Сценарий "Ыбрай Алтынсарин – первый учитель казахской степи"

Сценарий круглого стола
«Ыбрай Алтынсарин – первый учитель казахской степи»
Цель:
- вызвать интерес учащихся и родительской общественности к изучению
жизнедеятельности и произведений великого просветителя Ыбрая
Алтынсарина;
- воспитывать историческое мировоззрение, чувство гордости за свою страну
и культуру своего народа.
Задачи:
- ознакомить учащихся, родителей с жизнью и творчеством И. Алтынсарина;
- развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную
речь;
- совершенствовать умение внимательно слушать друг друга;
- воспитать нравственные качества: доброты , любви, труда, милосердия.
Оборудование: электронная презентация, видеофрагменты фильма «Тайны и
судьбы великих казахов», видео-отчеты руководителей кружков
«Краеведение», «Жас қадет», «Здравствуй, школьный музей!», звонок,
бейджи, планшеты.
Ход мероприятия
Круг радости есто проведения – Зал Республики)
Экскурсия в музей истории школы (3 этаж, Музей истории школы)
Ход мероприятия
Звучит мелодичная музыка.
(9 «Б» класса Фролова Ильмира читает наизусть стихотворение Фарида
Минкина «Семиозерное»)
Семиозерное
Древняя тургайская ложбина,
Караванный, лебединый край,
Здесь мое село ты приютила,
Милый сердцу тополиный рай.
Ты - обитель тихая, полынная,
Расстелилась у семи озер.
А вдали лоснится степь ковыльная,
Зноем брезжит и дрожит простор.
Свежо дышит на тебя ветрами
Близко подошедший смольный бор.
Он своими хвойными мехами
Разжемчужил гладь твоих озер.
Не один любуюсь я тобою,
Хорошеешь ты из года в год.
Вижу я, как раннею весною
Белый лебедь над тобой плывет.
Фарид Минкин
Ведущий 1: Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың 2017 жылғы 12
сәуірдегі «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» мақаласынсында «Туған жер»
бағдарламасы бар. «Туған жер» бағдарламасы жалпыұлттық патриотизмнің
нағыз өзегіне айналады.
Туған жерге деген сүйіспеншілік Туған елге – Қазақстанға деген патриоттық
сезімге ұласады. «Туған жердей жер болмас,туған елдей ел болмас» деп текке
халық айтпаған.Өз жерім мен елім жайында сөз айтуға неге айтпас, Отан –
бұл біздің еліміздің туған мекені ғой. Отан... Бұл сөз –әр адамның жүрегіне
жылы тиетін сөз,өйткені әр адамның туған жері өз Отаны өзіне жақын әрі
ыстық болады. «Отан оттан да ыстық» деген мақалды кім
білмейді,сондықтан біз жерімізді анамыздай жақсы көреміз. Отан – мен үшін
ана да,әке де, сүйікті Отанымызды озат оқуымызбен,үлгілі мінез-
құлқымызбен ,жақсы істерімізбен қуантуға тырысамыз.Еліміздің
бейбітшілікте,ынтымақтастықта,тыныштықта өмір сүруін қалаймыз.
Ведущий 2: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги и гости!
Частица любимой Отчизны, родного края дорогие сердцу места,
близкие душе обычаи значительную роль в жизни каждого человека. Но мало
говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее,
богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится
и к нашему родному селу Аулиеколь, Аулиекольскому району.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности изучения культуры своего народа, изучение прошлого и
настоящего своей «малой родины», становление духовности для
формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
В связи с этим, исследование родного края, изучение его природы, его
истории с древнейших времен до наших дней особенно актуально. Только
зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно
научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего
Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу Казахстана.
Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного
наследия малой родины.
Презентация работы кружка «Краеведение»
Руководитель Ергазиев Е.А.
Ведущий 1: Әр заман, тарихи әр кезең әлеуметтік құбылыстар өзінің
дарынды өкілдерін жарыққа шығарып отыратыны мәлім. Олар елдің мұң –
мұқтажын көре біліп, халқының сол мұқтажына перзеттік махаббаттын
арнаған, туған халқының игілігі үшін бар күш жігерін жұмсаған ардақты
азамат ретінде халық тарихынан орын алып отырған. Мұндай азаматтардың
игілікті дәстүрлері ұрпақтан- ұрпаққа жалғасып, елдің тарихи, мәдени
өміріне елеулі ықпал етіп келген.
Қазақ арасында халықтық мектептер ашып, ағарту жұмысын белсенді
жүргізудегі Ыбырай Алтынсариннің еңбегі ұшан-теңіз.
