Народный фольклор как средство социализации и развития личности ребёнка

Народный фольклор как средство социализации и развития личности ребёнка.
. М.Л.Николаева, О.В.Толстова
МАДОУ «Детский сад №75» г. Чебоксары
В статье рассматривается социально-педагогический аспект становления личности подростка
в процессе приобщения подрастающего поколения к традиционной народной культуре.
Раскрывается процесс адаптации ребенка к окружающей среде с помощью малых форм
фольклора, их роль в формировании развивающейся личности.
Ключевые слова: фольклор, социализация, пестушки.
В наше время произошли радикальные изменения во всех сферах жизни общества:
политической, экономической, социальной, духовной. Смена экономических основ и устоев
общества повлекла за собой трансформации и в сознании молодежи. Современные
подростки живут в условиях значительно измененных приоритетов и представлений о
жизненных ценностях. «С одной стороны, современные средства связи (сотовая связь,
Интернет, цифровое телевидение) позволяют практически каждому, не выходя из дома,
путешествовать по всему миру и общаться с широким кругом людей. С другой стороны,
своеобразная виртуальная социализация имеет и негативную сторону: неограниченный
доступ к любой информации, часто отрицательной, пагубно воздействует на личность, до
конца не сформировавшуюся ни физически, ни социально». [1]
Исследователи (Ф.Г. Гиддингс, Э.Дюркгейм, Ч.Кули, Ж.Пиаже, И.С.Кон и др.) по разному
трактуют понятие «социализации». Но все они сходятся в том, что «сущность социализации
состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного
общества». [1] «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-
исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России,
передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях». [2]
Нравственно - духовное возрождение невозможно осуществить, не усваивая культурно-
исторический опыт народа. «Ничто так не способствует формированию и развитию
личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам,
народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой
обстановке, которой является для ребенка его родной язык». [3]. Народный фольклор
обладает всеми предпосылками для успешной и эффективной социализации дошкольников.
Проведённые исследования, связанные с приобщением дошкольников к фольклору
раскрывают значимость приобщения ребёнка к народной культуре (О.М.Князева,
М.Д.Маханева); средства ознакомления дошкольников с культурой народов, населяющих
разные страны (Н.С.Александрова, М.И.Богомолова, Г.З.Киселёва).
Фольклору отводится заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического
воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в
комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального
этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное
богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
К.Д.Ушинский о связи педагогики с фольклором писал, что «всякий народ в своей
литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает
свои убеждения в том, каким должен быть человек по его понятию…». По его словам,
воспитательная сила фольклора, закладывающая нравственные представления,
формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в
состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и
историческая конкретность. Фольклор как форма народной культуры развивается вместе с
народом, сохранив в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые
социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой
причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может
использоваться в учебно-воспитательном процессе. С помощью фольклора взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное
содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание
ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное
воздействие.
Для полноценного развития ребёнка фольклор должен сопровождать его с младенческого
возраста. Колыбельные песни, пестушки наполняют жизнь малыша радостью. Именно
пестушки и потешки помогают устанавливать эмоциональный контакт ребёнка с взрослым,
без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучают языку
и мелодике, дают первые представления о реалиях окружающей действительности [4].
Благодаря потешкам у ребенка развиваются двигательные навыки, появляется инициатива к
самостоятельным действиям. Прибаутки нацеливают маленького ребенка на здоровую,
безболезненную жизнь: без горестей, без страха, без сомнений. В формах благопожеланий
дается установка доброты, здоровья, красоты, становления будущей личности.
