Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство
в жизни детей дошкольного возраста.
Декоративно – прикладное искусство – одно из древнейших. Первые
образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции
народного прикладного искусства складывались веками, развивались и
бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата
разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба
по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и
т.п.
Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе.
Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели,
чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность,
упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека
природой, ее гармонией, соединение с тонким анализом, сравнением и
обобщением нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и
ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного
искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы
находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней
формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом
орнаменте.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем
отработано и сохранено главное. Самые выразительные признаки
окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно
народное искусство отличается особой простотой, вкусом,
выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и
даже самым маленьким – дошкольникам.
Произведения народного декоративного искусства отличает красочность,
яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность
цвета характерны для большинства народных росписей.
Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем
проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности:
гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к
красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает
его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические
пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это
богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме
искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.
Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный
мостик от души народа к душе ребенка.
Вот почему в отечественной педагогике с давних времён (К.Д. Ушинский,
Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Б.Д. Неменский и др.)
проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и детском
саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живёт
человек.
Декоративное искусство не есть что – то изолированное, особое в жизни
людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом,
праздниками, нравами, традициями народа.
Большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного
искусства разных народов, выделение в нем содержания, приемлемого в
художественной деятельности детей – дошкольников, внесла З.А.
Богатеева
Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного
искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения
более важной задачи: развитие основ личности ребёнка. Присвоение
детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего
народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и
для будущего становления личности, осознание себя как частицы своего
народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а
зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне
лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время
туда, где прошло детство.
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей,
преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач
всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в
обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из
первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши
дни подчеркивается необходимость формирования нового человека,
сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство.
Задачи перестройки системы народного образования в стране,
поставленные в документах реформы общеобразовательной и
профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные
учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и
творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна
начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами,
среди которых особое место принадлежит художественно-творческим
деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-
прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются
эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства.
Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются
мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В
последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-
прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных
форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно,
сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность
радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего
коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем
подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем
товарищеской взаимопомощи.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в
себе большие потенциальные возможности всестороннего развития
ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда,
когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в
соответствии с возрастными особенностями и будут получать
удовлетворение от нее. Если же, дети не почувствуют радости от
созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего
настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность,
огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это
приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на
всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со
знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути
оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на
всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и
творческого потенциала.
Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в
их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в
народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное
декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью
культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.
Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-
прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование
внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами
художественной обработки материалов благотворно сказываются на
развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с
приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой
деятельности. Технологический процесс обработки материалов
базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен
без использования ручных инструментов, умения владеть приемами
работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика,
паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца многих других. Занимаясь
художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают
навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого
подхода к выполнению трудовых операций.
Различные виды художественной обработки материалов заставляют
детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими
задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими,
воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс
создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-
прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно
прививается детям любовь к различным профессиям.
Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы
многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии
детей.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-
творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с
вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых
умений и навыков, психологической и практической подготовкой к
труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную
ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и
искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства,
выражающаяся в единстве формы и практического назначения
декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и
художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять
комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным
искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового
и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и
современным требованием международных стандартов в
промышленных изделиях, которое выражается не только в
высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях
технической эстетики.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с
декоративно-прикладным искусством народных художественных
промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала,
органическим единством утилитарности (практической направленности)
вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-
эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько
воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз,
но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно
возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с
дошкольниками.
Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников,
ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-
прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство
должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками
различными видами деятельности: лепке, рисованию, аппликации,
конструированию.
Общие задачи обучения дошкольников декоративному
рисованию:
1. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства;
понимания его особенностей; желание знать искусство местного края,
различать стили наиболее известных видов декоративной живописи
(хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью
по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование обобщённых знаний и соответствующих
изобразительных умений:
освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров
той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге
разного формата и на объёмных предметах;
воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества
при создании выразительных узоров ( в поиске, выборе элементов,
колорита, композиций).
Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным
группам.
Декоративное рисование в средней группе детского сада.
Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого
возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как
мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко
представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно
учить детей декоративному рисованию. Роспись объёмной игрушки пока
не доступна детям.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения
узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих
формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.
Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской
росписи (сочетание красного, жёлтого, синего, зелёного, чёрного цветов),
а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние
годы вошли пастельные тона.
Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного
не несёт конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов
в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл
такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и
естественным, для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому
в повседневной жизни надо обращать внимание детей на вещи,
украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые
вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п.
Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора,
украшающего её, должна быть использована в системе
общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее
глаз своей необычностью, красочностью.
В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления
дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде
главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами
искусства. В Данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной,
радующей глаз.
Декоративное рисование в старшей и подготовительной
группах.
В этих группах идёт дальнейшая работа по освоению детьми
декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению
соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения
новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья,
ягоды). Происходит более глубокое ознакомление с народным
декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду.
Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы
узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных
изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т.д.). Опыт,
полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить
задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными
знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности,
творчества.