Видеофрагмент фильма
«Тайны и судьбы великих казахов. Ыбрай Алтынсарин».
Ведущий 2: Расставание оба переживали очень тяжело, но этот путь и этот
выбор был единственным верным. Именно он приведет Ыбрая Алтынсарина
к его мечте: возвысить, сделать достоянием, гордостью нации, просветителем
своего народа, его первым учителем.
(видеозаставка – «Ыбрай Алтынсарин. Первый учитель»)
Ведь не каждого человека можно назвать великим, не каждый достоин этого
высокого звания. Сегодня мы поговорим о великом человеке своего времени,
выдающемся казахском педагоге-просветителе, общественном деятеля,
писателе, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае
Алтынсарине.
1 блок «Жизненный путь Ыбрая Алтынсарина»
Слово предоставляется Здановской Дарье и Здановской Людмиле
Юрьевне.
Выступление Здановской Дарьи и Здановской Людмилы Юрьевна.
Здановская Людмила Юрьевна: Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20
октября 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал
к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда
Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего
деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним
из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим
влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850
году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге административном
центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских
детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный,
он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих
сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного
мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко
вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел
русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
Музыкальный переход
Мизасцена: Ыбрай Алтынсарин сидит за ученическим столом. На столе
лежат книги, бумага, перо. Медленно горит свеча. Чуть поодаль героя
стоят и оживленно разговаривают ребята (русские (в папахах), татары (в
тюбетейках))
Мальчик Ыбрай – Мустафин Адиль
Русские мальчики – Шишкин Антон
Мальчики татары – Кисиков Адиль
Голос за сценой (отрывок Симашко М. Колокол: роман и повести / М.
Симашко; сост. К. Отегул; предисл. К. Нургали.- Астана: Аударма, 2011.-
565,[3] c.: портр. — -ка Каз. Литературы): Середина 19-го века, Оренбург.
В экспериментальной школе для киргиз-кайсацких детей, открытой
Высочайшим повелением при Пограничной комиссии, учится мальчик,
который выжил наследник степных биев, вырезанных местным пугачевым
на глазах у мальчика. Казахская родня пытается вырастить из юного бия
волосатую руку в кармане Белого царя, силовые ведомства, курирующие
школу, готовят туземным ученикам противоположную судьбу. А Ибрагим
каждую ночь просыпается от повторения кошмара, стесняется побитой
лишаем головы, зубрит русский с географией, молча разглядывает и слушает
русских да татар — и мечтает возвести в степи город с белыми куполами,
счастливыми жителями и совсем без убийц.
Мальчиком этим был Ибрай Алтынсарин будущий просветитель
степи. Ибрай не позволяет муллам прерывать школьные занятия, а
миссионерам – крестить учеников, толкует тактические азы генералам-
истерикам и чиновникам-шовинистам, терпеливо пишет объяснительные в
связи с очередным доносом, из двух сцепившихся в сваре дядек выбирает
третьего, спокойно выбивает копейки на народное образование, продает
последнее имущество, чтобы построить школу (на которую все никак не
выделятся казенные деньги) и содержать дочку умершего наставника и
каждый день бьет в колокол, объявляя всей степи начало урока, и неважно,
что степь и город не торопятся на этот урок. Он все равно начнется.
Звенит звонок
Здановская Людмила Юрьевна: В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу
и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был
оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два
последующих года Ы. Алтынсарин упорно самостоятельно занимается,
значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает
историю своего народа.
Летом 1860 года Ы. Алтынсарину разрешают открыть начальную
школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени
Ы. Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой
посвятит всю свою жизнь. Литературная деятельность Ы. Алтынсарина
началась с написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три
i ода (1876 -1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности
в системе народного просвещения, долгое время был инспектором
по народному образованию. Именно на этом посту Ы. Алтынсарин проявил
себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным
писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17
июля 1889 года.
Просмотр буктрелера по книге Мориса Симашко «Колокол»
Информация на слайде:
В СССР имя было присвоено Аркалыкскому педагогическому институту.
В СССР имя было присвоено Убаганской средней школе Алтынсаринского
района.
В честь Алтынсарина назван Алтынсаринский район Костанайской области.
В честь Алтынсарина названа Областная библиотека для детей и юношества
в Костанае.
В честь Алтынсарина названа Южно-Казахстанская областная детская
библиотека в Шымкенте.
В честь Алтынсарина назван Рудненский социально-гуманитарный колледж
в Костанайской области.
В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и
науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда
Нагрудный знак «ИбрайАлтынсарин».
В его честь в городе Алматы назван проспект.
