Картотека подвижных игр ФГОС

Карт
отек
а
подв
ижн
ых
игр
в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования для
детей старшего дошкольного
возраста 6-7лет
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель. Упражнять в беге. Продолжать формировать умение
действовать быстро, развивать ловкость, внимание.
Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы.
Меньшая ( примерно треть играющих) образует круг
мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне
круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают
ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!
По окончании стихотворения дети останавливаются и
поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в
мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову
воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и
приседают мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не
успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже
становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда
большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра
возобновляется.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи
выразительно, негромко, делая логические ударения, не
скандируя каждый слог.
В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни
разу не остались в мышеловке.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: развитие артистизма, выдержки, внимания и терпения
Играть можно любой группой детей, но оптимальным
количеством будет 6-10 человек. В начале игры дети стоят
лицом в круг, убрав руки за спину.
Взрослый или водящий из числа детей идет за кругом
и незаметно дотрагивается до руки одного из ребят. Тот, до кого
дотронулся водящий, тут же становится «хитрой лисой».
После этого водящий выбирает одного из ребят и предлагает
ему посмотреть на лица друзей и угадать, кто же является
«хитрой лисой». Если этот игрок сразу не угадал, то все дети
хором спрашивают:
- Хитрая лиса, где ты?!»
и смотрят на лица друг друга, пытаясь угадать и найти плутовку.
Если лису угадали, то игра начинается сначала. Если лиса
всё же сумела скрыться, то после трех заданных вопросов она
отвечает:
- Я тут!!!
и бежит ловить ребят. Все бросаются врассыпную.
После 3 пойманных и осаленных детей игра заканчивается и всё
начинается сначала.
Подвижная игра «Мы веселые ребята…»
Цель: Упражнять в беге в различных направлениях, закрепить
умение двигаться быстро, не наталкиваясь друг на друга,
развивать ловкость.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки или у стены
комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной
стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей,
примерно на середине, между двумя линиями, находится
ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята, любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать: раз, два ,три – лови!
После слова «лови дети перебегают на другую сторо6ну
площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка
дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается
пойманным и садиться возле ловишки.
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и
выбирается новый.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а
произносили его выразительно.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Цель. Упражнять в беге в прямом направлении. Приучать детей
действовать согласно правилам игры. Закрепить умение
имитировать действия птиц.
Ход игры: Из числа играющих выбирается волк и пастух.
Остальные дети - гуси. На одной стороне площадки проводится
черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки
очерчивается место – логово волка.
Пастух выгоняет гусей пасти на луг. Гуси ходят, летают по лугу.
Затем пастух говорит: Гуси, гуси!
Гуси останавливаются и отвечают хором: Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя: Серый волк под горой, не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите!
Гуси, расправив крылья ытянув руки в стороны), Летят через
луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им
дорогу, старается поймать их оснуться рукой).
Пойманных гусей волк уводит к себе.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится
подсчет пойманных гусей.
Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.
Примечание: Когда воспитатель впервые проводит игру, он
рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при
этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают,
расправляют крылья (поднимают руки в стороны).
Подвижная игра «Караси и щука»
Цель: Упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять
направление движения, действовать по сигналу.
Ход игры. Один ребенок выбирается щукой. Остальные
играющие делятся на две группки: одна их них камешки
образует круг, другая караси, которые плавают внутри круга.
Щука находится за кругом.
По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг,
стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место
за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от
щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели
спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается число
пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по
кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.
Подвижная игра «Удочка»
Цель. Продолжать формировать умение подпрыгивать на двух
ногах, развивать внимание, ловкость, умение быстро
ориентироваться.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре круга воспитатель. Он держит в
руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком.
Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой
землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не
задел их ног.
Предварительно воспитатель показывает т объясняет детям, как
надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям
отдохнуть.
Подвижная игра «Перебежки»
Цель. Продолжать формировать навыки метания в подвижную
цель, умение действовать совместно с товарищами.
Ход игры: На одной стороне площадки отделяется линией дом,
на расстоянии 5-6 м чертится вторая линия, за которой
находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно
домам проводится еще одна черта.
Играющие делятся на две группки два отряда (не долее 6-8
человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии
любого дома. Другой отряд размещается вдоль линии любого
дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног
каждого ребенка лежит два снежка. По сигналу воспитателя
первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго
отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в
кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал
перебежка происходит в обратную сторону; дети стоящие у
боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку.
Осаленные в этот раз также отходят в сторону.
Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был
более ловким, смелым, метким. После этого, временно
выбывшие из игры, возвращаются в свои отряды. Отряды
меняются, и игра продолжается.
Подвижная игра «Медведи и пчелы»
Цель. Закрепить навыки лазанья, умение быстро действовать по
сигналу. Развивать ловкость.
Ход игры.
Играющие делятся на две неравные группы. Одни
(приблизительно треть детей) медведи, остальные - пчелы. На
расстоянии 3-5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-
10 м на противоположной стороне луг. Пчелы помещаются на
вышке или на гимнастической стенке лей). По сигналу
воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только
все пчелы улетят, медведи влезают на вышку в улей и
лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы
летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес
(дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на
вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не
выходит за медом. После того как игра проведена 2-3 раза, дети
меняются ролями.
