Презентация "Основные авторские педагогические системы прошлого"

Подписи к слайдам:

Основные авторские педагогические системы прошлого

Автор: Казанцева А.Л.,

учитель английского языка

Многообразие направлений гуманистической мысли

и педагогических идеалов Западной Европы

в эпоху Возрождения

Томмазо Кампанелла

(1568–1639 гг.) 

  • Итальянский философ и писатель .
  • Представитель раннего утопического социализма.
  •   Написал сочинение «Город Солнца». Воспитание там носит общественный характер и равно для всех граждан государства, оно должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности.  
  • Все первоначальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности.
  • Большое внимание уделял умственному образованию, указывал, что оно должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. 

Многообразие направлений гуманистической мысли

и педагогических идеалов Западной Европы

в эпоху Возрождения

Томас Мор

(1478–1535 гг.)

  • Родоначальник утопического социализма, крупнейший английский гуманист.
  • Основное произведение – «Золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». 
  • Выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству.
  • В книге много внимания уделено вопросам воспитания.
  • Первым из мыслителей выдвинул идею о соединении обучения с производственным трудом. 

Многообразие направлений гуманистической мысли

и педагогических идеалов Западной Европы

в эпоху Возрождения

Мишель Монтень

(1533–1592 гг.)

  • Выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма.
  • Основной педагогический труд - «Опыты», своеобразная антология необычного, занятного и поучительного примера. 
  • Выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.
  • Выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность.
  • Сторонник развивающего образования.
  • Высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
  • Воспитание должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка.

Многообразие направлений гуманистической мысли

и педагогических идеалов Западной Европы

в эпоху Возрождения

Франсуа Рабле

(1494–1553 гг.)

  • Представитель французского гуманизма.
  • Священник, врач и профессор анатомии.
  • Автор романа - «Гаргантюа и Пантагрюэль».
  • Выступал провозвестником нового,
  • гуманистического воспитания, защитником

    реальных, практически полезных знаний,

    активных и наглядных методов обучения.

  • Выступал с требованием гармонического
  • развития детей.

Многообразие направлений гуманистической мысли

и педагогических идеалов Западной Европы

в эпоху Возрождения

Витторино да Фельтре

(1378–1446 гг.) 

  • Итальянский педагог, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа».
  • В 1424 г. в доме герцога организовал школу под названием «Дом радости », где кроме детей герцога обучались еще 80 детей приближенных герцога, а также «даровитые» дети из бедных семей, которых Витторино обучал бесплатно.
  • Помещением для школы служил загородный дворец, расположенный на лоне природы.
  • Тем самым Витторино первый осуществил идею школы в природе, о которой говорили затем многие педагоги. 

Многообразие направлений гуманистической мысли

и педагогических идеалов Западной Европы

в эпоху Возрождения

 Эразм Роттердамский

(1467–1536 гг.)

  • Крупнейший ученый, прозванный «князем гуманистов».
  • Подверг критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставил ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, формирующее у него высокие нравственные качества. 

Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры

  • Движение Реформации связано с именами:
  • Мартина Лютера (1483–1546) в Германии,

    Жана Кальвина (1509–1564) во Франции,

    Ульриха Цвингли (1484–1532) в Швейцарии.

  • Реформация стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения.
  • Идеологи проповедовали упразднение церковной обрядности, боролись за самостоятельное изучение и осмысление человеком Библии без посредничества служителей церкви.
940

Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры

  • Существовало два направления – бюргерское,
  • выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся

    М. Лютером, и крестьянское во главе с революционно

    настроенным Томасом Мюнцером, которое под

    знаменем религиозных требований выдвигало идею

    уничтожения частной собственности и порабощения одних людей другими.

  • В процессе реорганизации школьного дела деятели Реформации опирались на практику обучения и воспитания в «братских общинах».
  • Одну из важнейших своих задач они видели в воспитании детей и распространении образования.
  • Выдвинутая реформаторами идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности.

Томас Мюнцер

(ок. 1490 – 1525гг.)

Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры

  • Задача перед средней школой – с помощью организованной системы воспитания и образования готовить чиновничество, готовое служить интересам протестантских государств Европы.
  • Изменения в организации школьного дела в эпоху Реформации были учтены последователями Лютера – Филиппом Меланхтоном и Иоганном Штурмом.
  • Главная цель преобразований состояла в разработке рационального содержания образования и воспитания, предусматривавшего преемственную связь между средней школой и университетом.

Филипп Меланхтон

(1497 – 1560 гг.)

Иоганн Штурм

(1635 – 1703 гг.)

Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры

  • Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней школы.
  • Она строилась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании.

    Система обучения вобрала черты гуманистической педагогики.

  • В Англии с Реформацией связывались надежды на трансформацию общества, находившегося под гнетом абсолютизма.
  • Новые чаяния широких слоев населения связывались с «библейской культурой», проповедовавшей идеалы общности и трудолюбия.

  • Для неимущего населения на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских приходах стали открываться «паблик скулз» – школы для народа.

Развитие образовательных систем в эпоху Нового времени

Педагогические теории и идеи Нового времени базировались

на гуманистических традиция.

В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории.

Вольфганг Ратке (1571–1635) - выступал за реформирование процесса

обучения, изменение принципов и содержания образования.

- Сформулировал принципы обучения.

  • Воспитание должно быть природосообразным.
  • Дети равны от рождения. Настаивал сделать все школы государственными.
  • В обучении следует учитывать особенности процесса познания, в котором на базе восприятия предметов и явлений осуществляется осмысление этих восприятий.
  • Считал необходимым широко использовать различные формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению.
  • Сторонник классической формы преподавания – лекции.
  • Последователь гуманистов, выступал за обучение на родном языке.
  • Создал ряд учебников и хрестоматий для немецкой школы.
  • Предъявлял высокие требования к методической подготовке учителя и ратовал за повышение социального статуса учительства.

Основоположник научной педагогики

Я.А. Коменский

(1592 – 1670 гг.)

Я.А. Коменский – отец педагогики, учитель народов.

  •   Создал педагогические и философские труды,
  • пронизанные духом гуманизма, демократизма,

    любовью и уважением к людям, уважением к труду. 

  • Выделил причины трудностей научных знаний:
  • рабский способ постановки занятий;
  • порочный способ изучения вещей;
  • несовершенство метода.
  • Требует демонстративности при объяснении (наглядность).
  • Воспитание – важнейшая предпосылка установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.
  • Правильное воспитание – природосообразное.
  • Выделил возрастную периодизацию развития ребенка, для каждого особая ступень образования.
  • Считал важной систематичность обучения.

Основоположник научной педагогики

Я.А. Коменский

  • Выдвинул дидактическое требование посильного обучения для учащихся.
  • В педагогике Коменского важное место уделяется роли учителя.
  • Учитель – профессия и призвание.
  • Нравственное воспитание - одно из главнейших в человеческой жизни.
  • Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
  • Основную роль в воспитании играют родители, на втором месте учитель.
  • Всеобщее обучение (богатых, бедных, мальчиков, девочек).
  • Школа должна давать всестороннее образование.
  • Выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке.
  • Автор трудов: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Школа-игра» и др.

Становление педагогической идеологии

эпохи Просвещения

  • Переход от начала Нового времени к веку Просвещения связан с именем Д. Локка. Творчество Д. Локка сыграло огромную роль в формировании идеологии Просвещения.
  • Понятие естественности развития и человека, и общества, и государства противопоставляется искусственности.
  • Вера идеологов в возможность преобразования общества в соответствии с умопостигаемой природой человека посредством просвещения народа, воспитания«особой породы людей», способных организовать социальную жизнь на разумных началах.
  • Различные взгляды на природу человека: «индивидуальный полюс природности», абсолютно естественный и общественный полюс «второй искусственной природы», даваемый человеку в результате общественной жизни.
  • Идеи Локка, нашедшие широкий отклик и в континентальной Европе, во многом определили содержание педагогической мысли эпохи Просвещения.

Философия сенсуализма Джона Локка

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ материалист. 

 В труде «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.) Локк

развил теорию познания материалистического эмпиризма.

  • Идеи возникают вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). 
  • Материал идей перерабатывается деятельностью рассудка - становится знанием.
  • Сенситивный вид знания выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания.
  • Язык – условие возможности общего знания.
  • Источник внешнего опыта - объективный материальный мир.