В городе Капшагай есть средняя школа № 1 имени Алтынсарина.
Алматинская гимназия № 159 носит имя Алтынсарина.
В его честь в 1952 году был назван ледник Алтынсарина в Джунгарском
Алатау
Памятник Ибраю Алтынсарину в Кентау, открыт в мае 2013 года.
(Вопросы выступающие задают поочередно каждому столу.
Викторину проводит Здановская Дарья)
Вопросы викторины:
1.В каком году родился ЫбрайАлтынсарин? (1841 год).
2.Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).
3.Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской
хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками»,
«Когда наступает весна» и др.).
4.В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь
к матери».)
5.Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»?
(1876-1879).
6.Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч.
Валиханов, А. Кунанбаев).
7.В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).
8.Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.
Лермонтов, И. Крылов)
9.С чего начал свою литературную деятельность И.Алтынсарин
10.Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более
ста)
2 блок «Просветительская деятельность Ыбрая Алтынсарина»
Ведущий 2: «Школы – главные пружины образования казахов, в них же
будущность казахского народа». Более века назад, так сказал о школе Ибрай
Алтынсарин.
Имя Ыбрая Алтынсарина знакомо каждому казахстанцу. С его именем
связано создание в Казахстане совершенно новых для того времени
народных школ. Именно он стоял у истоков нашего национального
образования.
Ведущий 1: Ыбырай оқу-ағарту жұмыстарына өз заманының ең озық
әдістемелерін қолдана отырып, білімнің балаларға ана тілінде берілуіне
айрықша мән береді. «Қазақ хрестоматиясы» атты оқулық, «қазақтарға орыс
тілін үйретудің бастауыш құралы» атты дидактикалық оқу құралын жазды.
Бұл кітаптарындағы оқушыны отан сүйгіштікке, еңбекке, кісілікке —
тәрбиелейтін ғибратты шығармалары ешқашан да өзінің мән-мағынасын
жоймақ емес.
Тек қана оқу-ағарту жұмыстары емес, Ыбырай сонымен бірге сол
кездегі қоғамдық — саяси өмірге сергек араласып, ғылым-білімге, еңбек пен
өнерге, дінге, этнографияға қатысты мақалалар жазды. Оның, әсіресе, көркем
еңбектері қазақ әдебиетінің қалыптасуына айрықша ықпал етті.
Шоқан Уәлиханов атындағы мектептің оқушыларына сөз береміз.
Выступление Аулиекольской средней школы им. Ш Уалиханова
«Просветительская деятельность Ыбрая Алтынсарина»
Ведущий 2: Известно, что учебно-образовательную работу школы
Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием
четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По
инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с
пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию,
русской грамоте и арифметике. Много сил и энергии Ы. Алтынсарин тратил
на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Строительство
каждого из них было сопряжено с большими трудностями. Отсутствие дорог,
транспорта, дефицит строительного материала и денег не пугали
Алтынсарина. Все вопросы от сбора документов до поиска средств он решал
самостоятельно. Как же удавалось столь молодому учителю выполнить
такую большую работу?
Сейчас вашему вниманию будет представлен доктора исторических
наук, профессора Калкамана Жакыпа. Профессор был у нас в гостях и
выступал с лекцией о просветительской деятельности Ыбрая.
Видеофрагмент выступления доктора исторических наук, профессора
Калкамана Жакыпа (о строительстве школы на берегу Учительского
озера)
Ведущий 2: В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством
образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная
награда Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».
Выступление ШГ им.С.Баймагамбетова «Нагрудный знак «Ыбрай
Алтынсарин»»
3 блок «Литературное творчество»
Ведущий 1: Ыбырай Алтынсарин – нағыз халықшыл жазушы, ағартушы,
ақын, өмір шындығын озық идея тұрғысынан таныта білген кемеңгер
суреткер, аса қажырлы қоғам қайраткері, заманының ең маңызды мәселесін
көтеріп жыр төккен азамат ақын, жаңашыл жазушы, сол жаңаның тынымсыз
жаршысы.
Чтение стихотворения наизусть Ыбрая Алтынсарина
«Кел, балалар оқылық
Ведущий 2: Литературное наследие произведений Ыбрая Алтынсарина
носит не описательный, а четко выраженный воспитательный характер в
духе идей просветительства и патриотизма. Все произведения, переводы
были доступны каждому читателю, редкие архивные произведения
опубликованы, ну а молодое поколение с благодарностью изучало
творчество талантливого поэта и переводчика.
Литературная деятельность Ы. Алтынсарина началась с написания им
«Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и
«Основное руководство по обучению киргизов русскому языку», эти труды
помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ,
научить их трудолюбию, воспитать в них высокие нравственные качества.
