выбор фольклорной игры
Учебный план хореографических отделений школ искусств,
предусматривает следующие предметы классический танец, народный,
историко-бытовой, ритмику. Фольклорная игра может стать одним из элементов
урока по народному танцу и ритмике.
Игровая деятельность может быть частью разминки или выступать как одна
из возможностей повторения изученного ранее элемента или рисунка танца. Если
урок был трудный, много нового материала, то проведение фольклорной игры в
конце занятия поможет снять напряжение, дать положительный настрой. Ведь
известно, на какой ноте завершить урок, такое восприятие от него и останется.
Таким образом, выбирая фольклорную игру, необходимо определить какая роль
на данном уроке ей отводится.
Игра на уроке хореографии не должна превалировать над основной
деятельностью занятия. Необходима педагогическая пропорция разной
деятельности. Безусловно, игра ярче и притягательнее для детей, чем, к примеру,
учение. Они не знают в играх чувства меры, увлекаются ими чрезмерно. Будучи, с
одной стороны, деятельностью предварительной, подготовительной,
упражняющей по отношению к учению, с другой, весьма важной стороны, игра
является деятельностью автономной, завершающей, эстетически и практически
наиболее развитой.
Выбор фольклорной игры и время, отведенное ей, зависит от цели урока,
возрастных и психологических особенностей учащихся. Для ребенка игра - одна
из форм его деятельности, через которую он осваивает мир, человеческие
отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создает
особый колорит всей детской жизни. В отрочестве и юности в игровой форме
осваиваются социальные нормы поведения в обществе, происходит
самоопределение и самоутверждение личности.
В младших классах на первое место выдвигается эмоционально-образное
содержание, поэтому для малышей наиболее эффективны игры ролевые. Через
игру ребенок знакомится с окружающим миром. В ряде игр представлена
трудовая деятельность взрослых. Так, например, в играх «Редька», «Репка» и
«Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети
показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. Название фольклорных игр и
их образы тесно связаны с крестьянским бытом «Конь», «Ястреб и голуби»,
«Плетень».
Кроме развития творческого, эмоционального начала, фольклорная игра
дает возможность решить задачи, непосредственно касающиеся танца.
Например, для детей 6-10 лет подбираются игры с целью повторения
танцевальных элементов. Например, игры «Каравай», «Пузырь» можно
использовать с целью научить детей «держать» круг. Главное, чтобы для каждого
10
учащегося это было лично значимым. Я, например, перед игрой ребят спросила,
какой каравай каждый из них хотел бы получить на свой день рождения. Ответы
были такие – красивый, большой, вкусный. Все сошлись во мнении, что он
должен быть круглый и ровный. Далее началась игра, и каждый старался держать
круг, т.к. пирог будут печь и ему. Ребятам удалось испечь каравай круглым.
Причем круг и большой и малый тоже удалось исполнить.
Игра «Заинька» поможет в закреплении и повторении различных
выученных поклонов. Универсальна в плане повторения изученного материала и
собственного прочтения знакомых движений игра «Трифон». Причем, ее можно
использовать для учащихся всех возрастов.
В начале любой игры обговариваются правила, чем старше ребенок, тем
сложнее перед ним ставится задача. К одной игре, например «Трифон», педагог
может поставить разные цели. Например, исполнять движения, изученные
только сегодня на уроке, или наоборот, только свои, придуманные, и т.д. Для
развития образного исполнения, самовыражения можно использовать игру
«Воробей». Задания «воробью» можно давать самые разные: показать, как ходят
бабушки, юноши, девушки, озорники-мальчишки… Фольклорная игра тем и
ценна, что цели и задачи педагог может менять в зависимости от различных
обстоятельств, условий.
Фольклорная игра учит ребят исполнять танцевальные номера
эмоционально, наделять героев характерами, помогает «проживать номер».
Особенно ярко это проявляется при постановках сюжетных композиций по
мотивам русских сказок. При постановке композиции «Зайкина избушка», дети
точно и ярко описывали движения главных героев, высказывали предположения,
о том, как действующие лица могут себя вести, двигаться, во что играть. Идея
игры зайцев в снежки, была подсказана ребятами, и мы ее с удовольствием ввели
в номер.
В игре «Волк и козлята» также были использованы движения придуманные
детьми. В конце композиции учащиеся предложили образовать замкнутый круг и
не выпускать из него волка.
Особое внимание следует уделить подбору фольклорной игры для
подростков. «Игра - забава», увлекающая малышей не всегда эффективна в работе
с этой возрастной категорией. В этом возрасте игра носит другой характер.
