Сценарий фольклорного представления "Приходите к нам на чай"

Сценарий фольклорного представления
«Приходите к нам на чай»
Дмитриева Ирина Владимировна
педагог доп. образования ГБУ ДО ЦВР
Центрального р-на г. Санкт-Петербурга
Кушкина Светлана Александровна
педагог доп. образования ГБУ ДО ЦВР
Центрального р-на г. Санкт-Петербурга
Ганзенко Александр Анатольевич
концертмейстер ГБУ ДО ЦВР
Центрального р-на г. Санкт-Петербурга
Дата проведения: 14.09.2019г.
Место проведения: ГБОУ СОШ №183
Оформление зала: зал празднично украшен букетами из осенних листьев,
представлен фрагмент интерьера русской избы: стол с самоваром и угощеньем,
скамья, бытовая утварь
Цель проведения: прививать интерес к русской народной культуре
Задачи:
-воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, природе
-развитие творческих, музыкальных способностей, навыков актерского
мастерства и выразительности
Ход представления
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо, что вы пришли к нам сегодня.
Мы с вами отправимся в старину.
Звучит мелодия русской народной песни «Я с комариком плясала».
На сцену выходят комар, муха, таракан, жук, пчела, муравей, блоха. Это дети,
переодетые в костюмы насекомых. Они садятся за стол с угощениями.
Ведущий: А это что тут еще за гости такие?
Насекомые вскакивают из-за стола и хором отвечают:
Мы- особенное племя, рядом с вами мы живем,
Мы жужжим, летим, шныряем, ткем, грызем и вашу кровь сосем!
Ведущий: Теперь мне понятно, кто вы такие. А вот узнали ли вас ребята?
Представьтесь, пожалуйста.
Насекомые загадывают загадки.
Комар: Собой тонок, голосом звонок,
Летит- пищит, сядет молчит.
Все его боятся, все его страшатся,
Окна затворяют, двери запирают (комар).
Пчела: Иголку носит при себе, а не портниха.
Варит, а не повариха (пчела).
Муравей: Сам Еремка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит, тяжелее себя ноше носит (муравей).
Жук: Два рога- а не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит- так воет,
Сядет- землю роет (жук).
Паук: Серый маленький Денис на веревочке повис (паук).
Муха: Черный хохолок воткнулся в потолок,
Осенью в щель забирается,
Весной просыпается,
Легко порхает, страха не знает (муха).
Блоха: Мала, а проворна,
Где бывает- там повелевает,
В шатер взойдет-
Богатыря перевернет (блоха).
Ведущий: Молодцы, ребята, все загадки вы отгадали. А теперь загадка
посложнее:
Ползу червяком, питаюсь цветком,
Потом засыпаю, себя закрываю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю я с новой весной,
Свой гробик стряхаю над травой молодой,
Лечу, веселюся, как птичка, завьюся,
Прекрасней в сто раз, чем прежде была я,
И радую вас по цветочкам порхая (бабочка).
Ведущая: В стародавние времена наши с вами предки отмечали праздник
Семенов день. Посвящался этот праздник святому Симеону Столпнику. Если
этот день приходился на воскресенье, то с утра в каждом доме женщины
принимались за основательную «приборку», ведь всякой «нечисти» за лето
накапливалось достаточно много, но особенно одолевали неистребимые
спутники сельского двора- мухи и тараканы. Тараканов, например, считали
неизбежными жителями крестьянской избы и говорили: «Избу сруби, а
тараканы свою артель приведут». Про мух также молвилось немало: «Мухи
льнут, мухи кусают к ненастью, «Докучлив, как ильинская муха». Поэтому в
Семенов день хозяйки пытались всякими способами избавиться от
надоедливых насекомых: и мором, и заговорами.
Ведущий: От тараканов, например, старались избавиться «уводом»: ловили
несколько самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичный мешочек,
который убирали в старый лапоть, а потом девки с озорными припевками
тащили лапоть на веревочке через дорогу на пустырь. Считалось, что вслед за
«вожаками» уйдут и все остальные.
Дети везут импровизированный лапоть, сделанный из санок или маленькой
тележки, в котором сидит ребенок, переодетый в костюм таракана.