По мере взросления ребенка его словарный запас расширяется, и потребности слушания
средств детского фольклора должны преемственно усложняться. Так, 6-7 летний ребенок
нуждается в более усложненных и видоизмененных формах сказках, пословицах,
поговорках. Педагогическая ценность пословиц состоит в том, что в них заключена народная
оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы прославляют ум, смекалку
человека. В них находит отражение национальная история и общественный строй, быт и
мировоззрение. Пословицы и поговорки знакомят детей с нормами и правилами поведения,
этикетом взаимоотношений, как в мире людей, так и с миром природы. Благодаря
пословицам и поговоркам взрослые дают детям представления о социо-нормативных и
морально-этических нормах (трудолюбие, честность, правдивость, уважение к старшим,
забота о младших). Например, вопросы справедливости отражаются в следующих
выражениях: «На доброе добром отвечают», «Где справедливость, там и правда», «Будь
справедлив, и будешь счастлив». Честь, совесть освещают такие пословицы и поговорки:
«Безмерная хвала чести вредит», «Встречай не лестью, а с честью!», « Нечистая совесть
спать не дает», « Больная совесть, что больной зуб».
Усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности, развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками могут
помочь такие высказывания как: «Верному другу цены нет», «Не имей сто рублей, а имей сто
друзей», «Уговор дороже денег». Пословицы помогают сделать нравственный выбор: «Что
хорошо, а что плохо», «Что можно делать, а что нельзя». Пословица не только характеризует
явление, но и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на
интуитивном уровне: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам», «Труд кормит, а лень
портит», «Красота приглядится, а ум пригодится». Пословицы - это обширная энциклопедия
человеческих пороков и недостатков. Но всегда рядом и одобрение. Положительные и
отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и
перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей.
Самым привлекательным и наиболее действенным средством воспитания на самых ранних
этапах детского развития являются сказки. В.А. Сухомлинский, отмечая уникальность
воздействия сказки на чувства и сознание детей, в дальнейшем формирующей характер,
писал: «Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок
познает сердцем родной народ» [6]. В сказке лучше, чем в каком-либо жанре устного
народного творчества, выражается народная философия со всеми ее национальными
особенностями. Поэтому сказка является одним из самых эффективных педагогических
средств. В ней дети слышат поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку.
Общеизвестно, что любая сказка несет в себе «нравственный урок». В них заложены модели
поведения и всегда есть свобода выбора этих моделей. Закладывая в душе и в сознании
ребенка моральные нормы, установки, сказка помогает маленькому слушателю понять, что
хорошо, а что плохо. Например, сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно
сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по
их внутренним достоинствам. Знакомя данной сказкой, необходимо подвести детей к
пониманию того, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать
лишь свои эгоистические интересы: помоги другому и настанет день, когда он поможет
тебе в трудную минуту.
Герои сказок всегда преодолевают разные трудности. Этот элемент сказки формирует у
ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для
понимания того, что не всегда получается всё сразу, нельзя опускать руки перед
возникающей проблемой, а смело бороться с ней. Сказки учат преодолевать трудности не
одному, а совместными усилиями. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь,
если мы не сможем справиться сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие
к окружающему миру.
Воспитательная цель сказок бесспорна. Они формируют основы поведенческой
компетентности, позволяют осознать мотивы собственных поступков. Жадным и
эгоистичным детям полезно почитать сказки «О трёх жадных медвежатах», «Морозко», « О
рыбаке и рыбке», где жадность осуждается и наказывается; робким и пугливым, - «О
трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт
«Приключения Буратино», «Снежная Королева».
Важная роль в воспитании подрастающего поколения на национальных традициях отводится
загадкам. Загадка заставляет ребенка глубже вникать в суть обозначений мира, проявленных
предметов и явлений, увеличивает потенциальный дар воображения. Загадка, разгаданная
ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной
ступенькой в развитии его мышления. Педагогическая ценность загадок заключается в том,
что они воздействуют на развитие мышления детей, вырабатывают способность размышлять
о явлениях природы, окружающих человека предметах.
Таким образом, устный детский фольклор в полной мере служит педагогическим средством
в воспитании личности ребёнка.
Литература
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений /
А.В.Мудрик, 2007. – С. 36-37.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А.
Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение,2009 00 с. (Стандарты
второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-
3. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного
возраста с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - с. 27..
4. Гостар А. И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей
старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. №8. — С. 916-918.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений /
А.В.Мудрик, 2007. – С. 36-37.
6. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. -272 с.