Воспитатель должен находиться у вышки имнастической
стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.
Подвижная игра «Кто скорее до флажка»
Цель. Продолжать учить быстро передвигать по площадке,
выполнять задание. Закрепить умение подлезать под веревку,
поднятую над полом на 60 см, не касаясь земли (пола).
Ход игры.
Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5-6 шагов от
края площадки проводится черта, за которую становятся 4-5
детей.
На противоположной стороне площадки на расстоянии 18-20
шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут
флажок. Стулья стоят на одной линии.
По сигналу воспитателя дар в бубен или хлопок или при
словах «раз, два, три беги!») дети бегут к флажкам, берут их
поднимают вверх, потом кладут обратно.
Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли
флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место
становятся за черту следующие 4-5 человек.
Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за
флажками.
Примечание: Когда дети хорошо освоят этот вариант игры,
рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся
стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. Дети подлезают
под нее, не касаясь земли (пола) руками, выпрямляются и бегут
дальше к флажку.
Подвижная игра «Пустое место»
Цель. Упражнять детей в беге на скорость. Развивать умение
действовать согласно правилам игры, быть внимательным,
ловким.
Ход игры.
Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он
пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает
бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в
противоположную сторону от водящего. Кто из них первый
добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а
опоздавший становится водящим.
Правила.
1. Дети бегают только за кругом.
2.Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.
3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то
они оба встают в круг, и выбирается новый ведущий.
Указания к проведению.
Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где
можно бегать без помех. Участники игры встают по кругу на
расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены.
Если детей много, лучше организовать два круга играющих.
Подвижная игра «Школа мяча»
Цель: Закрепить навыки работы с мячом, учить координировать
свои движения, развивать выносливость, умение играть в
коллективе.
Ход игры: Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по
одному, по двое и небольшими группками.
В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч
другому. При продолжении игры он начинает с того движения,
на котором ошибся.
Виды движений:
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
Подбросить мяч вверх, и пока он совершает полет, хлопнуть в
ладоши перед собой.
2. Ударить мяч о землю и поймать двумя руками. Ударить мяч о
землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать
его двумя руками.
3. стоять лицом к стене на расстоянии двух-трех от нее шагов,
ударить об нее мяч и поймать его двумя руками.
4. Бросить мяч о стену, дать ему стукнуться о землю, отскочить
от нее, а затем уже ловить его.
5. Отбивать мяч о землю до пяти раз правой и левой рукой.
Подвижная игра «Затейники» или «Ровным кругом»
Цель. Учить детей согласовывать свои действия с действиями
своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель
назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут
по указанию воспитателя вправо или влево под следующий
текст:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем… вот так.
По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых
рук.
Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по
кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или
затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра
продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать
движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.
Подвижная игра «Быстрей по местам»
Цель. Упражнять в беге в разных направлениях, закрепить.
умение быстро ориентироваться в пространстве, находить свое
место. Развивать внимание.
Ход игры.
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в сторону рук.
Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом,
например кубиком, который кладется на пол.
По слову воспитателя «бегите» или удару в бубен дети выходят
из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке
(комнате). Воспитатель тем временем убирает один из
предметов, лишая таким образом одного ребенка места. При
ударе в бубен или после слова «по местам» все дети бегут в круг
и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором
говорят:
Ваня, Ваня не зевай (Маня, Оля и др.)
Быстро место занимай.
Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет кубик
обратно, для того, чтобы все дети имели место.
Подвижная игра «Городок»
Цель. Продолжать развивать ловкость, умение быстро двигаться,
глазомер. Учить действовать согласно правилам игры.
Ход игры.
На земле чертят квадрат городок, каждая сторона которого 6-10
шагов.
Играющие делятся на две равные группы, игроки одной группы
идут в городок. Другая группа остается в поле, встает вокруг
городка. Игроки поля, перебрасывая друг другу мяч, стараются в
удобный момент осалить кого-либо внутри города. Тот, кого
осалили, выходит из игры. Если игрок поля промахнулся, он тоже
выходит из игры.
Игра заканчивается, когда одна из групп потеряет всех игроков.
Затем они меняются местами, игра продолжается.
Правила:
1. Игрокам городка не разрешается выходить за его границы.
2. Игрокам поля не разрешается долго задерживать мяч и
переходить с места на место.
Указание к проведению:
В игре принимают участие не более 16 человек. Количество
игроков можно увеличить, если игра будет проходить на большой
площадке. Дети могут передавать мяч друг другу или
перебрасывать. По договоренности можно играть в 2-3 мяча
Подвижная игра «Космонавты»
Цель. Закрепить умение быстро ориентироваться в
пространстве, действовать по сигналу воспитателя, быть
внимательным.
Ход игры. По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-,
четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно
быть меньше количества играющих детей.
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по
кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать
места в ракете. Те. Кому не хватило места в ракете, остаются на
космодроме, а те кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают,
где пролетают и чсто видят.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается
выполнять различные упражнения, задания, связанные с
выходом в космос, и др.