Сенсуализм (от. лат. sensus – чувство, ощущение) –

учение в гносеологии (в теории познания),

признающее ощущение,

единственным источником познания.

Философия сенсуализма Джона Локка

  • Внутренний опыт (рефлексия) – это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей.
  • Рефлексия выступает как форма рационального познания, которая в опирается на чувственный опыт.
  • По способам образования и формирования идеи делятся на
  • простые и сложные. 

  • Исходный источник знания - ощущения.
  • Внешний опыт - главный и первоначальный источник знаний. 
  • Внешний и внутренний опыт - основа абсолютно всех знаний. 
  • Существуют только идеальные единичные вещи. 
  • Общие идеи – продукт абстрагирующей деятельности разума.
  • Слова - знаки общих идей. 
  • Локк придавал большое значение рациональной форме познания. 
  • Три рода познания: интуитивное, демонстративное, опытное.

Обращение к природному началу человека – основа теории естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо

  • Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо изложена в
  • произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762).

  • Отвергал современную образовательно-воспитательную
  • традицию.

  • Считал необходимым ввести демократическую систему, которая способствует выявлению у ребенка дарований, заложенных природой.
  • Воспитание должно иметь естественный, природосообразный характер.
  • Воспитание - дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами.
  • Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь.
  • Цель воспитания - подготовка из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина.
  • Ребенок - в центре воспитательного процесса, но не предоставлен самому себе.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778гг.) – французский философ.

Обращение к природному началу человека – основа теории естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо

  • Воспитатель должен сопровождать ребенка в испытаниях,
  • направлять его формирование, способствовать естественному

    росту, создавать условия для его развития, но не навязывать

    своей воли.

  • Ребенку необходима среда, в которой он сможет реализовать заложенные от природы добрые начатки.
  • Педагогический подход должен основываться на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника.
  • Трудовое воспитание связано с умственным, нравственным и физическим.
  • Сделал попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи.
  • Полезные науки: география, химия, физика, биология, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе.
  • Естественное назначение женщины – быть женой и матерью.
  • Свобода – одно из естественных прав человека, а роль педагога -развитие активности, инициативы ребенка без принуждения.

Полемика французских просветителей (К.А Гельвеций, Д.Дидро)

вокруг проблемы места и роли воспитания и обучения

в становлении человека

Дени Дидро

(1713— 1784 гг.)

К.А Гельвеций

(1715—1771 гг.)

  • Утверждению "воспитание значит все"' Дидро противопоставил утверждение ''воспитание значит многое".
  • Критиковал точку зрения, согласно которой ум, дарования и добродетели являются только продуктом воспитания, которое всесильно и может исправить в человеке все.
  • В 1775 г. по просьбе императрицы Екатерины II Дидро составил "План университета для России» (систему народного образования).
  • Дидро доказывал необходимость предоставления возможности получения образования представителям всех слоев населения.
  • Дидро свою критику преувеличенной роли воспитания в жизни человека направил прежде всего против Клода Анри Гельвеция, который в трактатах "Об уме" и "О человеке" объявил, что все в человеке и обществе зависит от воспитания.
  • Дидро и Гельвецци критиковали французскую феодальную систему воспитания.

Полемика французских просветителей (К.А Гельвеций, Д.Дидро)

вокруг проблемы места и роли воспитания и обучения

в становлении человека

  • Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. 
  • Гельвеций отрицал врожденные идеи и полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. 
  • Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан – стремление к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан.
  • Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями.
  • Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. 
  • Гельвецци считал, требуется перестроить школу, сделать ее светской и государственной. Необходимо широкое просвещение народа.
  • Дидро высоко оценивал роль воспитания, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспитание всемогущим.
  • Дидро написал в форме диалога «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек».

Список использованных источников:

  • Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия об​разования. Ростов н/Д, 2000.
  • История образования и педагогической мысли : учеб. пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2012. – 248 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 57).
  • История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М, 1999.
  • Константинов Н.А.."История педагогики«. - "Просвещение", Москва, 2001 г.
  • Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мыс​ли). М., 2002.
  • Мазалова М.А..История педагогики и образования. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с. —ISBN 5-9692-0065-4.