Обрядовые праздники ханты и манси

Обрядовые праздники ханты и
манси
Обрядовая деятельность важнейший
компонент духовной культуры любого народа.
Описание и изучение обрядов дает представление о
богатстве этой культуры, помогает понять истоки
многих современных традиций. Особое место
среди традиционных обрядов занимают
посвященные различным календарным праздникам,
ежегодно повторяющиеся.
В календаре ханты и манси, или как их раньше
называли обских угров, год состоит из четырех
сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и
весны (тови). Однако календарь начинал год
весной, в марте-апреле. И только в прошлом
столетии коренные народы перешли на
общепринятый календарь, начинающий год с 1
января. Каждый месяц у северных народов
обозначен природными изменениями и
деятельностью человека в этот период, поэтому и
носит соответствующее название. Например,
ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а
февраль называется Месяцем ленивого орла. Это
название основывается на поговорке «Ленивый
орел один день летает, другой день нет», что
значит то тепло, то холодно, один день длинный
другой короткий.
Вороний день
Первым праздником по календарю обских
угров является Вурна Хатл или Вороний день.
Прилет вороны связывается с приходом весны и
тепла, ведь именно вороны прилетают первыми,
начинают вить гнезда и громко каркают,
пробуждая природу. В этот день нельзя шить,
рубить лес, колоть дрова.
Черный ворон - мудрая и гордая птица.
Живет эта птица очень долго 120 лет. Ворон
не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому
он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда
не убивают ворона. Они считают, что убив эту
птицу, тут же налетят все духи, которые принесут
им несчастья и беды.
На Вороньем празднике кто-то из взрослых
обязательно рассказывает легенду о вороне. В
мансийских преданиях вороны выступают
покровительницами женщин и детей. Праздник
начинается с традиционного окуривания гостей
чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот
ритуал приносит здоровье, удачу и счастье.
Один из священных ритуалов - обряд
поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая
платок с головы маленькой девочки, бросает его в
огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня.
Девочке же она повязывает новый платок,
символизируя тем самым связь поколений.
Неотъемлемая часть праздника - обряд, во
время которого всем гостям предлагается повязать
цветную ленточку на ветку березки. Одаривая
березку (священное дерево) ханты и манси просят
об исполнении желаний бога Торума.
Напоследок гостям предлагаются
традиционные угощения - горячая уха, жареная
рыба. Вороний день празднуется 7 апреля и
перекликается с христианским праздником
Благовещения, который отмечается в этот же день
и также считается в России символом пробуждения
природы.
Лосиный праздник
В прошлом у северных народов был также
известен Лосиный праздник. По рассказам
очевидцев, выглядел он так: все мужчины-
охотники накануне уходили на охоту и добывали
лося. На следующий день приносили на священное
место кусочки органов лося и бросали в котел,
череп подвешивали на дерево. Это был сугубо
мужской праздник, на который не допускались не
только женщины, но также дети и собаки.
Праздник Водяного царя
В календаре ханты и манси май месяц
нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек
отмечается праздник Водяного царя - Виткуля,
почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у
водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем,
который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав
воду, смачивают волосы на голове. Только после
такого ритуала можно спускать лодки на воду.
С почитанием воды связан еще один праздник
ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой
лодке, выдолбленной из кедра или осины и
называемой обласом. Еще с древних времен ее
почитали и в середине лета устраивали в честь нее
веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника
Обласа гонки на обласах, управлять которыми
очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в
борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины
выясняют, кто из них самая ловкая и сильная,
игрой в палочку.
Проводы Лебедя
Мало кто знает, что кроме известного
Вороньего дня существует у ханты и манси еще
один праздник, посвященный птице Проводы
Лебедя.
Это осенний праздник народа ханты,
посвященный отлету лебедей. Существуют особые,
известные с древности, священные места для
проведения ритуала. Нарядно одетые люди
собираются там, зажигают костер, кладут подарки
для Лебедя.
В день праздника подъезжают к священному
месту и мужчины-охотники три раза палят из
ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают
по монетке в костер и нашептывают песни птице:
«Ты наша священная птица, мы в гости к тебе
пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с
собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь
край свой родной.
Мы ждем твоего
возвращения
весной. Ясного неба
желаем тебе над
нашей прекрасной
землей!».
Медвежий праздник
В культуре ханты и манси медведь считается
священным зверем и младшим «братцем» человека.
Медвежий праздник считается самым
красочным праздником у народов ханты и манси.
Животное медведь у ханты и манси считается
священным, а также сыном верховного божества
Торума, вместе с тем он сын женщины-
прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и
манси воспринимают его как брата. (Нум-Торум
небесный бог у ханты и манси) А также медведь,
как и у русского народа, считается «хозяином
тайги». У ханты и манси нет особого дня для
празднования «Медвежья праздника». Данный
праздник связан с успешной охотой на медведя.
Интересный факт: длительность праздника у
манси и ханты зависела от того, кого убили
охотники. Если это был самец, то справляли самое
малое 5 дней, самке - 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.
Праздник можно праздновать повторно только
через 7 лет. На этом празднике коренные народы
брали шкуру животного, в данном случае медведя,
и свертывали голову, лапы, затем они украшали ее
своими разнообразными украшениями, это могли
быть: кольца, ленты, шелковые платки, которые
складывать надо было в передние лапы животного.
Затем надо одевать маску и танцевать ритуальный
танец возле медведя, желательно, чтобы в руках
были лук и стрелы. Данный танец сопровождается
музыкой под бубен. После режется мясо, часть
отдается воронам, а другую часть варят.
День оленя или
День оленевода
В феврале-марте проводится День оленя или
День оленевода это новая традиция. Десятки
оленьих упряжек съезжаются к месту празднования
в тундре. Это праздник ловкости и смелости.
Главное зрелище здесь разнообразные гонки на
оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за
оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с
гонками проходят соревнования по традиционным
северным видам спорта: прыжки через нарты, бег
на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на
дальность.
Праздник Трясогузки
Этот весенний праздник народа манси.
Трясогузки у этого народа считаются вестниками
Большого света и Красной весны. В день праздника
на площади селения ставится длинный стол, на
него выставляется угощение, среди которого
главное – ритуальная каша саламат с кедровыми
орешками и фигурки трясогузки из теста.
Собираются все жители.
Ритуал проводит самая старшая женщина села.
Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-
Трясогузка! Прилетела священная пташка, зима не
вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам
долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро
зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой
пополнятся, а леса зверями». Потом девочки
исполняют
танец
Трясогузки,
подражая
порывистым,
быстрым
движениям
птички.
Богатейшие и разнообразные традиции
народов Севера представляют собой великое
культурное достояние и широкое поле для
дальнейшего изучения. Праздники вносили
разнообразие в трудную повседневную жизнь,
снимали психическое напряжение. Комически-
критические сцены играли развлекательную и
воспитательную роль. Современные фольклорные
праздники, традиции, мифы и легенды – всё это
несёт в себе черты былого великолепия. Традиции,
мифы и легенды коренных народов ханты
сохранились до наших дней и передаются от
поколения к поколению.
Ценность фольклорного материала не только в
его образности, художественности, важно и то, что
он помогает развивать у детей разнообразные
способности и умения. Это: развитие речи, памяти,
чувства ритма, разнообразных двигательных
умений и творческих способностей. Устное
народное творчество приобщает детей к
национальной культуре, содействует воспитанию
человека-патриота, знающего и любящего свой
родной край, уважающего коренной народ, его
культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через
устное народное творчество переняли мудрость
коренных народов Севера, научились также любить
и беречь свой край и свою землю.