Подростки хотят быть взрослыми, поэтому требуют к себе соответствующего
отношения. Важно, чтобы «играя во взрослых» процесс « включения эмоций»
был естественным и переживался подростками без искусственной наигранности
или снисходительной иронии. Детям начинаем предлагать игры «Подушечка»,
«Селезень и утица» (поцелуйные). Кто-то скажет, что подросткам рановато играть
в такие игры. Но я считаю, что именно в этом возрасте, фольклорная игра
поможет сформировать правильное, уважительное отношение к девушке или
юноше.
11
Психологическое (личностное) пространство ребят интеллектуализируется,
поэтому они активно включаются в процесс поиска решения творческих проблем,
осознанно играют персонажей, наделяют их характерами, т.е. используют опыт
полученный от фольклорной игры. Свое творчество и свободу ребята активно
реализуют в игровых хороводах, плясовых.
Выбирая игру для подростков, нередко приходится делать акцент на
взаимоотношениях ребят. Часто 10-12 летний ребенок не хочет стоять с кем-то
рядом, не говоря уж взять «неприятного» соседа за руку. Подбирается игра
(например «Тетера»), в которой происходит незаметный переход детей, и ребенок
берет за руку «неприятного соседа», при этом не чувствует никакого давления и
дискомфорта. Часто это «новое отношение» остается и после игры.
Для старшеклассников фольклорная игра как отдельный элемент на уроке
очень редок. Фольклорную игру, в основном, мы используем при постановках
танцевальных и вокально-хореографических композиций. Например, в свадебном
обряде, в обрядах «Колядования», «Масленицы»... Но чаще всего, перед
учащимися ставится определенная задача, решая которую они должны опираться
на опыт, полученный от фольклорной игры. Решая проблему (например,
придумать финал танцевального номера или придумать разные образы для
танцевальных пар в пляске, кадрили), ребята тоже играют, сами этого не замечая.
Они выполняют роли режиссеров, хореографов постановщиков, иногда даже
костюмеров. Главное условие всех игр увлеченность процессом, а не
результатом. Результат придет через интерес к процессу его поиска.
Важно помнить: игра не может быть навязана детям. Она должна исходить
из возможностей и интересов учащихся. Привлекать их к участию всем своим
содержанием и структурой. Для учителя включение игры в урок должно быть
продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения и
воспитания. А для учащихся игра – способ самовыражения, самоопределения,
самореализации и самооценки. Если для учителя игра средство достижения
определенной педагогической цели, то для учащегося, цель сам процесс игры.
Но этот процесс организуется такими способами, которые позволяют исподволь,
ненавязчиво вести учащегося, к освоению нового, к приобретению новых
личностных качеств.
Фольклорная игра как вид творческой деятельности содержит в себе все
богатство возможностей для полноценного творческого развития, так как в ее
основе лежат такие принципы как свобода, творчество, импровизация,
индивидуальность, сотрудничество, самовыражение, осознанность, гармония.
Таким образом, конечная цель использования фольклорной игры на уроках
хореографии это переход от нее к танцевальной импровизации, которая
одновременно является исследованием, игрой и творчеством. Таким образом, она
содержит в себе все основные продуктивные методы развития личности ребенка.
12
2.3. Этапы разучивания фольклорной игры
1. Объясняются правила игры.
2. Знакомство с текстом песни, заклички, т.е. со словесным материалом, если
он сопровождает игру.
3. Знакомство с музыкальным материалом, который сопровождает игру.
4. Если есть необходимость, проговариваются характеры, образы героев.
5. Водящего обязательно выбираем по считалке (чтобы исключить обиды).
6. Проведение игры.
7. Закончить на позитивной ноте, т.к. впечатление от игры зависит от ее
окончания. Окрик со стороны учителя не допустим.
13
2.4. Репродуктивный метод на уроке хореографии
Существует много программ, ориентированных только на репродуктивный
метод преподавания хореографии. Ознакомившись с ними и даже какое-то время
опираясь на них, я выделила несколько отрицательных моментов.
Если урок по танцу строиться только на репродуктивном методе обучения,
то в результате идет механическое заучивание без понимания природы и смысла
движений. Это может привести к непластичности, которая проявляется:
- в изменении напряжения при повышенном старании правильно выполнять
задания;
- в движениях детей не хватает свободы и естественности, они слишком
озабочены проявлением внешней формы;
- в низком уровне осознанности движений и скованности при взаимодействии;
- в плохой концентрации и высокой отвлекаемости детей, плохой ориентации в
пространстве.
Необходимо, чтобы воспитание и развитие в танцевальном творчестве
происходило с учетом многогранности танца с использованием различных
игровых приемов, которые позволяют разнообразить структуру и содержание
урока.