-Какие произведения великого поэта вы знаете?
Ведущий 1: Ыбырай – көрнекті ақын, таланты жазушы. Ақынның «Араз бол
кедей болсаң ұрлықпенен» деген өлеңі еңбек салтанатын, адалдықты,
шындықты үйретеді. «Әй, достарым?» деген өлеңінде Ыбырай «Қолыңнан
келсе қыл, қайыр» деп, қайырымды, кең, адал азамат болуға шақырады.
Ыбырай – жаңашыл жазушы. Ол – ең алдымен қазақ әдебиетіне жаңа
идеямен тың тақырыптар әкелуімен жаңашыл. Қазақ ақындарына оқу, тәлім-
тәрбие, мәдениет мәселелерін Ыбырайдай арнайы сөз еткен ешкім болған
жоқ. Ақынның шығармаларында өнер, еңбек, кәсіп, адамгершілік идея,
отырықшылыққа байланысты тұрмыс жаңалықтары көтерілді. «Жаз», «Өзен»
деген өлеңдері де кезінде қазақ әдебиетіне жаңалық болып қосылды. Еңбек
тақырыбындағы «Өрмекші, құмырсқа, қарлығаш», «Бай мен жарлы баласы»,
«Байлық», «Асыл шөп», «Қыпшақ Сейітқұл» т.б. әңгімелері аса тартымды,
мәнді, көркем шығармалар.Ыбырайдың адамгершілік мәселесіне «Шеше мен
бала», «Бір уыс мақта», «Мейірімді бала», «Ауырудан аяған күштірек»,
«Әдеп», «Таза бұлақ» әңгімелерін жазып, аудармалар жасады.
Ведущий 2: Известно, что и литературное творчество просветителя носило
назидательный характер. Сейчас дорогие участники круглого стола вам
предлагается выполнить следующее. У каждого из вас на столах лежит
одного произведение великого учителя. Вам необходимо внимательно
прочитать рассказ, представить урок, наставление, преподнесенный Ибраем
(в виде эссе), написав его в письме.
Творческая деятельность групп
Задание: Внимательно прочитайте рассказ. Представьте его содержание.
В письме (заготовленных на столах) запишите урок, наставление,
преподнесенный первым учителем казахской степи.
1 группа - Муравей, паук и ласточка.
Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
- Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
- Он плетет свою паутину.
- А вон муравей, видишь?
- Вижу, бежит с крошкой во рту.
- Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
- Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
- Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя
примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и
употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя
крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы
устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.
2 группа - Рассказ «Чистый родник.»
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и
листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как
лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то
положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте,
где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот
родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали
надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не
переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше
вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку.
Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай,
никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так,
то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем
вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары,
тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет
жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой
надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность,
ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи
спросили его, как он думает. Юноша ответил:
Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном
месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда
люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет
беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если
так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник,
ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и
отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник,
держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-
моему, говорит надпись
3 группа - Рассказ «Садовые деревья.»
Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном
прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? –
спросил сын.
- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали,
срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло
само по себе , - ответил отец.
- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
- Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, - ответил
отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое
дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду
тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то
ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти
без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.
Выступление групп (родитель - учащийся)
4 блок «Краеведение»
Ведущий 1: Биыл біздің мектептің оқушылары Қостанай қаласына,
Құсмұрын ауылына саяхат жасаған. Саяхатты ұйымдастырған «Жас кадет»
үйірменің жетекшісі Садиров Қыдырбек Бахитжанович.
Презентация работы кружка «Жас қадет»
Руководитель Садиров К.Б
Ведущий 1: Өлкетану белгілі бір өңірдің табиғатын, халқын,
шаруашылығын, тарихын, мәдениетін зерттеумен шұғылданатын ғылым мен
мәдениет саласы; шағын аумақтың табиғатын, халқын, шаруашылығын,
тарихын және мәдениетін, елді мекендерін олардың таяу төңірегімен қоса
зерттеу. Өлкетанудың негізгі әдісі - аумақ туралы ақпаратты, табиғи
үлгілерді, материалдық мәдениет заттарын және т.б. деректерді жинау және
жүйелеу.
Презентация работы кружка «Здравствуй, школьный музей!»
Руководитель Корольчук А.А.
Академик Д. Лихачев: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость». Детей надо воспитывать на том, что рядом,
что доступно – не на подвиге вообще, а на делах своих земляков.
Краеведческая работа всегда была и будет актуальной, ибо она
включает в себя разные направления: патриотическое, экологическое,
литературоведческое, историческое и т.д.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию
творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников
по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-
познавательную ценность.