Дети поют:
На столе стоит стакан,
А в стакане- таракан.
Этот рыжий таракан
Ну совсем, как мой Иван.
Муха: Эх, хорошо жилось нам летом! Тепло, еды вдоволь, летаешь себе весь
день, гуляешь, потом домой прилетел, наелся и спать.
Таракан: Главное, что тебя никто не трогает. Хозяева работой заняты,
ребятишки гуляют.
Пчела: Ну, кто отдыхает и ест досыта, а кто и трудится в поте лица.
Жук: Не спорьте. Давайте лучше расскажем истории из жизни насекомых.
Дети показывают инсценировку русской небылицы.
1 ребенок:
Во зеленом, во бору,
Во высоком терему,
Жила барыня блоха,
Злая-зляща голова.
2 ребенок:
Захотела раз блоха
В банечке помыться,
Заставляет паука
Всем распорядиться.
3 ребенок:
Тараканы баню мыли,
Комары дрова рубили,
Мухи баню топили,
Мошки щелочь щелочили.
4 ребенок:
Натопили жарко баню,
Принесли блоху в диване.
Блоха скок, скок, скок,
Повалилась на полок.
5 ребенок:
Слуги верные бежали,
Блохе жару поддавали.
Уморилася блоха,
Да свалилась с потолка.
1 ребенок:
Со угару блоха пала,
На ушат боком упала.
И лежит, и еле дышит,
Ручкой- ножкой не колышет.
2 ребенок:
И все стонет, и ревет,
И на помощь всех зовет:
Блоха: Ох, изувечилася, да искалечилася!
Без пальца нога, без мизинца рука, без ума голова!
3 ребенок:
Околела тут блоха.
Кроты яму копали,
Тараканы погребали,
Мухи плакали- рыдали.
Муха:
Хорошо, что околела,
Всему миру надоела,
Всему миру надоела,
Все живое переела!
Ведущая: Ну, вот, даже между собой поладить не можете.
Таракан:
Да мы тихие.
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели-посидели, песенку запели.
Комар: Да, хорошо летом: кусай, грызи, кровь пей, сколько хочешь!
Блоха: А теперь про тебя, комар, историю расскажем.
Дети, переодетые в костюмы насекомых, исполняют русскую народную песню
«Как комар на мухе женился».
Ведущий: Самым забавным был обряд «похорон мух». К тому же поверье
гласило: «Злую муху закопать осенью в землю- прочие кусать не будут».
Вместе с тем этот обряд содержал в себе за внешне шутливой формой весьма
серьезное значение.
Ведущая: После обеда девушки, старательно нарумяненные и разодетые в свои
лучшие наряды, собирались артелью и, распределив роли, затевали мушиные
похороны, загодя позаботившись о привлечении желанных зрителей- знакомых
и незнакомых парней. Разыгрывался довольно сложный и потешный спектакль.
В нем участвовали только девушки, каждая из которых находила то место в
спектакле, которое позволяло ей наиболее ярко проявить свой темперамент и
изобретательность. Девушки ловили десятка два мух и помещали их в
вырезанные из репы, свеклы или редьки «гробики». Затем отпевали «покойниц»
и устраивали похоронную процессию- несли «прах» на кладбище (ближайший
пустырь). Там копали импровизированные могилки, хоронили и оплакивали
мух с воем, криками и причитаниями, т.е. забавным образом воспроизводили
весь похоронный обряд, который завершался установлением крестиков и
поминками. А зрители веселым одобрением отмечали каждую выходку
затейниц.
Ведущий: Вот и закончились наши истории из жизни насекомых. Да и им уже
пора убираться по домам- осень на дворе.
Звучит наигрыш русской народной песни «Сел комарик на дубочек». Ведущие
машут рушниками и вениками, а дети, переодетые в костюмы насекомых,
убегают от них и прячутся.
Представление заканчивается совместным чаепитием.
Список литературы
1. русская народная песня «Я с комариком плясала»
2. русская народная песня «Как комар на мухе женился»
3. русская народная песня «Сел комарик на дубочек»
4. Громыко М.М. Мир русской деревни.- Москва, 1991.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год.- Москва, 1991.
6. Шангина И.И. Русские праздники от Святок до Святок.- СПБ, 2004.