Таким образом, форма организации танцевальной деятельности на уроках
хореографии, направленная только на формирование технических навыков не
способна обеспечить гармоничного развития ребенка и не развивает его
творческие способности; для того, чтобы танцевальная деятельность стала
развивающей и творческой, необходимо обогатить ее продуктивной
деятельностью и фольклорными играми.
14
3. Условия необходимые для успешного творческого развития
учащихся на уроках хореографии
Танцевальная деятельность детей в школе искусств направлена, в первую
очередь, на осознание детьми своего внутреннего мира, на формирование
творческой и гармоничной личности. Практика показывает, что использование
различных малых форм фольклора помогает детям в этом, так как именно эти
произведения способны детей сопереживать, радоваться и испытывать другие
чувства. Достижение образовательных целей невозможно без комплексного
подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания
специальных творческих условий обучающей среды.
Можно выделить ряд условий необходимых для успешного творческого
развития детей:
1. Глубокое знание физических и психических особенностей данного возраста и
организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных,
личностных, социальных и творческих потребностей детей.
2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога;
способность педагога создавать благоприятный психологический климат на
занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для
подражания.
3. Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:
- духовное развитие невозможно без развития телесного,
- семантика тела является ключом к бессознательному,
- развивая двигательно-координационные способности ребенка, развивается его
сознание,
- освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх
перед коммуникацией, увеличить доверие к себе и окружающим.
4. Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в
процессе обучения детей танцу; приоритет отдается занятиям творческого
содержания, на которых ребенок должен сам находить правильные движения
(овладение техникой в дошкольном и младшем школьном возрасте находится в
подчиненном положении).
5. Важность индивидуального подхода, так как у одних детей может преобладать
уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других -
наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо
развивать именно то, чего недостает.
15
6. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития
личностных и креативных способностей, то есть научить творчеству и
импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованность обучаемого и
вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.
7. Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов
способствует гармонизации этого процесса; помимо использования
репродуктивных методов обучения - словесных, наглядных, практических -
распространенных в традиционных школах танца и основанных на показе и
повторении, необходимо использовать продуктивные методы - поисковый,
исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в
репродуктивной, так и в творческой части занятия.
8. Использование разнообразных форм работы детей на занятии, чередование
таких форм деятельности, как:
- самостоятельная работа и специально организованная;
- коллективная и индивидуальная деятельность.
9. Адекватная оценка деятельности. При оценке развития технических
способностей важно оценивать каждого ученика не в сравнении с другими, а
оценивать его рост относительно его прежних результатов.
10. Поощрение индивидуальности. При оценке творческой деятельности детей
необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу
самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих
задач.
Состоявшаяся творческая личность - это результат и природной
одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной
ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд.
Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой
личности.
Таким образом, для сознания условий полноценного творческого развития
ребенка в танце, необходима работа педагога на трех уровнях:
Система ценностей
Техника
Творчество
16
1 уровень - развитие техники:
развитие физических данных - гибкости, силы, формы, выносливости и т.д.
При работе на этом уровне задача педагога заключается в том, чтобы
научить ребенка точным движениям и точному восприятию через передачу опыта
и целенаправленного обучения. Задачи этого уровня решаются на уроках
хореографии, где ребенок имеет возможность расширить технический арсенал
своих движений, улучшить свои технические параметры.
2 уровень - развитие творческих способностей включает:
- творческое исследование своего тела и его возможностей, поиск своей
индивидуальной пластики;
- поиск новых выразительных способов движения и способов перемещения в
пространстве;
- исследование различных способов взаимодействия в группе, в различных
условиях;
- формирование умения строить творческий замысел и искать возможности его
реализации на основе различных фольклорных произведений;
- развитие работы воображения и способности мыслить образами и выражать их в
движении.
Задачи этого уровня решаются в рамках занятий по импровизации,
контактной импровизации, композиции. При работе на втором уровне широко
используются творческие задания с использованием различных произведений
фольклора, где результат заранее неизвестен ни ребенку, ни педагогу. Педагог
должен подвести ребенка к самостоятельному исследованию и поиску. Занятия
этого уровня требуют от ребенка творческого понимания, его активное включение
в общение с самим собой, с другими, с пространством.
3 уровень - развитие системы ценностей - состоит из следующих моментов:
- развитие духовной сферы ребенка;
- родственное отношение к окружающему;
- воспитание свободы и ответственности;
- воспитание характера и мотивационной сферы;
- развитие способности к синергетической коммуникации.