Актив музея:
- пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций
школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными
организациями и лицами, устанавливает связи с другими школьными,
народными и государственными музеями; проводит сбор необходимых
материалов на основании предварительного изучения литературы и других
источников по соответствующей тематике;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
- осуществляет создание экспозиции, стационарных и передвижных
выставок;
- проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников шефствующих
предприятий, учреждений;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в
учебном процессе.
Таким образом, в программе деятельности музея истории школы по
данному направлению работы определена следующая задача:
Сформировать нравственные основы личности, внутреннюю
потребность к самоопределению в системе общечеловеческих ценностей.
Воспитывать гражданственность и любовь к Родине.
Как известно, программа «Рухани жанғыру» включает в себя 6
специальных проектов. Программа «Туган жер» подразумевает проявление
патриотизма через ознакомление с историей родного края, экспедиции и
экскурсии.
«Ибрай Алтынсарин первый апостол народного просвещения
Казахстана. Десятки, сотни менее известных, но менее ярких духовных
учителей, выражающих в своих личных судьбах дух казахского народа, ждут
своих исследователей, которые донесут до широких казахских слоев деяния
своих предков по укреплению казахской идентичности», - эти слова
президента Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев
определили цель нашего исследования жизнедеятельности великого
просветителя.
Видео о проделанной работе «В памяти предкам»
Разрешите предоставить вашему внимание видеоотчет наших юных
краеведов о проделанной работе по разделу «У истоков школы». Данный
раздел предполагает изучение жизни и деятельности выдающихся личностей,
положивших начало истории нашей школы. Остановились мы на великом
просветителе казахского народа Ыбрае Алтынсарине.
В дальнейшем мы планируем изучение жизни и деятельности
выдающегося педагога нашей школы Ахмета Байтурсынова.
Ведущий 1: Ыбырай Алтынсарин — кемеңгер ағартушы, өмір шындығын
озық идея тұрғысынан таныта білген аса дарынды суреткер, қажырлы қоғам
қайраткері. Ол заманның ең маңызды мәселелерін көтеріп, жыр төккен
азамат ақын, жаңашыл жазушы. Көрнекті әдебиетші-ғалым Қажым
Жұмалиев «ХVІІІ–ХІХ ғасырлардағы қазақ әдебиеті» деген ғылыми-зерттеу
еңбегінде педагог-жазушыға: «ХІХ ғасырда қазақ даласынан шығып, орыс,
Еуропа мәдениетіне қолы жеткен оқымысты, халық ағартушылар дәрежесіне
көтерілген әрі педагог, әрі ақын-жазушы Ыбырай Алтынсариннің өз
халқының келешегі үшін істеген еңбегі зор», — деп баға берген.
Ведущий 2: Есть имена, которым никогда не суждено забвение. К ним
относится имя Ыбрая Алтынсарина. Он стал казахским Данко, поведший за
собой народ к свету знаний. Вся его жизнь и деятельность являются ярким
примером беззаветного служения народу и отчизне. Великая память о нем
сохранилась, как о педагоге, просветителе, а самое главное – патриоте своей
страны.
Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки
И.Алтынсарина:
Строит дивные - дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверено живёт.
О достоинстве коня
Не узнаешь без байги.
Пусть услышит мир большой
Наши смелые шаги.
Пусть пословица живёт
В каждой ясной голове
«Честь джигита, красота –
В совершенстве, мастерстве».
Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив,
Так примите в добрый час
Пожелания мои.
Вручение благодарственных писем
Рефлексия. Участники стола, встав в круг, передают символ «Рухани
жаңғыру» со словами «Я люблю свой родной край за …»
Использованная литература:
1. Казахи. Девятитомный справочник. Исторические личности, Том 2, с.
381-383.
2. Алтынсарин Ыбырай. Өнер-білім бар жұрттар. - А, Жалын, 1991.
3. Ә. Садықов. Ы Алтынсариннің өмірбаянына қосымша материалдар. - А.,
Мектеп, 1969.
4. Материалы областных педагогических чтений по теме: «Идеи гуманизма,
патриотизма в творчестве Ибрая Алтынсарина», Аркалык, 2008.
5. Симашко М. Колокол: роман и повести / М. Симашко; сост. К. Отегул;
предисл. К. Нургали.- Астана: Аударма, 2011.
6. «Тайны и судьбы великих казахов. Ыбрай Алтынсарин», видеофрагменты
документального фильма, телеканал «Хабар».
7. «Семиозерное», Фарид Минкин/Архивы музея истории Аулиекольской
средней школы им. И.Сьянова