17
Задачи этого уровня решаются в процессе открытого и доверительного
общения педагога и ребенка. Здесь решающее значение имеет личность педагога,
его человеческие качества. При работе с этим уровнем задачей педагога является
создание особого, доверительного, психологического климата в отношениях с
детьми и создание специальных творческих условий, которые бы стимулировали
и закрепляли ценностное отношений к миру.
Таким образом, обучение танцевальной деятельности не может отводиться
лишь к освоению техники танца, если мы хотим развить действительно
творческую личность. Только подчиняясь второму и третьему уровню, первый
становится компонентом творческих способностей. Определяющим является
третий уровень, так как от личности педагога и качества его общения и
взаимодействия с детьми зависит успех работы на втором уровне, а без
осознанности, которую дает второй уровень, освоение техники способно
принести больше вреда, чем пользы.
18
Заключение
Художественная структура фольклорных произведений является
универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим
и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к
чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и
нравственного воспитания детей.
Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески
самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность,
значимую для него. Фольклорная игра - это именно то, что близко по духу
ребенку, и ее использование позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что
нельзя выразить словами.
Мой опыт работы позволяет подтверждать, что занятия, которые
проводились с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на
развитие и танцевальной деятельности, и на развитие творческих способностей
детей.
Танец содержит в себе огромное количество возможностей для раскрытия
творческих способностей личности, для ее духовного роста, через раскрытие ее
природной сущности. Мы рассмотрели только один из них фольклорная игра.
Танец - это действенный способ гармонизации человеческой личности в процессе
творческого развития.
Ориентация на продуктивные формы при организации танцевальной
деятельности позволяет создать оптимальные условия для творческого
самовыражения ребенка.
Фольклорная игра как вид творческой деятельности содержит в себе все
богатство возможностей для полноценного творческого развития, так как в ее
основе лежат такие принципы как свобода, творчество, импровизация,
индивидуальность, сотрудничество, самовыражение, осознанность, гармония. От
фольклорной игры дети переходят к танцевальной импровизации, которая
одновременно является исследованием, игрой и творчеством, таким образом, она
содержит в себе все основные продуктивные методы развития личности ребенка.
19
Библиография.
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
2. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие/авт.-
сост.О.В.Слонь.- Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018.
3. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989.
4. История русского танца. / Под ред. Аленковской А.А. - М.: Просвещение,
1995.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.:
Педагогика, 1982.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.:
Педагогика, 1983.
7. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: исследования
и тексты. М-во образования РФ; Карельский гос.пед. ун-т.-
Петрозаводск,2001.
8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
10. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - М.: Время, 1994.
11. Нижегородский детский фольклор.- Н.Новгород,1993.
12. Белоус Т.И. Русская народная свадьба нижегородского края.- Н.Новгород:
МП «Просвещение», 1993.
13. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие/авт.-
сост.О.В.Слонь.- Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры фольклорных игр
ЯЩЕР (целовальная хороводная, летний хоровод)
Одного ставят в середине круга вместо Ящера. Остальные водят хоровод «по
солнышку», напевая:
Сиди, сиди, Ящер,
В ореховом кусте,
Гложи, гложи, Ящер,
Ореховы ядра,
Лови, лови, ящер,
Девку чернобровку.
По окончании куплета хоровод начинает быстро вертеться «против солнца».
Ящер должен ухватить кого-либо. Пойманная целует.
ПОДУШЕЧКА (целовальная хороводная)
Хоровод идет «по солнышку», поют:
Подушечка-раздушечка, моя пуховая,
Ой-лёли-лёли, моя пуховая.
Кто-то с платком ибо с подушечкой) ходит против круга, выбирает.
Кому вечер /2р., а мне вечеринка,
Ой-лёли-лёли, а мне вечеринка.
Берёт особу противоположного пола.
Кому цветы, /2р. а мне красну девку,
Ой-лёли-лёли, а мне красну девку.
В центре круга стелет платок (кладет подушечку), оба становятся на коленки.
На коленочки поставлю, целовать заставлю,
Ой-лёли-лёли, целовать заставлю.
Целуются троекратно.
Целуй, милый, /2р. целуй, не пасайся.
Ой-лёли-лёли, целуй, не пасайся.
21
Тот, кто выбирал, уходит в хоровод. А другой берет платок (подушечку) и сам
выбирает.
ЗАИНЬКА (выбор с поклоном)
Хоровод водят, взявшись за руки и высоко подняв над головой, образуют
«окошки», в которые пытается выскочить «заинька». В той стороне хоровода,
куда устремляется «зайка», резко опускают руки, мешая ему.
Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда зайке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Есть замки немецкие.
Попытки обычно безуспешны, хоровод останавливается, все хлопают в ладоши:
Ну-ка, зайка,скоком-боком
Перед нашим хороводом,
Ну-ка, зайка, не ленись,
Кого любишь, поклонись.
Тот, кому кланяется «заинька», выходит в круг. Начинают сначала. Если же
«зайка» выскочит в круг входят двое, кто выпустил.
22
ТРИФОН (игра для всех возрастов)
Все становятся в хоровод. В центр выходит водящий —«Трифон». Взявшись за
руки, водят хоровод, напевая:
Как у деда Трифона (или по своему имени)
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом сделали вот так!
Водящий прохаживающийся «против солнца» —показывает какое-то забавное
или сложное движение, которое все должны повторить движение, в точности. Кто
не справился — водит!
СТИХИИ (для всех возрастов, на быстроту реакции)
Становятся широким кругом. Игрица бросает платок (в платок насыпают крупу,
чтобы далеко летал, надежно завязывают его) одному из играющих.При этом она
выкрикивает: либо «воздушное», либо«водное», либо «земное», либо«огненное».
Поймав платок, игрок должен тут же отбросить его назад игрице, называя
необходимое: «ветер»,«корабль», «поле»,«свеча». Ответивший правильно делает
шаг к центру круга; кто неверно назвал предмет или замешкался, остается на
месте.
Кому игрица бросит платок в следующий раз и какую стихию она
назовет,является неожиданностью это усложняет игру. У тех, кто
приближается к центру, задача усложняется еще и более коротким временем
полета платка.
23
ТЕТЁРА (перепляс)
На правой руке парня лежит правая рука девушки. Левой рукой он обхватывает её
талию, она держится за эту руку своей левой рукой.
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
На первую фразу «ох, я!» парень кружит девушку под своей правой рукой. На
словах «я тетёрку пасла», когда девушка обернулась лицом к парню, он левую
руку подаёт партнерше слева от себя, она левую руку — парню слева от себя.
Дальше всё время на протяжении припева меняются партнёрами, хватаясь то
правой, то левой рукой.
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох, я, я тетёрку пасла,
Ох я, на зелёном лугу,
Ох я, не поймала тетевину,
Ох я, только вырвала перину.
Ох я, уж я с этой тетевины
Ох я, уж я сделаю дуду,
Ох я, уж ты, дудка моя,
Ох я, веселушка моя
Ох я, весели-ка меня
Ох я, на чужой стороне
Ох я, у большой у семье.
Ох я, а семья — три сына,
Ох я, один коней пасёт,
Ох я, другой лапти плетёт,
Ох я, третий сидит на камушке,
Ох я, держит козу на вязушке,
Ох я!
На последней фразе «на чужой стороне» с новой партнёршей становятся в первую
позицию и идут по кругу до припева.
24
ДУДАРЬ (для всех возрастов)
Все, взявшись за руки, ходят по кругу, и поют песенку:
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
Дударь, дударь, что болит?
«Дударь» отвечает на вопрос: «Голова» (спина, брови, уши, пятки и т.д.). И все,
находящиеся в хороводе, одновременно руками берут рядом стоящего соседа за
названное «больное место». И вновь двигаются под песенку.
Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя»
спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из круга на своё
место другого и игра может продолжаться.
КАРАВАЙ
Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Хоровод очень простой.
Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода.
Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:
Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)
Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на
пол)
Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно
большего диаметра)
25
Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к
имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему
«нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,
Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и
ведет в центр хоровода)
Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится
«именинником».
ПУЗЫРЬ
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята
берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно
ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в
стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь
«надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав
напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается
следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!
26
КРУЖЕНИЕ (развитие внимательности, вестибулярного аппарата)
Играющие ходят хороводом и говорят
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек,
Раз, два, три-
Таня, покружися ты!
Названный по имени должен повернуться вокруг себя.
СЕЛЕЗЕНЬ И УТИЦА
Перед началом игры выбираются Селезень и Утица. Дети стоят по кругу,
взявшись за руки. Утица находится внутри круга, Селезень – снаружи.
Исполняется проигрыш, играющие двигаются по кругу «по солнцу», Утица – в
другую сторону, Селезень – идет в ту же сторону, что и общий круг. После
проигрыша, круг останавливается и дети начинают петь. Играющие на 2 такта
поднимают руки «воротцами», на 2 такта – опускают. В это время Селезень ловит
Утицу. После исполнения песни выбираются другие водящие. Игра
продолжается (с проигрыша).
Селезень ловил Утицу,
Молодой ловил серую,
Приди Утица домой,
Приди серая домой,
У тя семеро детей,
Восьмой Селезень.